"Устройство "Дворянидова" для приведения в действие колесных транспортных средств" Советский патент 1993 года по МПК B62M1/02 

Описание патента на изобретение SU1796530A1

Изобретение относится к деталям машин, а конкретно к мускульному приводу транспортного средства, в частности к приводу инвалидских колясок.

Известен мускульный привод транспортного средства, содержащий раму, на которой крепится барабан с передним и задним рычагами и педалями. К барабану крепятся два гибких органа. Один гибкий орган соединяет барабан с правой ведомой звездочкой, а другой выполнен в виде восьмерки с пересекающимися ветвями и соединяет барабан с левой ведомой звездочкой. Каждая ведомая звездочка снабжена муфтой свободного хода. Обе муфты свободного хода сидят на одном корпусе задней втулки колеса. Гибкие органы состоят из правых и левых частей. Правые части изготовлены из цепей, а левые из троса. Между барабаном и ведомыми звездочками к раме крепится ограничительная стойка. К верхнему концу стойки крепится верхняя амортизационная пружина с упором, внутри которых по оси проходит ведущая ветвь гибкого органа. К

нижнему концу ограничительной стойки крепится нижняя амортизационная пружина с упором, внутри которых проходит ведущая ветвь гибкого органа. Ограничительную стойку можно передвигать по раме, тем самым увеличивая или уменьшая ход гибких органов при повороте барабана в ту или другую сторону. При установке стойки ближе к барабану увеличивается ход гибких органов, а также угол поворота барабана в ту или другую сторону. Если стойку удалять от барабана, уменьшается ход гибких органов и угол поворота барабана,

Недостатком указанного привода является то, что рычаги имеют холостой ход, тем самым снижается КПД.

В качестве прототипа выбрано устройство для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека, состоящее из барабана переменного диаметра с муфтой свободного хода. Барабан связан гибкой тягой с блоком. Устройство снабжено дополнительным блоком, направляющая закреплена на блоке и дох| О

О

ел

W

о

полнительном блоке. В блоке установлена дополнительная муфта свободного хода, при этом блок охвачен несколькими витками гибкой тяги, которая огибает дополнительный блок. Концы тяги закреплены на барабане переменного диаметра.

Недостатками этого устройства является то, что оно имеет холостой ход, что снижает КПД. Для изменения передаточного числа выбрана неудачная конструкция. У нее очень малые рабочие зоны на барабане переменного диаметра, а чтобы увеличить эти зоны, нужно увеличить размер барабана. Конструкция получается громоздкой. Сам процесс изменения передаточного чис- ла сложный.

Целью изобретения является облегчение управления транспортным средством и повышение КПД устройства.

Указанная цель достигается тем, что ус- тройство для приведения в действие колесных транспортных средств силой человека снабжено двумя рычагами, каждый из которых соединен с двумя муфтами свободного

хода при помощи шатунов, задние концы

которых оканчиваются длинной и короткой вилками. вилка имеет наклон вдоль своей оси, входит в длинную вилку, которая наклонена в другую сторону, а внутри вилок расположены муфты, опоясанные несколькими витками гибких нитей, причем средний виток закреплен на муфте, а концы нитей присоединены к вилкам, при этом обоймы позволяют рычагам перемещаться вдоль своих осей и фиксироваться в различ- ных положениях, увеличивая или уменьшая отношение верхнего плеча к нижнему.

Эти новые признаки осуществляют одновременно рабочий ход одной обгонной муфты и холостой ход другой обгонной муф- ты, обеспечивая тем самым повышение КПД.

На фиг.1 показано устройство, вид сбоку, при повороте правого рычага по часовой стрелке, а левого - против часовой стрелки; на фиг.2 - устройство, вид сбоку, при повороте правого рычага против часовой стрелки, а левого - по часовой стрелке; на фиг.З- то же, вид сверху, при повороте правого плеча по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки; на фиг.4 - разрез А-А на фиг.З; на фиг.5 - крепление рычагов, вид сбоку; на фиг.6 - крепление рычагов, вид спереди.

Устройство содержит левый 1 и правый

2 рычаги, которые входят соответственно в левую 3 и правую 4 обоймы (фиг.1). Обоймы

3 и 4 шарнйрно соединены с осью 5, которая крепится к корпусу транспортного средства при помощи кронштейна 6. В обоймы 3 и 4

0 5

0

5

0 5

0

5 0

5

вставлены фиксаторы 7, которые удерживают рычаги 1 и 2 в определенном положении, а соответственно и в определенном соотношении длины верхнего плеча к нижнему.

Нижними плечами рычаг 1 шарнйрно присоединяется к левому шатуну 8, а рычаг 2 присоединяется к правому шатуну 9. Шатун 8 оканчивается короткой вилкой 10, которая, имея наклон вдоль своей оси, входит в длинную вилку 11, которой оканчивается правый шатун 9. Длинная вилка 11 также имеет наклон, но в другую сторону.

Внутри вилок 10 и 11 находятся левая 12 и правая 13 муфты свободного хода. Муфты сидят на оси 14 для ведущих колес. Короткая вилка 10 соединяется верхней гибкой нитью 15 с правой муфтой 13, а нижней нитью 16 - с левой муфтой 12.

Гибкие нити 15,16 опоясывают муфты 12,13 несколькими витками. Средние витк. нитей закреплены на муфтах.

Длинная вилка 11 соединяется верхней гибкой нитью 17 с левой муфтой 12, а нижней нитью 18 - с правой муфтой 13.

