Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к переносным тормозным башмакам, и предназначено для остановки и закрепления отцепленных ot локомотива вагонов, преимущественно на узкоколейных путях.
Известен переносной тормозной баш-мак, содержащий корпус, шарнирно закрепленные поперек корпуса захваты, взаимодействующие с нижней поверхностью головки рельса, и шарнирно закрепленный рычаг, взаимодействующий с колесом затормаживаемого объекта и захватами,. .
Недостатком аналога является низкая тормозная эффективность.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является переносной тормозной башмак, содержащий корпус с полозом, несущим нажимной рычаг, кинематически связанный с подвижным относительно полоза элементом, расположенным с возможностью взаимодействия с головкой рельсз. Взаимодействие производится только с одной стороны головки рельса.
Недостатком прототипа является низкая тормозная эффективность.
Цель изобретения - повышение эффективности торможения.
Поставленная цель достигается тем, что нажимной рычаг выполнен двуплечим, а подвижный элемент выполнен клиновым и размещен между клиновым упором, выполненным на корпусе, и верхней поверхностью головки рельса с возможностью перемещения вдоль нее.
На фиг.1 изображен тормозной башмак, вид сбоку; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.
Тормозной башмак имеет корпус 1 и полоз 2, соединенные стопорным клиновым замком 3 и болтом-фиксатором 4,
Корпус выполнен полым, между его вертикальными ребрами 5 размещен клиновой упор 6 в виде планки, наклоненной под углом 15° к основанию 7, в котором предусмотрен продольный сквозной паз 8 для. подвижного элемента 9. Вогнутая опорная поверхность 10 является рабочей тормозной поверхностью (для колеса транспортного средства) и соединяет ребра 5 совместно с упором 6 в единую жесткую систему. В
{Л
с
Ч 00
Ы Ю Ю
ребрах предусмотрены отверстия 11 для удобства переноски и установки башмака на рельс, а также возможного соединения его с башмаком смежного рельса пути,
В нижней части корпуса с обеих его сторон на ребрах 5 закреплены пружинные фиксаторы 12, обеспечивающие надежное удержание тормозного башмака в начале его установки на рельсе.
В полозе 2 выполнен продольный сквозной паз, соответствующий по размерам пазу 8 в основании 7 корпуса. Конец полоза загнут вверх под углом к горизонтали и образует клиновой упор, в который входит клиновой конец 13 основания корпуса. Такое соединение полоза с основанием образует стопорный клиновой зажим 3, обспечиваю- щий быстрое и надежное соединение деталей, а также совмещение продольных пазов 8 и отверстий по д болт 4 в основании и полозе.
Для размещения фиксаторов 1 2 вотбор - товках полоза предусмотрены вырезы 14.
Подвижный элемент 9 выполнен в виде одностороннего клина, наклонная поверхность которого адекватна по располох ению с поверхностью клинового упора 6 (обращен- . ной к основанию). Размещается этот клин с возможностью свободного перемещения в пазах 8 основания корпуса и полоза; с этой целью он одним концом подвешен к корпусу 1 посредством продолговатых пазов 15, охватывающих штифт 16, неподвижно закрепленный в ребрах 5 корпуса 1, а другой конец клина шарнирно осью 17 подвешен на нижнем плече нажимного рычага 18, который, в свою очередь, шарнирно закреплен осью 19 между ребрами 5 корпуса. Оси 17 и 19 фиксируются .штифтами 20.
Сборка тормозного башмака производится следующим образом. Основание корпуса клиновым концом 13 вставляется в клиновой упор полоза 2. После этого ударами молотка основание корпуса со значительным усилием закрепляется в стопорном клиновом зажиме 3, а затем фиксируется болтом 4 так, чтобы при этом сквозные пазы 8 в основании и полозе совпали.Затем подвижный элемент 9 соединяется осью 17 с нижним, коротким плечом рычага 18 и фиксируется от смещения штифтом 20, после Этого клин тонким концом заводится в пазы 8 между упором б и поверхностью полоза 2, соприкасающейся с рельсом, и в этом положении фиксируется через пазы 15 штифтом 16, который затем закрепляется (посредством раскерновки) в отверстиях корпуса 1. Нажимной рычаг вводится между ребрами 5 колодки и шарнирно закрепляется там
осью 19с последующей фиксацией ее штифтом 20.
