Фиг
Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкции переносных тормозных башмаков, используемых для остановки подвижного состава.
Известен тормозной башмак, содержащий полоз, колодку и стопорное устройство, состоящее из шарнирно закрепленного на колодке двуплечего i рычага с роликом для захвата головки рельса за ее нижнюю поверхность.
Торможение подвижного состава с помощью такого башмака осуществляется за счет заклинивания его на головке рельса с помощью ролика при наезде колеса на корпус с поверхностью трения и упора в двуплечий рычаг.
Известен также тормозной башмак, включающий колодку с ручкой и полоз, трапециевидный профиль которого образован нижней и двумя боковыми поверхностями, причем трапециевидный профиль выполнен с переменным сечением по длине полоза, расширенным в сторону его переднего края. Такой башмак укладывается на головку рельса и при наезде на полоз колеса прижимается к головке рельса и заклинивается.
Наиболее близким к изобретению является башмак, имеющий корпус, снабженный с одной стороны лапками, прилегающими к боковой стенке головки рельса, а с другой - клином, подвешенным на кронштейнах этого корпуса, Причем клин имеэт возможность перемещения в продольном направлении.
Такой башмак устанавливается на рельс и предварительно крепится на его головке путем продольного перемещения клина при нажатии на его утолщенную часть. При ударе наезжающего колеса о корпус башмака последний переместится и еще сильнее заклинит башмак на рельсе.
Недостатком указанного тормозного башмака является его низкая эффективность,
Цель изобретения - повышение эффек- тивнЪсти торможения за счет использования стопорных устройств с упорными телами вращения в виде шариков для заклинивания головки рельса за ее боковые поверхности.
Поставленная цель достигается тем, что в тормозном башмаке, содержащем колодку, полоз и стопорное клиновое устройство, колодка выполнена со щеками для охвата головки рельса и размещения в них стопорного устройства, состоящего из направляющего элемента с трапецеидальной в поперечном сечении проточкой, имеющей
переменную в продольном направлении щек глубину, и упорного тела в виде шарика, размещенного в указанной проточке с возможностью взаимодействия с боковой поверхностью головки рельса, причем направляющий элемент своим расширенным концом установлен в сторону заднего торца башмака.
На фиг.1 показан предлагаемый башмак; на фиг.2-разрез А-А на фиг.1; нафиг.З - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - узел i на фиг.2 .
Тормозной башмак состоит из полоза 1, колодки 2 с ручкой 3 и щеками 4, 5, охватывающими по бокам головку рельса 6, и клинового стопорного устройства 7, содержащего направляющий элемент 8 с трапецеидальной в поперечном сечении проточкой 9 переменной глубины с углом
наклона а к основанию направляющего элемента 8, равным 12-15°, шарик 10 и сепаратор 11 с продольным сквозным отверстием 12.
Стопорное устройство 7 расположено в
нишах 13 на внутренних сторонах щек 4, 5 на расстоянии от головки рельса 6
,
где h - высота головки рельса.
Такое расположение стопорного устройства 7 позволяет исключить влияние на его работу имеющихся на боковой поверхности головки рельса 6 наплывов, наклепов
и других дефектов, а наличие трапецеидальной в поперечном сечении проточки 9 переменной глубины позволяет добиться постоянства контакта шарика с боковой поверхностью головки рельса 6 за счет скатывания его под действием собственного веса по наклонной стенке трапеции к большому ее основанию.
Направляющий элемент 8 расширенным краем проточки 9 направлен в сторону
заднего торца башмака, а шарик 10 свободно размещен между направляющим элементом 8 и сепаратором 11, который крепится к щекам 4,5 винтами (не показаны).
Изношенные элементы 8 выталкиваются из ниш 13 через монтажные отверстия 14. В процессе торможения с помощью предлагаемого башмака колесо транспортного средства, накатываясь на полоз 1, а затем упираясь в колодку 2, перемещается
вместе с башмаком по головке рельса 6 на некоторое расстояние. В это время шарики 10, взаимодействуя с боковой поверхностью головки рельса 6 и проточкой 9, начинают перекатываться по ним, где и заклиниваются. Башмак останавливается и
надежно закрепляет подвижной состав на рельсах.
Для снятия башмака с рельса необходимо убрать подвижной состав и сдвинуть башмак в сторону его переднего торца. Формула изобретения Тормозной башмак, содержащий колодку и полоз, выполненный с щеками для охвата головки рельса, несущими клиновое стопорное устройство, отличающийся
0
тем, что, с целью повышения эффективности, клиновое стопорное устройство включает в себя закрепленные в щеках направляющие элементы с трапецеидальными в поперечном сечении проточками, имеющими переменную в продольном направлении щек глубину, и шарики, размещенные в указанных проточках с возможностью взаимодействия с боковой поверхностью головки рельса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Горочный тормозной башмак | 1981 |
|
SU1049314A1 |
ТОРМОЗНОЙ БАШМАК | 1997 |
|
RU2142891C1 |
Тормозной башмак | 1990 |
|
SU1789399A1 |
Фиксатор антивандальный для рельсового башмака | 2016 |
|
RU2640385C1 |
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО | 2006 |
|
RU2327588C1 |
ТОРМОЗНОЙ БАШМАК | 1935 |
|
SU46274A1 |
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2424143C1 |
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2408486C1 |
Рельсовый тормоз | 1990 |
|
SU1763274A1 |
Тормозной башмак | 1974 |
|
SU522089A1 |
Использование: в путевых тормозных устройствах. Сущность изобретения: тормозной башмак содержит полоз 1, колодку 2 с ручкой и щеками 4,5, охватывающими по бокам головку рельса 6, и клиновое стопорное устройство 7, включающее в себя закрепленные в щеках 4, 5 направляющие элементы с трапецеидальными в поперечном сечении проточками, в которых размещены шарики. 4 ил.
t
8 Щ Я Фиг.З
3
Фиг.1
А
Фиг Л
Упорный рельсовый башмак | 1927 |
|
SU15293A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1992-10-23—Публикация
1990-01-31—Подача