Изобретение относится к машиностроению, а именно к изготовлению цементированных и закал енных зубчатых колес со шлицевым отверстием с прямоугольными или эвольвентными зубьями, преимущественно для нагруженных передач с большими окружными скоростями.
Цель изобретения - обеспечение достаточной точности зубчатого колеса высоконагруженной передачи за счет исключения термической деформации шлицевсго отверстия после цементации, что позволило бы увеличить ресурс передачи до 12 тыс. моточасов. .
Зубчатое колесо изготавливают следующим образом.
Производят токарную обработку шлицевого отверстия с обеспечением размера внутреннего диаметра d с припуском, затем осуществляют операцию предварительной протяжки с обеспечением размера наружного диаметра шлицевого отверстия D окончательно, а по размерам ширины шлицев b
и внутреннего диаметра шлицевого отверстия d с припусками, Далее цементируют всю поверхность колеса, включая шлицевое отверстие, на такую глубину слоя, чтобы гю- сле снятия определенного припуска получить по шлицевому отверстию необходимый слой цементации.
Проводят окончательное протягивание шлицев с обеспечением заданного размера Ь, затем осуществляют закалку всего колеса и хонингование шлицевого отверстия с обеспечением заданного размера d. При этом обеспечивается заданная твердость шлицев, равноценная твердости остальной части колеса.
Приме р.. Для получения шлицевого отверстия с параметрами d 62H8 ° M6l
Ж$D 72m2Необходимая глубина слоя цементации по зубьям и шлицевому отверстию ,2- 1,7. Требуемая твердость по шлицевому отверстию HRC3 57-63.
ел
с
-ч ю
00 О
о ю
Последовательность операций: токарная обработка отверстия с обеспечением сН 60т2; предварительное протягивание шлицевого отверстия на размеры: ,2н8(+0 МбУ: ,4н9(4) 036). .Dz-«M12 (окончательно); цементация зубчатого кбле- са на глубину. ,5+1,9 (1,5 l4); шлифование отверстия d с базой от зубьев на технологический размер
., окончательное протягивание шлицев на размеры Q Q15V
- допуск ужесточен для обеспечения окончательного размера в после закалки; за.кал- ка колеса с обеспечением 57-63. При этом ширина зуба - в пределах заданных
значений b
+ 0,071). + 0,013)
хонингование отверстий с соблюдением d 62на
(-Ю.046)
Изготовление зубчатых колес данным способом обеспечивает сохранение кинематической точности зубчатого зацепления в передаче и, как следствие, большой срок ее эксплуатации, .
Формула изобретения
о
Способ изготовления цементированного и закаленного зубчатого колеса со шлице- вым отверстием, твердость шлицев которого соответствует твердости его зубьев, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью обеспечения точности за счет исключения после цементации термической деформации шлицевого отверстия, между цементацией и закалкой выполняют чистовое протягивание шлицев.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления тяжелонагруженных шестерен | 1983 |
|
SU1135778A1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗУБЬЕВ | 2010 |
|
RU2436850C2 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛИ, ТАКОЙ КАК ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2012 |
|
RU2597455C2 |
Способ изготовления изделий | 1979 |
|
SU829692A1 |
СТАЛЬ ДЛЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН, СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН ИЗ ЭТОЙ СТАЛИ И ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ДЕТАЛИ МАШИН | 2005 |
|
RU2381295C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОНКОСТЕННЫХ КОЛЬЦЕВЫХ ДЕТАЛЕЙ БОЛЬШОГО ДИАМЕТРА С РАБОЧИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ ТОЧНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ И ТРЕБУЕМОЙ ТВЕРДОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ-СПУТНИКА | 2006 |
|
RU2313587C1 |
Способ лазерного упрочнения рабочей поверхности зубьев шестерен | 2018 |
|
RU2699697C1 |
Способ изготовления зубчатых колес с термохимическим упрочнением поверхности | 1989 |
|
SU1801698A1 |
Способ азотирования деталей | 1990 |
|
SU1770445A1 |
СТАЛЬНОЙ ЭЛЕМЕНТ, СПОСОБ ЕГО ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2006 |
|
RU2374335C1 |
Использование: нагруженные зубчатые передачи, работающие с большими окружными скоростями. Сущность изобретения заключается в том, что при изготовлении цементированного и закаленного зубчатого колеса со шлицевым отверстием, твердость шлицев которого соответствует твердости его зубьев, исключают термическую деформацию шлицевого отверстия после цементации, для чего между цементацией и закалкой выполняют чистовое протягивание шлицев.
Барский И.БЖонструирование и расчет тракторов | |||
М.: Машиностроение, 1968, с.71 |
Авторы
Даты
1993-02-28—Публикация
1990-05-03—Подача