Изобретение предназначено для транспортных средств и используется для передвижения в лесу.
Цель изобретения - повышение проходимости и надежности при работе в лесных условиях, снижение повреждаемое™ корневых систем деревьев.
На фиг. 1 показан уширитель, фрагмент общего вида в аксонометрической проекции; на фиг. 2 - то же, вариант конструкции; на фиг. 3 - вид А на фиг. 1; на фиг. 4 - уширитель, общий вид; на фиг. 5 - вид Б на фиг. 4.
Уширитель включает решетку 1 цилиндрической или конической формы, соосную колесу 2 и примыкающую к его торцу снаружи относительно транспортного средства. Решетка 1 выполнена в виде совокупности опорных пластин 3, оппозйтные концы которых имеют отверстия 4, 5, через которые пропущены бесконечные тросы 6,7, Отверстия 4. 5 могут быть сформированы в виде цилиндрических каналов 8,9, образованных загнутыми к оси колесами 2 концами опорных пластин 3. Боковые пластины 10, число которых может быть равно или меньше числа опорных пластин .3; своей плоскостью прилегают к торцевой поверхности колеса 2 и образуют с сортветСтвующими.опорными пластинами 3 петлевые шйрнирные соединения 11. Упругие элементы 12, выполненное, например, в виде винтовых пружин, могут быть размещены в зоне шарнирного соединения 11 боковых 10 и опорных 3 пластин, воздействуя на опорные пластины Si .стремясь отогнуть их в направлении от оси колеса 2 к его периферии. Возможно иное выполнение уНругих элементов 12. На бесконечных тросах б, 7 между опорными пластинами 3 установлены разделительные, шайбы 13, которые могут быть закреплены без возможности смещения вдоль соответствующих тросов , 7. Упругие элементы 12 могут быть совмещены с шайбами 13 (на чертеже условно не показано). Решетка 1 закреплена на колесе 2 посредством тросовых петель 14, охватывающих колесо 2 и с его обратной стороны стянутых стяжным элементом 15 в виде бесконечного троса. Тросовые петли 14 могут быть закреплены на бесконечном тросе 6, например, между разделительными шайбами 13. При наличии боковых пластин 10 последние могут иметь отверстия 16, в которые пропущены тросовые петли 14. Концы тросов соединяются замками 17.
Уширитель работает следующим обра- зрм..
Уширитель может быть надет на колесо транспортного средства как в стационарных, так и в походных (полевых) условиях. При этом натяжением тросов б и 15 и закреплением их в натянутом положении обеспечивается фиксация ушйрителя на ко5 лесе 2. Варьируя длину троса 7, достигают необходимой формы решетки 1 с тем или иным углом конусности - наклоном пластин 3 к плоскости колеса 2. При изменении длины троса Топорные пластины 3 поворачива0 ются на тросе 6, пропущенном через .отверстия 4 (цилиндрические каналы 8), обеспечивая необходимую форму решетки 1, по достижении которой концы троса 7 фиксируются. Шайбы 13 при этом фиксиру5 ют положения пластин 3, исключая их смещение по тросам б; . Подбирая необходимое число разделительных шайб 13, обеспечивают необходимую жесткость конструкции решетки 1, а также компенси0 руют различие в длинах окружностей, образуемых прилегающими к колесу 2 и противоположными ему концами пластин 3 при конической форме решетки 1.
При движении транспортного средства
5 в лесу оператор (водитель) контролирует визуальное положение габаритных границ транспортного средства, наличие уширите- лей при этом препятствует приближению колес 2 вплотную к стволам растущих де0 ревьев и их повреждению.: При проезде транспортного средства вблизи комлевой части дерева его весовая нагрузка на корни передается через колеса 2 и сопряженные с ним уширители, снижая давление на грунт и
5 жизненно важные органы дерева. Это связано с увеличением площади контактов поверхности ушйрителяиз-за дефорМйруемости его первоначальной формы. Дёформируемость возникает под дейст0 вием опорных реакций грунта и вызывав эллипсообразную форму внешней образующей концов решетки 1, удерживаемых (связанных) тросом 7 (фиг. 5). В случае контакта ушйрителя с препятствием в виде ствола 45 дерева, пня, камня, и т.п., пришедшие в контакт опорные пластины 3 решетки 1 отклоняются к оси колеса 2, преодолевают сопротивление упругих сил, создаваемых гибкими тросовыми элементами-6, 7, 14, 15
50 и обеспечивают возможность проезда транспортного средства. После выхода из контакта с препятствием опорные пластины 3 под действием этих упругих сил стремятся занять исходное положение.