Собранный указанным способом тормозной башмак устанавливается на головку
рельса так, чтобы фиксаторы 12, плотно обхватив ее, надежно фиксировали башмак на рельсе. При этом нижняя опорная поверхность клина 9 должна соприкасаться с рельсом, а наклонная его поверхность 0 упираться в клиновой упор 6 корпуса 1. Верхний конец рычага 18 должен выступать за пределы опорной вогнутой поверхности 10 корпуса 1, для чего целесообразно легким ударом молотка (или другого инструмента)
5 зафиксировать рычаг в указанном положении. При накатывании колеса транспортного средства на полоз 2 тормозной башмак прижимается к рельсу, и тем самым создается первая ступень режима торможения за
0 счет трения полоза о рельс. При дальнейшем накатывании на тормозной башмак лесо воздействует на выступающую над поверхностью 10 колодки часть рычага 18 и, нажимая, поворачивает его вокруг оси 19,
5 при этом малое нижнее плечо рычага, поворачиваясь, толкает с усилием подвижный элемент 9, который клиновой поверхностью, упираясь в упор б колодки, создает дополнительное нажатие тормозного эле0 мента на рельс, в результате чего возникает вторая ступень режима торможения за счет трения клинового элемента 9 о рельс. Вращение колеса прекращается, и оно начинает скользить совместно с тормозным башма5 ком по рельсу, при этом за счет указанного трения подвижный элемент 9 будет с большим усилием заклиниваться между упором 6 и головкой рельса, создавая еще больший тормозной эффект.
0 На основании данного .предложения разработана рабочая техническая документация ТБМ 90.01.00.000 для изготовления и испытания опытных образцов.
Социальная эффективность при исполь5 зовании указанного изобретения определяется повышением безопасности труда, особенно при строительстве метрополитена и там, где применяются шахтные грузовые вагонетки.
0
Формула изобретен и я Тормозной башмак, содержащий корпус с полозом, несущим нажимной рычаг, .кинематически связанный с подвижным от- 5 носительно полоза элементом, расположенным с возможностью взаимодействия с головкой рельса, отличающийся тем, . что, с целью повышения эффективности, нажимной рычаг выполнен двуплечим, а указанный элемент выполнен клиновым и
размещен между клиновым упором, выполненным на корпусе, и верхней поверхно- .
стью головки рельса с возможностью перемещения вдоль нее.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормозной башмак | 1990 |
|
SU1770195A1 |
Горочный тормозной башмак | 1981 |
|
SU1049314A1 |
Тормозной башмак рельсового транспортного средства | 1990 |
|
SU1797582A3 |
Железнодорожное путевое тормозное устройство | 1990 |
|
SU1754545A1 |
Устройство для остановки рельсовых транспортных средств | 1990 |
|
SU1787844A1 |
Устройство Дагиса для прижима полуколец к цилиндрическим поверхностям | 1990 |
|
SU1815096A1 |
Фиксатор антивандальный для рельсового башмака | 2016 |
|
RU2640385C1 |
Тормозной башмак | 1984 |
|
SU1240668A1 |
ТОРМОЗ ТЕЛЕЖКИ РЕЛЬСОВОГО ЭКИПАЖА | 2009 |
|
RU2397899C1 |
УПРУГИЙ УПОР ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2000 |
|
RU2207278C2 |
Использование: в железнодорожном транспорте для остановки и закрепления отцепленных от локомотива вагонов, Сущность изобретения: тормозной башмак содержит упорную колодку с основанием и полоз, несущий нажимной двуплечий рычаг, кинематически связанный с подвижным относительно полоза клиновидным элементом, размещенным между клиновым упором на корпусе и верхней поверхностью головки рельса с возможностью перемещения вдоль нее. 2 ил,
Фиг. 1
Удерживающий башмак | 1986 |
|
SU1321621A1 |
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1993-01-23—Публикация
1990-07-26—Подача