Судовой движитель Российский патент 2021 года по МПК B63H1/36 

Описание патента на изобретение RU2745044C1

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано на плавсредствах, относящихся к маломерному, подводному и крупнотоннажному флоту речного, прибрежного и неограниченного океанского плавания.

Известен плавниковый движитель [1], в котором для предотвращения срыва потока с носка крыла путем отсоса части потока с напорной поверхности крыла вблизи его передней кромки. В этом движителе, как и в предлагаемом изобретении, для создания тяги используется машущее крыло, однако вместо профилированной коробки для предотвращения срыва потока с кромки крыла используется гидравлический насос, отсасывающий жидкость с поверхности крыла через щели, расположенные в передней части крыла.

Известен корабль с плавниковым движителем [2], в котором в качестве движителя используется плавник, состоящий из последовательности гибких полосовых поверхностей. В этом движителе отсутствуют механизмы компенсации вихрей, срывающихся с гибких полосовых поверхностей, что уменьшает его КПД.

Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности является судовой движитель [3]. Описанное устройство принято за прототип изобретения. В этом устройстве для создания реактивного потока используется коробка с цилиндром и поршнем, расположенная ниже ватерлинии судна, однако вместо плавника используется поршень. Это исключает появление вихрей, срывающихся с кромки крыла, но не позволяет получить высокий КПД, что и является основным недостатком этого изобретения.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является получение судового движителя с более высоким КПД по сравнению с известными плавниковыми движителями без включения в состав движителя активных элементов для предотвращения образования вихрей. Такие элементы снижают КПД, поскольку часть мощности движительно-рулевой установки тратится на работу этих элементов.

Технический результат достигается путем использования насадки в виде коробки, расположенной ниже ватерлинии судна, у которой отсутствуют две грани, расположенные перпендикулярно движению судна, а все остальные грани выполнены в виде выгнутых во внешние стороны крыльев. Внутри насадки расположены два крыла вертикально или одно крыло горизонтально. Боковые кромки каждого крыла выполнены по отношению к прилегающим граням насадки с зазором, а зазор между поверхностью каждого крыла и прилегающими гранями насадки регулируется динамически посредством движительно-рулевого комплекса.

Сущность изобретения заключается в том, что для гашения образующихся на кромках машущих крыльев вихрей используются грани насадки, имеющие профиль крыла. В крайних положениях машущее крыло сближается с ограничивающей поверхностью (гранью насадки в случае одного крыла, и гранью или другим крылом в случае двух крыльев), где сначала происходит ускоренный выброс жидкости с образованием тонкой реактивной струи, затем создается разрежение с быстрым затягиванием струи жидкости под угловую полость между крылом и ограничивающей поверхностью. В оптимальном гидродинамическом режиме выброс реактивной струи раскручивает спутный поток из фазы движения машущего крыла от среднего до крайнего положения, и последующий импульс с затягиванием потока порождает интенсивный противоположно направленный вихрь, действие которого нейтрализуется образующимся спутным вихрем в фазах от крайнего до среднего положения машущего крыла.

Сущность заявленного устройства поясняется Фиг. 1 и Фиг. 2, на которых оно представлено в разных проекциях.

На Фиг. 1 (А) и Фиг. 1 (Б) представлен судовой движитель с одним горизонтально расположенным машущим крылом в проекции вид сбоку (А) и вид сверху (Б) соответственно, а на Фиг. 2 (А) и Фиг. 2 (Б) представлен судовой движитель с двумя вертикально расположенными машущими крыльями в проекциях вид сбоку (А) и вид сзади (Б) соответственно, где:

1 - насадка, грани которой имеют профиль крыла, предназначенная для предотвращения индуктивного вихреобразования на концевых кромках машущего крыла.

2 - машущее крыло внутри насадки.

3 - профилированная боковая грань насадки, имеющая внутреннюю поверхность с щелью при концевой кромке машущего крыла, и специальную форму для выравнивания гидродинамического давления с целью предотвращения срывов потока и паразитного вихреобразования внутри и вовне насадки.

4 - ограничивающие поверхности насадки, форма которых оптимизируется для достижения наибольшей эффективности реактивных выбросов жидкости из под приближающегося машущего крыла, с последующим безотрывным затягиванием потока в образующуюся клиновидную полость в фазе отворота и отхода машущего крыла. Критерием оптимизации является контроль взаимной компенсации вихревых разрывов на границах струйных течений со спутными вихревыми потоками их средних положений машущего крыла.

5 - штоки линейных электродвигателей или кривошипно-шатунного механизма на продольной оси.

6 - перо руля, которое устанавливается в ускоряемом потоке за горизонтальным машущем крылом. В случае пары симметричных вертикальных плавников, направление потока за движителем и управление курсом судна может выполняться с помощью асимметричного сдвига вертикальных фаз машущих крыльев по правому и левому бортам.

7 - кормовой подзор, который обеспечивает стабилизацию и горизонтальное выравнивание набегающего потока в условиях качки судна на волнении.

