Изобретение относится к металлургическому оборудованию и может быть исполь- зовано в клетях прокатных станов, имеющих подшипники скольжения.
Во вкладыше подшипника скольжения прокатного стана с целью повышения его долговечности на рабочей поверхности выполнены несквозные смазочные канавки, имеющие выход поочередно на противоположные торцы, причем канавки выполнены наклонными к образующей и заполнены поочередно твердой смазкой и поверхностно- активными веществами (ПАВ) с изменяющейся вязкостью /1/.
Твердыми смазками в них являются составы на основе эпоксидных смол графитового или алюминиевого порошков, включающие для регулировки вязкости 6,0- 6,5 отвердителя и 8,5-12% пластификатора.
Однако выход канавок на торцы и использование охлаждающей воды приводят к удалению смазки из рабочей зоны Это увеличивает трение, а также износ вкладыша, что приводит кувеличению брака прокатных металлических изделий по типоразмерно- сти. Используемая для охлаждения вода вызывает коррозию цапфы (шейки) валка. Для уменьшения коррозии цапфы в соответствии с известным решением в состав твердой смазки дополнительно добавляется ПАВ - мыльный клей. Значительные сложности создает необходимость регулировки вязкости за счет введения пластификатора и ПАВ, Недостатком известной системы является смешение компонентов смазки при температуре 70-80°С на водяной бане. Указанная смазка многокомпонентна, нетехнологична в изготовлении и допускает работу вкладыша подшипника скольжения при температурах до 100°С, что обусловлено использованием эпоксидной смолы Наличие канавок, имеющих выход на торцы и заполненных вязкой смазкой, снижает конструкционную прочность вкладыша подшипника скольжения.
сл С
XI
о
CJ XI
Целью изобретения является повышение работоспособности, термостойкости, упрощение конструкции и увеличение прочности вкладыша подшипника.
Цель достигается тем, что вкладыш подшипника скольжения прокатного стана с не- сквозными углублениями на рабочей поверхности глубиной, равной допустимому износу вкладыша, заполненными твердой смазкой, изготовлен таким образом, что углубления выполнены в виде размещенных в шахматном порядке круглых отверстий диаметром, равным 0,1-0,15 ширины рабочей поверхности вкладыша, твердая смазка выполнена из фуранового антифрикционного материала, общая площадь поверхности участков твердой смазки составляет 15- 20% полной рабочей поверхности вкладыша, а в зоне максимального давления 35-40%.
Твердыми смазками служат антифрикционные фурановые материалы следующих составов, мас.%:
Состав № 1
Фурфурольно-кетоновый мономер
(ТУ 64-11-17-89) с плотностью 1,09-1,17
Графит искусственный
(ТУ 48-20-54-84)67-74
Бензолсульфокислота
(ТУ 6-14-25-89)4-7
5Фурановая твердая смазка образует
тонкую пленку на рабочей поверхности цапфы валка и вкладыша подшипника скольжения, которая является смазочным слоем и позволяет резко снизить коэффициент тре10 ния. Поскольку смазка - твердый материал (твердость по Бринеллю 2Ю-310 МПа), не требуется регулировка вязкости; при этом смазка более экономно расходуется (отсутствует вытекание из ячеек). Компоненты
15 смазки смешивают при температуре окружающей среды и закладывают в пазы, в которых она затвердевает. Пленка твердой смазки, образующая на поверхности цапфы, является одновременно антикоррози20 онным слоем и защищает цапфу от коррозии. Высокая термостойкость материала позволяет исключить использование во- дяного охлаждения, что также предотвращает вымывание смазочного
25 слоя,
г/см
64-74
4-7
и вязкостью 15-18 с
Графит искусственный (ТУ 48-20-54-84) Бензолсульфокислота (ТУ 6-14-2 5-89)
Состав № 2
Фурано-эпоксидная смола ФАЭД-8 (ТУ 59.02.039.18-80) или ФАЭД-20
(ТУ 59.02.039-13-78)25-30
Смесь серебристого графита (ГОСТ 52-79-74) и отхода графита электродного производства (ТУ 48-20-54-84) Полиэтиленамин (ТУ 6-02-594-75) Тетрафурфурилоксисилан
Состав № 3
Олигомер фурфурилового спирта (ОФС)(СГП 211-3484) 22-26 Графит искусственный (ТУ 48-20-54-84) .67-79
Бензолсульфокислота (ТУ 6-14-25-89)4-7
Состав № 4
Полифурон-321 (ТУ 6-06-36-90) (продукт совмещения мономера ДИФА, фурфурола и дифенйлолпропана в соотношении (мае.) 300:180:100 соответственно)22-26
Твердость смазки и конструкционное 22-26выполнение ячеек на рабочей поверхности
вкладыша без выхода на торцы позволяют
30 сохранить конструкционную прочность вкладыша подшипника скольжения. Вкладыши подшипников скольжения для валков прокатного стана обычно изготавливают из текстолита, а предлагаемое выполнение
35 вкладыша позволяет использовать для изготовления вкладыша в качестве основы как текстолит, так и цветные металлы (бронза, латунь).
Влияние конструкционных особенно40 стей выполнения рабочей поверхности вкладыша и использование твердой смазки на основе фуранового связующего иллюстрируется таблицей.