Нити 17 и 18 также опоясывают муфты несколькими витками. Средние витки также закреплены на муфтах. Концы гибких нитей крепятся к вилкам соответственно 15 и 16 к вилке 10, а 17 и 18 - к вилке 11.

Рычаги 1 и 2 имеют пазы 19, в которые при фиксации определенного положения рычагов входят фиксаторы 7.

Устройство работает следующим образом.

При повороте левого рычага 1 против часовой стрелки, а правого - по часовой стрелке, левый шатун 8 вместе с вилкой 10 будет двигаться вниз, при этом нижняя часть вилки 10 за гибкую нить 16 будет поворачивать левую муфту 12 против часовой стрелки, передавая крутящий момент через ось 14 на ведущие колеса. Верхняя часть вилки 10 за гибкую нить 15 будет вращать правую муфту 13 по часовой стрелке (холостой ход).

Правый шатун 9 вместе с вилкой 11 будет двигаться вперед, при этом верхняя часть вилки 11 за гибкую нить 17 будет вращать левую муфту 12 против часовой стрелки. Крутящий момент от усилия правой руки будет добавляться к усилию левой руки. Нижняя часть вилки 11 за гибкую нить 18 будет поворачивать муфту 13 по часовой стрелке, то есть в режиме холостого хода. При перемене движения рычагов 1 и 2 муфта 12 будет работать в холостом режиме, а муфта 13 - в рабочем.

Для изменения скорости движения надо рычаги 1,2 поднять или опустить. Для этого в обоймах 3,4 (фиг.1,5.6) фиксатор 7

поворачивают вверх на 90°. Вследствие чего они выходят из зацепления с рычагами 1,2, которые они удерживали за пазы 19. Теперь рычаги можно передвигать вверх или вниз доследующего паза 19. После чего поворотом фиксаторов вниз, рычаги замыкаются в заданном положении.

В настоящее время существующие инвалидные коляски с мускульным приводом используют шатунно-кривошипный механизм с его мертвыми точками, в которых теряется до 30% энергии.

Кроме того, приводные рычаги расположены по обеим сторонам коляски, что также затрудняет пользование коляской. В пред0

5

лагаемом устройстве рычаги располагаются в передней части между ног человека. Рычаги легкосъемные, не затрудняют посадку человека. Такое расположение рычагов позволяет на конце нижних плеч закреплять педали, после чего устройство становится тренажером. Если есть возможность, то можно использовать мускульную силу ног или ноги.

При признании технического решения изобретением прошу именовать его Устройство Дворянидова для приведения в действие колесных транспортных средств силой человека,

Похожие патенты SU1796530A1

название год авторы номер документа
Мускульный привод транспортного средства 1984
  • Дворянидов Александр Гаврилович
SU1232556A1
Привод велосипеда с переключателем передач 1985
  • Дворянидов Александр Гаврилович
SU1316905A1
Инвалидная коляска Дворянидова 1990
  • Дворянидов Александр Гаврилович
SU1775117A1
РЫЧАЖНАЯ ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Алиев Абдулла Сиражутдинович
  • Алиев Рахметуллах Абдулаевич
  • Алиев Сиражутдин Абдуллаевич
RU2387434C1
САМОПЕД 2007
  • Ершов Геннадий Данилович
RU2373099C2
Кулисно-рычажный прямолинейно-направляющий механизм повышенной точности и привод для колесных транспортных средств, приводимых в движение мускульной силой человека 2017
  • Кузнецов Анатолий Николаевич
RU2664852C1
ТАНДЕМ А.Г. ДВОРЯНИДОВА 2003
  • Дворянидов А.Г.
RU2247051C1
Мускульный привод транспортного средства 1985
  • Курбатов Юрий Николаевич
SU1326494A1
ИНВАЛИДНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ КОЛЯСКА А.Г. ДВОРЯНИДОВА 2003
  • Дворянидов А.Г.
RU2237457C1
Канатная дорога 1991
  • Соловьев Владимир Ильич
SU1796512A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 796 530 A1

Реферат патента 1993 года "Устройство "Дворянидова" для приведения в действие колесных транспортных средств"

Изобретение относится к деталям машин, а конкретно к мускульному приводу транспортного средства, в частности к приводу инвалидских колясок. Цель изобретения - облегчение управления. Устройство содержит два рычага, две обоймы, фиксатор, шатуны, короткую и длинную вилки, муфты свободного хода (обгонные), гибкие тяги и пазы. Каждый из рычагов одновременно связан с двумя обгонными муфтами, что обеспечивает, например, одновременно рабочий ход одной муфты и холостой ход другой муфты, или наоборот. 6 ил.

Формула изобретения SU 1 796 530 A1

Формула изобретения Устройство для приведения в действие колесных транспортных средств, содержащее два рычага/размещенных на одной оси, каждый из которых посредством гибкой тяги связан с муфтой свободного хода, на рычагах установлено устройство для изменения

плеч рычагов, отличающееся тем, что. с целью облегчения управления, каждый из рычагов соединен с вильчатым рычагом, концы которого связаны с гибкими тягами, средняя часть которых закреплена на муфте, причем один из вильчатых рычагов размещен внутри другого.

Фи 2.5

Фи2. б

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1796530A1

Веломобиль 1987
  • Леонов Николай Николаевич
  • Синицын Александр Николаевич
SU1512848A1
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1
Мускульный привод транспортного средства 1984
  • Дворянидов Александр Гаврилович
SU1232556A1
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

SU 1 796 530 A1

Авторы

Дворянидов Александр Гаврилович

Даты

1993-02-23Публикация

1990-02-20Подача