Осевой вентилятор Советский патент 1992 года по МПК F04D17/00 

Описание патента на изобретение SU1776879A1

Изобретение относится к вентиляторе строению, в частности к конструкции осевых вентиляторов, снабженных механизмом регулировки производительности.

Существует регулируемый вентилятор, снабженный направляющим аппаратом с поворотными лопастями, установленные на входе вентилятора. Недостатком этой конструкции является невозможность ее применения в вентиляторах-, имеющих малый диаметр и большую длину лопаток, в которых имеются два входа и один ведущий диск, так как в этом случае конструкция будет громоздкой и-сложной в управлении.

Существует двухступенчатый нагреватель, содержащий корпус с размещенными в нем ротор крыльчатки центробежного типа привод на которую подается от приводного вала посредством дифференциала параллельно с приводом на ротор первой ступени нагнетания Причем вал ротора крыльчатки и ротора первой ступени нагнетания расположены соосно. Изменение числа оборотов ротора крыльчатки осуществляется поворотом лопаток ротора первой ступени нагнетания и изменения закрутки потока воздуха на входе посредством дифференциала, выравнивающего нагрузку Недостаток этого нагнетателя заключается в увеличении габаритов нагнетателя

Цель изобретения - обеспечение регулировки производительности вентилятора без увеличения его габаритов.

Это достигается тем, что вентилятор снабжен двойной роликовой муфтой, ведущая полумуфта которой расположена на приводном колесе, установленном на приводном валу, и выполнена в виде ролика, а две ведомые полумуфты одна на корпусе, а вторая на рабочем колесе и выполнены в виде контактного кольца, установленного на корпусе и рабочем колесе, или быть частью корпуса и рабочего колеса, установленного на валу рабочего колеса, расположенного соосно с валом приводного колеса. Настоящая цель достигается, так как вращение от приводного вала через приводное колесо передается через двойную роликовую муфту на корпус и рабочее колесо При этом регулировка производительности

С

V4 X О

XJ Ю

ионтилятора осуществляется выравниванием нагрузки двойной роликовой муфтой между корпусом и рабочим колесом. Для изменения производительности извне между валами приводного и рабочего колеса установлена муфта, которая перераспределяет число оборотов между корпусом и рабочим колесом.

На фиг. 1 показан общий вид вентилятора в разрезе; на фиг. 2 показано сечение А-А по фиг. 1; на фиг. 3 показано сечение Б-Б по фиг. 1; на фиг. 4 показан участок I со ступенчатым роликом.

Вентилятор содержит корпус 1 (фиг. 1)с лопастями 2 и дном 3. Внутри на полой оси 4 привода (не показано) установлено приводное колесо 5 (фиг. 1, 3) с ведущей полумуфтой в виде ролика б (фиг., 1,3,4) и ободом 7, который на подшипниках 8 имеет возможность вращаться внутри корпуса 1 и (или) совместно с ним. Ведущая полумуфта 6 обкатывается по являющемуся ведомой полумуфтой, расположенной на корпусе 1 или является его частью, упору 9 и передает вращение на ведомую полумуфту, выполненную в виде рабочего колеса 10 или контактного диска (не показано) на нем, и на корпус 1. Рабочее колесо вращается не подшипниках 11 (фиг, 1, 4) установленных на кольце 12 (фиг. 1, 2, 4), своим кольцевым выступом 13. Возможно и торцевое расположение подшипников (не показано). В случае если вентилятор имеет очень малый диаметр и невозможно добиться устойчивости движения приводного колеса на подшипнике 8; устанавливается дополнительное кольцо 14 с подшипником 15. по которому приводное колесо 5 своим кольцевым выступом 16 обкатывается в процессе вращения. В зависимости от режима работы вентилятора в нем могут быть установлены ролики ведущей полумуфты 6 как без.ступен- чатые (фиг. 1, 3), если передача скорости вращения может быть не более двухкратной, или ступенчатыми с передачей движения от меньшей ступени ведущей полумуфты, выполненной в виде ролика 17, к большей (фиг. 4),если передачу необходимо сделать более двухкратной и от большей ступени к меньшей (не показано) если необходимо уменьшить передачу. Рабочее колесо выполнено с лопастями 18(фиг. 1,2)могут быть лопасти с ободом и установлено жестко на валу 19 (фиг. 1, 2, 3). Полая ось 4 и вал 19 вне вала снабжены муфтой (муфта может быть установлена также между рабочим и приводным колесом), состоящей из фрикционного диска 20, установленного на валу 19 с возможностью продольного перемещения, фрикционные накладки 21 внутри на

уступе полой оси. С наружной стороны полой оси располагается электромагнит 22. Муфта может быть выполнена и другой конструкции (не показано). Ролики 6 и 17, являющиеся ведущей полумуфтой, могут быть установлены на горизонтальных осях (не показано), установленных на ободе 7 или на спице приводного колеса и обкатываться не по упору 9 являющимся контактным коль0 цом ведомой полумуфты, а по внутренней части корпуса являющейся ведомой полумуфтой, а рабочее колесо является второй ведомой полумуфтой, приводится во вращение не по боковой поверхности, а по внеш5 нему торцу. Кроме того в этом случае подшипники 8, 11, 15 как и кольцо и упор 9 не нужны, но возникает необходимость при применении ступенчатых роликов в изготовлении корпуса 1 вентилятора выполнять его

0 сложной формы с выступом наружу для большой ступени и с выступом (ребром и пр. ) внутрь для малой ступени,

Вентилятор работает следующим образом.

