Изобретение относится к судостроению, в частности к судомоделированию и может быть использовано для создания судов с плавниковым движителем.
Известны движительно-рулевые комплексы, содержащие смонтированный на-баллере, плавниковый движитель, кинематически связанный с валом привода, и механизм поворота движителя-на любой заданный угол.
Недостатками известных устройств являются сложность конструкции, большие габариты и вес,
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является, выбранный в качестве прототипа, движительно-рулевой комплекс плавникового движителя С. М. Устинова. Этот комплекс содержит привод преобразования вращения вала двигателя в угловые колебания плавников и механизм изменения направления движения судна, содержащий привод и, кинематически связанную с ним, поворотную платформу, на которой смонтированы плавники.
Это устройство имеет сложную конструкцию привода поворота платформы, которая выполнена в виде зубчатого колеса и привода преобразования вращения вала двигателя в угловые колебания плавника. Кроме того при колебаниях плавника вместе с ним перемещается зубчатое колесо, серводвигатель и румпель, что усложняет эксплуатацию и ухудшает маневренность комплекса.
Целью изобретения является упрощение конструкции, снижение веса и габаритов комплекса.
Поставленная цель достигается тем, что в движительно-рулевом комплексе судна, содержащего плавники, кинематически связанные передачей, включающей кривошипно-шатунные механизмы, с ведущим колесом вала двигателя, а также механизм изменения направления движения судна, выполненный с поворотной платформой, поворотная платформа установлена на полом валу, внутри которого соосно ему расположен вал двигателя, плавники свободно установлены на осях, жестко связанных с поворотной платформой, а вышеуказанная передача снабжена приводными колесами, каждое из которых установлено на поворотной платформе и связано с ведущим колесом вала, а также посредством соответствующего кривошипно-шатунного механизма с соответствующим плавником.
На фиг. 1 изображен общий виддвижительно-рулевого комплекса судна: на фиг. 2,
3, 4 - платформа комплекса в положении
прямой ход и обратный ход (вид снизу).
Движительно-рулевой комплекс судна
установлен в корпусе судна 1 и содержит
привод двигателя 2, который через муфту 3 соединен с приводным валом 4, установленном внутри полого вала 5. На приводном валу 4 установлено фрикционное колесо 6, находящееся во взаимодействии с колесами
0 7 и 8, установленными на осях 9 и 10, которые смонтированы на поворотной платформе, выполненной з виде зубчатого колеса 11, На периферийной части зубчатого колеса 11 жестко закреплены вертикальные оси
5 12 и 13, на которых свободно установлены плавники 14 и 15, оборудованные осями 16 и 17, которые посредством рычагов 18 и 19 кинематически связаны с осями 20 и 21, смонтированными на периферийных частях
0 ; колес 7 и 8. Зубчатое колесо 11 посредством валов 22 и 23 кинематически связано с рулевым приводом 24.
Устройство работает следующим образом.
5Вращающий момент от привода 2 через
муфту 3 передается на колесо 6, которое приводит одновременно во вращение колеса 7 и 8, и через рычаги 20 и 21 преобразует их вращение в колебательные движения
0 плавников 14 и 15 вокруг валов 12 и 13, установленных на зубчатом колесе 11, Синхронные противофазные колебания двух плавников 14 и 15 создают только силу тяги, вектор которой совпадает с осью симметрии
5 зубчатого колеса 11. На фиг, 2 показаны положения плавников 14 и 15 в момент максимального их расхождения, а на фиг. 3 - в момент минимального их сближения. При необходимости поворота комплекса на заданный угол необходимо рулевым приводом 24 через кинематически связанные валы 22 и 23 повернуть зубчатое колесо 11, При этом вектор силы тяги изменяет свое направление на тот же угол и происходит поворот
5 судна. При повороте зубчатого колеса 11 на 180° (см. фиг. 4) комплекс принимает положение обратный ход, а вектор силы тяги меняет свое направление на противоположное. Работа приводов 2 и 24 не зависит друг
0 от друга и может осуществляться одновременно, т. е, ось вращения приводного вала 4 совпадает с осью вращения зубчатого колеса 11,
Формула изобретения
5 Движительно-рулевой комплекс судна, содержащий плавники, кинематически связанные передачей, включающей кривошипно-шатунные механизмы, с ведущим колесом вала двигателя, а также механизм изменения направления движения судна.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Движительно-рулевой комплекс плавникового движителя С.М.Устинова | 1984 |
|
SU1245501A1 |
Движительно-рулевой комплекс плавникового движителя | 1983 |
|
SU1143646A1 |
Судовой движитель | 2019 |
|
RU2745044C1 |
Движительно-рулевой комплекс | 1978 |
|
SU740605A1 |
ПЛАВНИКОВОЕ ДВИЖИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2008 |
|
RU2482012C2 |
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДВИЖИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2459741C1 |
СУДНО, ПИТАЕМОЕ И ДВИЖИМОЕ ЭНЕРГИЕЙ КАЧКИ СВОЕГО КОРПУСА | 2006 |
|
RU2365520C2 |
ПЛАВНИКОВЫЙ ЛОПАСТНОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ПЛАВСРЕДСТВ НАДВОДНОГО И ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2622519C1 |
ПРИВОД ПЛАВНИКОВОГО ДВИЖИТЕЛЯ | 2005 |
|
RU2284945C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ПОВЫШЕННОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ | 2013 |
|
RU2523862C1 |
Использование: изобретение относмтся к судостроению, а именно к движительно- рулевому комплексу судна. Суьцность изобретения; движительно-рулевой комплекс судна 1 содержит плавники 14, кинематически связанные передачей, включающей кри--^"^21822„г,-^фиг. /
Движительно-рулевой комплекс плавникового движителя С.М.Устинова | 1984 |
|
SU1245501A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-11-15—Публикация
1990-12-06—Подача