Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным гидромашинам, и может быть использовано в насосостроении.
Известен шесгеренный гидронасос, со- держащий размещенные в цилиндрических расточках корпуса шестерни с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, сопряженные с торцами шестерен компенсаторы торцевых зазоров, размещенных -з пазах, выполненных на нерабочей поверхности компенсаторов эластичные манжеты.
Указанное устройство является наиболее близким по технической сущности и выбрано в качестве прототипа.
Недостатком этого устройства является низкая надежность и малый ресурс работы и, как результат, снижение эксплуатационных характеристик насоса.
Это объясняется тем, что при работе гидронасоса затруднен подвод рабочей жидкости для смазки подшипников скольжения, что приводит к затруднениям при
запуске насоса и к повышенному износу подшипников скольжения.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик гидронасоса путем увеличения ресурса работы и надежности гидронасоса,
Поставленная цель достигается тем, что в известном шестеренном гидронасосе, содержащем размещенные в цилиндрических расточках корпуса шестерни с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, сопряженные с торцами шестерен компенсаторы торцевых зазоров, размещенные в пазах, выполненных на нерабочей поверхности компенсаторов эластичные манжеты П-образной формы, согласно изобретению на нерабочей поверхности компенсаторов выполнены каналы, соединенные с кольцевыми расточками, выполненными на окружной поверхности отверстий под цапфы со стороны подшипников скольжения.
Выполнение каналов на нерабочей поверхности компенсаторов, которые соединены с кольцевыми расточками, выполел С
xj
00
i
00
о
«п&
ненными на окружной поверхности отверстий под цапфы со стороны подшипников скольжения позволяет рабочей жидкости попадать непосредственно в зону трения, обеспечивая тем самым обильную смазку подшипников скольжения на всех режимах работы и на рабочих жидкостях с любой вязкостью, что улучшает как пусковой момент, так и режим работы насоса, а также повышает надежность запуска гидронасо- са,увеличивая ресурс работы подшипников скольжения и устройства в целом.
Таким образом, указанная конструкция шестеренного гидронасоса позволяет увеличить ресурс работы и надежность гидро- насоса, а в целом повысить его эксплуатационные характеристики.
Технических решений, имеющих сходные с заявляемым признаки, не выявлено, в связи с чем считаем, что предложенное ре- шение соответствует критерию существенные отличия..
На фиг.1 представлен продольный разрез шестеренного гидронасоса; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - разрез Б-Б на фиг.2; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2.
Шестерённый гидронасос содержит размещенные в цилиндрических расточках 1 корпуса 2 шестерни 3 с цапфами 4, установленными в подшипниках 5 скольжения, со- пряженные с торцами 6 шестерен 3 компенсаторы 7 торцевых зазоров, размещенные в пазах 8, выполненных на нерабочей поверхности 9 компенсаторов 7 эластичные манжеты 10 П-образной формы, На нерабочей поверхности 9 компенсаторов 7 выполнены каналы 11, соединенные с .кольцевыми рэсточками 12, выполненными на окружной поверхности 13 отверстий 14 под цапфы 4 со стороны подшипников 5 скольжения. Имеются полость 15 всасывания и полость 16 нагнетания. . .
Шестерённый гидронасос работает сле- ,дующим образом.
При подготовке к пуску полости 15 вса- сывания заполняются рабочей жидкостью, которая одновременно по каналам 11 и кольцевым расточка м 12, выполненным на
окружной поверхности 13 отверстий 14 под цапфы 4 со стороны подшипников 5 скольжения, подводится к зоне трения подшипников 5 скольжения и цапф 4 шестерен 3. При вращении шестерен 3 рабочая жидкость захватывается зубьями шестерен 3 и в межзубьевых впадинах переносится из полости 15 всасывания в полость 16 нагнетания.
Одновременно рабочая жидкость высокого давления поступает в подманжетные полости эластичных манжет 10 П-образной формы и поджимает компенсаторы 7 к торцам 6 шестерен 3. Постоянно обновляемая рабочая жидкость, поступающая в полость 15 всасывания.продолжает беспрепятственно поступать по каналам 11 и кольцевым расточкам 12 в зону трения подшипников 5 скольжения и цапф 4 шестерен 3, обеспечивая обильную смазку и охлаждение зоны трения на всех режимах работы гидронасоса.
Заявленное устройство в сравнении с прототипом имеет следующие преимущества. За счет обеспечения гарантированной обильной смазки подшипников скольжения на всех режимах работы насоса увеличивается ресурс работы как подшипников скольжения, так и гидронасоса.
Формула изобретения
Шестерённый гидронасос внешнего зацепления, содержащий размещенные в цилиндрических расточках корпуса шестерни с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, сопряженные с торцами шестерен компенсаторы торцевых зазоров, размещенные в пазах, выполненных на нерабочей поверхности компенсаторов, эластичные манжеты П-образной формы, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик гидронасоса путем увеличения его ресурса работы и надежности, на нерабочей поверхности компенсаторов выполнены каналы, соединенные с кольцевыми расточ- ками, выполненными на окружной поверхности отверстий под цапфы со стороны подшипников скольжения.
А-А
Фиг1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШЕСТЕРЕННЫЙ ГИДРОНАСОС | 2002 |
|
RU2210005C1 |
НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ | 1997 |
|
RU2155881C2 |
Шестеренная гидромашина | 1990 |
|
SU1770604A1 |
Шестеренная гидромашина | 1989 |
|
SU1671972A1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1995 |
|
RU2100654C1 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2365787C2 |
ШЕСТЕРЕННАЯ ГИДРОМАШИНА | 1993 |
|
RU2076955C1 |
Шестеренная гидромашина | 1983 |
|
SU1105689A1 |
Шестеренная гидромашина | 1987 |
|
SU1495511A1 |
Шестеренная гидромашина | 1988 |
|
SU1588911A1 |
Сущность изобретения: в цилиндрических расточках корпуса размещены шестерни с цапфами, установленные в подшипниках скольжения, С торцами шестерен сопряжены компенсаторы торцевых зазоров, размещенные в пазах, На нерабочей поверхности компенсаторов выполнены эластичные манжеты П-образной формы и каналы, соединенные с кольцевыми рас- точками, выполненными на окружной по- верхно.сти отверстий под цапфы со стороны подшипников скольжения. 4 ил.
Авторское свидетельство СССР № 14955116, кл; F04.C2/08, 1989. |
Авторы
Даты
1993-01-07—Публикация
1990-07-18—Подача