Как видно из Фиг. 1 и Фиг. 2, для компенсации образования вихрей на кромке крыла используются грани насадки, имеющие форму крыла, которая приводит к образованию вихря, направленного в противоположную сторону, и для образования этого вихря не тратится энергия движителя, поскольку грани насадки являются неподвижными относительно корпуса судна.

Предлагаемое изобретение реализуется с использованием механических приводов, размещаемых в кормовой оконечности судна над движительно-рулевым комплексом, а также с использованием линейных электродвигателей, размещаемых в боковых гранях насадки. Оптимизация перемещения машущего крыла производится в два этапа.

На первом этапе оптимизируются кинематические параметры перемещений машущего крыла для получения необходимого потока с учетом синусоидального шага со скольжением для заданной скорости судна.

На втором этапе оптимизируется форма гидродинамических профилей машущего крыла и граней насадки, с последующей проработкой вариантов динамического формирования клиновидных полостей в крайних положения машущего крыла. При построении движителя из двух вертикально расположенных машущих крыльев, клиновидная полость для ускорения струйных потоков будет создаваться при сближении этих крыльев, а отсутствие продольной переборки между ними позволит задействовать такой движитель в качестве активного руля с управляемым вектором тяги.

Список использованных источников

1. Каян В.П., Довгий С.А., Лебедь А.Г., Лифанов И.К., Цыганюк А.И. «Плавниковый движитель». Патент №2025405.

2. Храмушин В.Н. «Корабль с плавниковым движителем». Патент №2360831.

3. Бабичев А.И. «Судовой движитель». Патент SU 121048 А1.

Похожие патенты RU2745044C1

название год авторы номер документа
Активный скуловой стабилизатор качки судна 2019
  • Дегтярев Александр Борисович
  • Богданов Александр Владимирович
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2749820C2
КОРАБЛЬ С ПЛАВНИКОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 2007
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2360831C2
КОЛЕСНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2011
  • Катенин Владимир Александрович
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2456201C1
АКТИВНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР КИЛЕВОЙ И БОРТОВОЙ КАЧКИ КОРАБЛЯ - ШТОРМОВОЙ АВАРИЙНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2008
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2384457C2
ПЛАВНИКОВЫЙ ЛОПАСТНОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ПЛАВСРЕДСТВ НАДВОДНОГО И ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2016
  • Попов Александр Ильич
  • Щеклеин Сергей Евгеньевич
RU2622519C1
СУДНО, ПИТАЕМОЕ И ДВИЖИМОЕ ЭНЕРГИЕЙ КАЧКИ СВОЕГО КОРПУСА 2006
  • Горшков Владислав Васильевич
RU2365520C2
ПЛАВНИКОВОЕ ДВИЖИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 2008
  • Говерт Вермейден Якоб
RU2482012C2
Кормовая оконечность стабилизированного для штормового плавания корабля 2015
  • Храмушин Василий Николаевич
RU2607135C2
Подводный аппарат с плавниковым движителем 2018
  • Сухоруков Андрей Львович
  • Лускин Борис Анатольевич
  • Коваль Кирилл Алексеевич
RU2678732C1
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА 2017
  • Швецов Андрей Витальевич
RU2661271C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 745 044 C1

Реферат патента 2021 года Судовой движитель

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям. Судовой движитель представляет из себя два машущих крыла, которые вертикально расположены внутри коробки, которая размещена ниже ватерлинии судна. Крылья приводятся в действие при помощи механических приводов, размещаемых в кормовой оконечности судна над движительно-рулевым комплексом, а также с использованием линейных электродвигателей, размещаемых в боковых гранях коробки. Грани коробки расположены параллельно движению судна, выгнуты во внешние стороны и имеют профиль крыла, а грани коробки, расположенные перпендикулярно движению судна, снабжены отверстиями, занимающими всю площадь этих граней. Боковые кромки крыльев выполнены по отношению к прилегающим граням коробки с зазором. Достигается повышение КПД. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 745 044 C1

Судовой движитель, представляющий из себя два машущих крыла, которые вертикально расположены внутри коробки, размещенной ниже ватерлинии судна, при этом крылья приводятся в действие при помощи механических приводов, размещаемых в кормовой оконечности судна над движительно-рулевым комплексом, а также с использованием линейных электродвигателей, размещаемых в боковых гранях коробки, отличающийся тем, что грани коробки, расположенные параллельно движению судна, выгнуты во внешние стороны и имеют профиль крыла, грани коробки, расположенные перпендикулярно движению судна, снабжены отверстиями, занимающими всю площадь этих граней, при этом боковые кромки крыльев выполнены по отношению к прилегающим граням коробки с зазором.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2745044C1

Судовой движитель 1958
  • Бабичев А.И.
SU121048A1
0
SU126231A1
Реактивный движитель для судов 1926
  • Маевский Н.Г.
SU4765A1
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СУДОВ С ВОДОМЕТНЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ 0
  • В. И. Ерлыкин, В. К. Зороастров, В. В. Повал Ев, В. Н. Циперштейн В. В. Шаталов Гмелш Нан
SU388959A1

RU 2 745 044 C1

Авторы

Ганкевич Иван Геннадьевич

Храмушин Василий Николаевич

Даты

2021-03-18Публикация

2019-11-26Подача