Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть использовано для регулирования рек, защиты от размыва водным потоком берегов рек, водохранилищ и подводных переходов трубопроводов.
Цель изобретения - повышение эффек- ТИВНСУСТИ работы сооружения на реках с большим содержанием наносов.
На фиг.1 изображен общий вид сооружения; на фиг.2 - то же, в плане; на фиг.З - разрез А-А на фиг.1; на фиг,4 - то же, при больших скоростях течения на фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.З.
Сооружение состоит из трубчатой рамы 1 и вертикальных модулей 2, выполненных из утилизированных автопокрышек 3, соединенных между собой1 бортами друг к другуРама 1 установлена выше уровня воды и снабжена стойками 4 (с нанизанными автопокрышками 3) и шарнирами 5 крепления
рамы 1 к береговым анкерам 6, С гомощью прокладок 7 покрышки модулей 2 установлены с зазорами, равными 1-2 толщины автопокрышки, и соединены гибкими связями 8. Модули 2 в верхней части шарнирно закреплены на противоположных боковых сторонах рамы 1 со смещением на половину диаметра автопокрышки. Высота модулей выполнена с увеличением вглубь водоема. Для придания модулям 2 отрицательной плавучести в бортах автопокрышек 3 выполнены отверстия. Шарнирное крепление модулей 2 к раме 1 представляют собой покрышки 9, надетые на раму 1 и зафиксированные от горизонтальных перемещений с помощью штырей 10 (фиг.5).
Защитно-регуляционное сооружение монтируется на берегу. Вначале на трубу приваривают штыри 10 на расчетном расстоянии друг от друга, надевают автопокрышки 9 так, чтобы штыри 10 оказались внутри покрышек, затем сваривают раму 1,
XI
х| ю ю ю
обеспечивая шахматное расположение покрышек 9, приваривают стойки 4 и шарниры 5. Из покрышек 3, прокладок 7 с помощью гибких связей 8 собирают модули 2 и крепят их к покрышкам 9, надевают покрышки на стойки 4. Затем устройство анкерится и с помощью автокрана поворачивается в шарнирах 5 и опускается в воду. При этом стойки 4 упираются в дно водоема, а модули 2 свободно свисают с рамы.
Модули 2, свободно свисающие с жесткой рамы 1 установленной выше уровня воды, за счет колебательных движений от действия течения самостоятельно освобождаются от мелких наносов.
При засорении промежутков между покрышками 3 и модулями 2 уменьшается про- пускная способность сооружения и увеличивается площадь сопротивления. В результате чего модули 2 под воздействием водной массы отклоняются, освобождаясь таким образом и от более крупных наносов (топляков, коряг и т.п.), которыми, как правило, более насыщена придонная часть потока.
Кроме того, при увеличении скоростей течения в период паводка модули 2 отклоняются по течению, самоустанавливая автопокрышки 3 под углом к потоку, направляют струи водотока к поверхности, что создает поверхностный режим работы сооружения, повышающий эффективность его работы в целом. При необходимости нижние автопокрышки балластируют для уменьшения угла отклонение модулей в потоке
Предлагаемое сооружение позволяет гасить энергию потока в прибрежной части, отклонять поток в сторону русла, аккумулировать наносы за сооружением и эффективно работать на реках с большими скоростями течения и с большим содержанием наносов.
Формула изобретения Защитно-регуляционное сооружение, содержащее жесткую раму замкнутого в плане контура шарнирно соединенную с расположенными на берегу анкерами и с закрепленными на ней вертикальными модулями, расположенными с зазором относительно друг друга и выполненными из соединенных между собой утилизированных автопокрышек, при этом высота модулей увеличивается по мере увеличения глубины водоема, отличающее ся тем, что, с целью повышения эффективности работы сооружения на реках с большим содержанием наносов, рама снабжена двумя стойками, расположенными со стороны акватории и заглубленными в дно, модули выполнены отрицательной плавучести и размещены на противоположных боковых сторонах рамы со смещением на половину диаметра автопокрышки, а автопокрышки соединены между собой и с рамой посредством шарнирных связей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Защитно-регулировочное сооружение | 1987 |
|
SU1528840A1 |
Шпора берегоукрепления | 1989 |
|
SU1705468A1 |
Блок для наброски | 1989 |
|
SU1666617A1 |
Покрытие поверхности земляных и бетонных сооружений | 1988 |
|
SU1691453A1 |
ПЕРЕХОД ТРУБОПРОВОДА ЧЕРЕЗ ВОДНУЮ ПРЕГРАДУ | 2000 |
|
RU2195596C2 |
Способ берегоукрепления гидротехнических сооружений | 1982 |
|
SU1110854A1 |
СТАЦИОНАРНОЕ БОНОВОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПЛАВУЧЕСТИ | 2003 |
|
RU2247808C2 |
Сооружение для защиты берегов и откосов | 1989 |
|
SU1784709A1 |
Овражный лоток-водоспуск | 1990 |
|
SU1721168A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ КРЕПЛЕНИЯ ГРУНТОВЫХ ОТКОСОВ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ | 1991 |
|
RU2011733C1 |
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и может быть использовано для регулирования рек, защиты от размыва водным потоком берегов рек и водохранилищ. оащитно-регуляционное сооружение состоит из жесткой рамы замкнутого в плане контура, шарнирно соединенной с расположенными на берегу анкерами, и вертикальных модулей, шарнирно закрепленных на ней. Модули выполнены из утилизированных автопокрышек, шарнирно соединенных между собой, и расположены с зазором относительно друг друга. Высота модулей увеличивается по мере увеличения глубины водоема. Рама снабжена двумя стойками, расположенными со СТОРОНЫ акватории и заглубления в дно. Модули выпол- нены отрицатепьной плавучести и размещены на противоположных боковых сторонах рамы со смещением на половину диаметра автопокрышки э ил. (Л С
В
#uf. /
kЈ wrn/T/
ии
№)
т
ЈJ ЭПНЭИЭ±
г- г-
э
41
к
п
Cl
«XI
Б-Б
Г
Фиг. 5
Шпора берегоукрепления | 1989 |
|
SU1705468A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения | 1918 |
|
SU1989A1 |
Авторы
Даты
1992-10-30—Публикация
1990-04-06—Подача