55 Включение в конструкцию боковых пластин 10 и упругих элементов 12 создает более точное распределение упругих сил, удерживающих первоначальную форму ре- . шетки. Это конструктивное дополнение предохраняет уширитель от перенапряжений излома при встречах с препятствиями и тем самым увеличивает его надежность и плавность хода транспортного средства. Вследствие того, что опорные пластины прилегают к торцевым поверхностям колес, поверхность решетки уширителя находится на некотором удалении от поверхности твердого грунта. Деформация твердого грунта существенно меньше, что удерживает колеса без уширителя от продавливания в глубину почвы. При этом корневые системы, находящиеся .в гДубине, не повреждаются колесом, а; решетка, не контактирующая с грунтом, не создает дополнительного сопротивления качению колеса, что повышает его проходимость по твердым участкам почвы. Это улучшает лриспосабливаемость колеса к таким уширителям для преодолевания грунта с различными участками по характеру несущей способности. Одновременно такая конструкция позволяет освободить трос 7 от натяжения, сложить опорные элементы 3 к центру колеса, что обеспечит уменьшение габаритов транспортного средства и не потребует дополнительного места для хранения этого уширителя.
Таким образом, изобретение обеспечивает обратимое изменение формы уширите- ля при контакте с препятствием при движении транспортного средства в лесу. При этом взаимодействие с препятствием не приводит к поломке уширителя, повышается его надежность. Кроме того, воздействие на стволы и комли растущего дерева становится более мягким, снижается или в оасе исключается его повреждение движущимся транспортным средством. Транспор- тное средство благодаря наличию уширителя не имеет возможности прибли- ЗитЬся вплотную к дереву, что повышает безопасность работы оператора (водителя), а тйкже уменьшает давление на корни де- . Уширитель прост в изготовлении, компактен, что позволяет монтировать (демонтировать) его & походных (полевых) усло- виях. Уширитель также допускает возможность изменения формы решетки.
Благодаря этому могут быть обеспечены оптимальные условия взаимодействия движителя транспортного средства с грунтом или препятствиями. Закрепление уширителя 5 посредством тросовых систем, а также дискретность решетки и съемность пластин обеспечивает возможность использования уширителя с колесами разных диаметров, т.е. его универсальность. Наличие боковых
0 пластин при этом повышает надежность конструкции, защищая колесо от возмож- . ных нежелательных воздействий препятствий, встречающихся в лесу. Тросовые петли, охватывающие колесо, способствуют повы5 шению проходимости транспортного средства, они могут иметь также дополнительные грунтозацепы. .-. Формула изобретения
1. Уширитель для колеса с шиной транс0 портного средства, содержащий решетку, выполненную из опорных элементов в виде пластин, смонтированных с возможностью поворота с помощью привода на несущем элементе, закрепленном на шине колеса,
5 от л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью снижения поврёждаемости корневых систем деревьев и повышения проходимости при работе в лесных условиях, несущий элемент выполнен в виде бесконечного регули0 руемо.го по длине троса, пропущенного через отверстия на внутренних концах опорных пластин, между которыми на трос надеты разделительные шайбы и упругие элементы, а привод выполнен в виде второ5 го бесконечного регулируемого по длине троса, пропущенного через отверстия на внешних концах опорных пластин, между которыми на трос надеты разделительные шайбы.
0: 2. Уширитель по п. 1, от л и ч а ю щи й- с я тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен боковыми пластинами, образующими по крайней мере с некоторыми опорными пластинами петлевые шарнир5 ные соединения и прилегающими своими плоскостями в торцовой поверхности колеса, причем упругие элементы сопряжены с поверхностями опорных и боковых пластин.
$t/&3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГУСЕНИЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2006409C1 |
Уширитель "Скат" для колеса транспортного средства | 1983 |
|
SU1096132A1 |
Уширитель для колеса транспортного средства | 1981 |
|
SU988593A2 |
Подножка транспортного средства | 1988 |
|
SU1636271A1 |
Пожарный мотоцикл грунтомет, дисковый кусторез, пластинчатый кусторез, гидропневматическая шина | 2020 |
|
RU2760386C2 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА С ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТЬЮ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ | 2016 |
|
RU2653407C1 |
Сочлененное транспортное средство для трелевки деревьев | 1982 |
|
SU1039759A1 |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ДИСК "ALPO" ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2088420C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2190552C2 |
Транспортное средство для перевозки длинномерных грузов | 1980 |
|
SU944960A1 |
Использование: изобретение предназ- для транспортных средств и используется для передвижения по лесу. Сущность изобретения: уширитель для колеса транспортного средства, включающий закрепляе- мунэ на колесе 2 соосную ему решетку, состоящую из опорных пластин 3, прилегающих одним концом к торцевой поверхности колеса 2, основной 6 и дополнительный 7 бесконечные тросы пропущены через отверстия 4, 5 по концам опорных пластин 3, между пластинами 3 на тросы 6, 7 надеты разделительные шайбы 13. Уширитель снабжен боковыми пластинами 10, образующими по крайней мере с некоторыми опорными пластинами 3 петлевые шарнирные соединения 11 и прилегающими своими плоскостями к торцевой поверхности колеса 2, причем упругие элементы 12 сопряжены с поверхностями опорных 3 и боковых 10 пластин. Уширитель для колеса транспортного средства позволяет снизить поврежда- емость корневых систем деревьев, повысить проходимость и надежность при .работе в лесных условиях. Уширитель прост в изготовлении, компактен, может быть использован для колес разных диаметров. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. ел
фжЛ
fatt
фи 5
Авторы
Даты
1993-03-15—Публикация
1990-03-30—Подача