5 При подаче вращения от привода (не показано) на полую ось 4 (фиг. 1) приводится во вращение приводное колесо 5 (фиг. 1, 3, 4) с ведущими полумуфтами в виде роликов б или 17. Ведущие полумуфты 6, будучи за0 жатыми между ведомыми полумуфтами рабочего колеса 10 и корпуса 1 в виде контактного кольца 9 распределяет между ними усилие от привода и приводит во вращение ведомые полумуфты на рабочем ко5 лесе 10 и корпусе вентилятора 1, Рабочее колесо 10 при неподвижном корпусе 1 вращается во столько раз быстрее приводного колеса на сколько рассчитана ведущая полумуфта (ролик 6 или 17). С увеличением ско0 рости вращения корпуса 1 эта разница уменьшается. Рабочее колесо для большей устойчивости установлено на двух подшипниках 8 и 15 (фиг. 1,3), установленных между корпусом 1 и ободом 7, кольцом 14 и коль5 цевым выступом 16 соответственно. Рабочее колесо 10 вращается на подшипниках 11, расположенных между кольцом 12 и кольцевым выступом 13. Вращаясь, рабочее колесо 10 своими лопастями 18 захватывает

0 воздух и нагнетает его в ограниченную полость вентилятора,увеличивая его производительность. Жестко соединенное с валом 18 рабочее колесо 10 приводит вал во вращение. При необходимости уменьшить про5 изводительность и нагрузку на вентиляторе, подается напряжение на электромагнит 22, который передвигает фракционный диск 20 вдоль шпоночного соединения на валу 19 к фрикционной накладке 21. При этом в результате трения между фрикционным дис

ком 20 и накладкой 21 изменяется соотношение скоростей вращения приводного колеса 5, рабочего колеса 10 и корпуса 1, При определенном напряжении на магните 22 происходит заклинивание диска 20 с накладкой 21 и скорости вращения приводного колеса 5, рабочего колеса 10 и корпуса 1 будут одинаковыми. При горизонтальном расположении оси ведущей полумуфты (роликов 6 или 17) (не показано) движение деталей происходит аналогично описанным за исключением того, что в ранее описанной конструкции поджатие могло происходить за счет перемещения колец 12,14 и контактного кольца 9 ведомой полумуфты или за счет резиновых накладок на роликах, то в этом случае используется кроме резиновых накладок на роликах, хомуты (или другие

0

5

приспособления) на поверхности корпуса вентилятора в котором могут быть выполнены короткие продольные пазы для деформации, а также натяжные винты на спицах приводного колес (не показано).

Формула изобретения Осевой вентилятор, содержащий корпус с размещенными в нем рабочим и приводным колесами, причем вал приводного колеса соединен с приводом и расположен соосно с валом рабочего колеса, отличающийся тем, что, с целью регулирования производительности вентилятора, последний снабжен-двойной роликовой муфтой, ведущая полумуфта которой расположена на приводном колесе, а ведомые - на корпусе и рабочем колесе.

Похожие патенты SU1776879A1

название год авторы номер документа
Устройство для импульсной подачи электродной проволоки 1990
  • Погорельский Станислав Владимирович
SU1801711A1
ГЕРМЕТИЧНЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 2009
  • Субботин Сергей Павлович
  • Яхницкий Александр Владимирович
  • Кислейко Петр Васильевич
  • Мурашко Александр Васильевич
RU2395722C1
Ведущее колесо малогабаритного транспортного средства 2018
  • Паутов Валерий Иванович
RU2692956C1
МОНОБЛОЧНЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС 2000
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
RU2175408C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО 1991
  • Вернер Ромеч[De]
RU2048653C1
ПНЕВМОСТАРТЕР 1997
  • Чехунов Александр Николаевич
  • Анохин Владимир Дмитриевич
RU2117779C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ПОРОШКОВАЯ МУФТА 1972
  • П. С. Шраменко, Е. А. Хатулев, И. Ф. Сторожев В. Н. Станишевский
SU330286A1
Магнитная муфта сцепления 1988
  • Макаров Юрий Васильевич
SU1624222A1
ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ В.С. ГРИГОРЧУКА 1993
  • Григорчук Владимир Степанович
RU2067212C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 776 879 A1

Реферат патента 1992 года Осевой вентилятор

Использование : вентиляторост ое- ние Сущность изобретения: осевой вентилятор содержит корпус 1 с размещенными в нем соосносрабочими приводным колесами 10, 5. Вал рабочего колеса 10 соединен с приводом. На валу установлена двойная роликовая муфта, ведущая полумуфта в которой расположена на приводном колесе 5, а ве- )мые голумуфты - на корпусе 1 и рабочем колесе 10. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 776 879 A1

11 ша&А„ь let s з

JljXi e ssxjtf

rr

Фиг. 1

у га

,лг.г г г , f г ( г Cft

. У

Б-S

Х

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1776879A1

Двухступенчатый нагнетатель для авиационного двигателя внутреннего сгорания 1946
  • Данилевский А.Н.
SU74458A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

SU 1 776 879 A1

Авторы

Погорельский Станислав Владимирович

Даты

1992-11-23Публикация

1989-07-19Подача