Как видно из представленной таблицы,
45 наибольшая работоспособность в сочетании с наименьшим количеством брака достигается при выполнении вкладыша в соответствии с заявленным решением. Так как в авторском свидетельстве по
50 прототипу не приведена ни одна техническая характеристика для сопоставления предложенного технического решения с прототипом, нами получена твердая смазка в соответствии с составом № 2 прототипа и
55 ею заполнены продольные углубления вкладыша подшипника скольжения (размеры - Е соответствии с прототипом). Сопоставление заявленного решения с прототипом подтверждает преимущественно заявленной разработки в части работоспособности
60-65
5-7 5-7
Графит искусственный
(ТУ 48-20-54-84)67-74
Бензолсульфокислота
(ТУ 6-14-25-89)4-7
Фурановая твердая смазка образует
тонкую пленку на рабочей поверхности цапфы валка и вкладыша подшипника скольжения, которая является смазочным слоем и позволяет резко снизить коэффициент трения. Поскольку смазка - твердый материал (твердость по Бринеллю 2Ю-310 МПа), не требуется регулировка вязкости; при этом смазка более экономно расходуется (отсутствует вытекание из ячеек). Компоненты
смазки смешивают при температуре окружающей среды и закладывают в пазы, в которых она затвердевает. Пленка твердой смазки, образующая на поверхности цапфы, является одновременно антикоррозионным слоем и защищает цапфу от коррозии. Высокая термостойкость материала позволяет исключить использование во- дяного охлаждения, что также предотвращает вымывание смазочного
слоя,
(срок службы) и уменьшения количества брака, что свидетельствует также о повышении конструкционной прочности.
Образование термостойкой пленки из твердой смазки на рабочей поверхности вкладыша подшипника скольжения и цапфы повышает термостойкость всей конструкции, способной эффективно работать при температуре 150°С.
Предложенный вкладыш проще, чем вкладыш по прототипу, в изготовлении углублений для твердой смазки на рабочей поверхности: по предложенному варианту для этой цели используют обычный сверлильный станок, по прототипу - сложный фрезерный станок.
Формула изобретения Вкладыш подшипника скольжения прокатного стана с несквозными углублениями на рабочей поверхности глубиной, равной допустимому износу вкладыша, заполненными твердой смазкой, отличающийся тем, что, с целью повышения работоспособности, термостойкости, упрощения конструкции и увеличения прочности, углубления выполнены в виде размещенных в шахматном порядке круглых отверстий диаметром, равным 0,1-0,15 ширины рабочей поверхности вкладыша, твердая смазка выполнена из фуранового антифрикционного материала,
общая площадь поверхности участков твердой смазки составляет 15-20% полной рабочей поверхности вкладыша, а в зоне максимального давления 35-40%.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вкладыш подшипника скольжения | 1983 |
|
SU1186848A1 |
МАСЛО ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ И РЕДУКТОРОВ ПРОКАТНЫХ СТАНОВ | 2008 |
|
RU2394070C2 |
Подшипниковая опора жидкостного трения валка прокатного стана | 1990 |
|
SU1784312A1 |
Опора прокатного валка нереверсивного стана | 1988 |
|
SU1581396A1 |
ОПОРА ПРОКАТНОГО ВАЛКА | 2000 |
|
RU2172654C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
Опора скольжения прокатного валка | 1985 |
|
SU1382517A1 |
ПОДШИПНИК ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ | 2012 |
|
RU2613129C2 |
ПОДШИПНИК ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ ДЛЯ ВАЛКОВ ПРОКАТНЫХ СТАНОВ | 2015 |
|
RU2623561C2 |
Опорный узел прокатного валка | 1989 |
|
SU1678476A1 |
Применение: металлургическое оборудование. Сущность изобретения: на рабочей поверхности вкладыша в шахматном порядке выполнены круглые отверстия. Глубина отверстий равна допустимому износу вкладыша, диаметр равен 0,1-0,15 ширины рабочей поверхности вкладыша. В отверстиях размещена твердая смазка из фурано- вого антифрикционного материала. Общая площадь поверхности участков твердой смазки составляет 15-20% полной рабочей поверхности вкладыша, а в зоне максимального давления 35-40%. 1 ил.
В соответствии с изобретением
t+0,1 (1,8 си)
2+0,15(2,7 см)
3+0,12(2,2 см)
При характеристиках, входящих
,09(1,6 см)
5+0,2(3,6 см)
В сравнении с прототипом
Ширина канавки t ,6 сн Длина канавки 10,8 см Глубина канавки - допустимыйизнос вкладыша
Примечание. увеличение плоцади твердой снаэки еше заявленного предела существенного улучшения работоспособности
и уменьшения количества брака не дает;
непосредственное измерение конструкционной прочности акладыиа выполнить не представляется возможным из-за отсутствия методики и приборов для испытания вкладышей.
0,85 0,88 0,87
12 21
0,92 0,88
Эпоксидная смола 1(2 мас.% НЭПА-6,0 мае. Пластификатор - 12 «ас.t Графит - нас.
10
Вкладыш подшипника скольжения | 1983 |
|
SU1186848A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-09-23—Публикация
1990-10-04—Подача