Способ изготовления лонжеронов рам транспортных машин Советский патент 1983 года по МПК C21D1/78 

Описание патента на изобретение SU1025738A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению термически упрочненных лонжеронов ра грузовых автомобилей. Известен способ изготовления лонжеронов большегрузных автомобилей из горячекатанного швеллера № 30 из стали 15ХСНД, которые подвергаются закалке с ЭЗО-ЮСО С, отпуску при 500°С для повышения эксплуатационной стойкости LI3 Недостатками указанного способа являются необходимость установки на металлургическом или автомобильном заводе специальных нагревательных печей и сложных охладительных устройств для равномерного дифференциро ванного охлаждения профиля, а также увеличение собственного вес.а автомобилей, связанного с тем, что профиль стандартного швеллера не является оптимальным длялонжерона. Известен способ изготовления лонжеронов из горячекатанной полосы из сталей 15 ГЮТ и 22Г2ЮТ после ее нормализации с ускоренным охлаждением, заключающийся в формировании холодной штомповкой с последующей сверлов кой или пробивкой крепежных отверстий 2 . Недостаток указанного способа заключается в том, что применение сталей с повышенной прочностью (6 42:50 кгс/мм } в состоянии поставки встречают ограничения вследствие трудности проведения термической обработки полосы в металлургическом производстве, а также в процессе холодной штамповки и пробивки отверсти чего лонжероны могут изготавливаться из стали только .с пределом текучести до 50 кгс/мм , что обес.печивает предел выносливости не более. 25 .кго/мм. Известен способ изготовления лонжеронов рам грузовых автомобилей, включающий объемный печной нагрев полосы, спрейерное охлаждение, высокий отпуск и формообразование штамповкой при температуре высокого отпуска 31 Недостатки данного способа заключаются в необходимости, проведения сложной и длительной термообработки и наличия специальных штампов из легированных теплостойких сталей для горячей штамповки в процессе вь1сокого отпуска. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ изготовления лонжеронов рам грузовых автомобилей, включак ций вырубку заготовок из низколегированной полосовой стали, формовку холодной штамповкой и термическую обработку в фиксированном состоянии t 4 , Недостатки известного способа заключаются в необходимости использования для его осуществления громоздкого и сложного оборудования, а также применения более дорогостоящих легированных сталей. Цель изобретения - упрощение технологии изготовления при одновременном повышении усталостной прочности и долговечности лонжеронов. Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления лонжеронов рам транспортных машин, преимущественно грузовых автомобилей, включающему вырубку заготовок из низколегированной полосовой стали, формовку холодной штамповкой и термическую обработку в фиксированном состоянии, термическую обработку производят путем зонального одновременного индукционного наг рева до температуры закалки полок и прилегающих к ним частей стенки лонжерона с последующим охлаждением быстродвижущимся потоком воды. На фиг. 1 приведена схема осуществления предлагаемого способа; на фиг. 2 - схема распределениярабочих нагрузок по длине лонжерона грузового автомобиля; на фиг. 3 закаленHbie полки и часть спинки лонжерона. Подлежащий упрочнению лонжерон 1 укладывается на опорные ролики 2, после чего помещают в зону действия индуктора 3. В этом положении лонжерон зажимается системой роликов 2 и k, что предохраняет его от деформации. Зажатый роликами лонжерон подвергается индукционному нагерву, после чего без освобождения лонжерона от зажима выполняется его охлаждение потоком воды. В результате такой термической обработки в термически обрабатываемой зоне достигается структура малоуглеродистого мартенсита. В табл. 1 приведены экспериментальные данные, показывающие свойства стали 15ГЮТ, применяемой для лонжеронов автомобилей КамАЗ после

термической обработки предлагаемым способом.

Применение скоростного индукционного нагрева до закалочной температуры (за время 1-2 мин позволяет получить в зоне закалки мелкокристаллическое строение мартенсита ;(11 - 12 балл зерна аустенита, средняя площадь зерна -30-60 мкм), в то время как при нагреве в печи получаемое зерно аустенита является более крупным (7-8 балл, средняя площадь 500 - 1000 мкм ).

Т а б л и ц а 1

Похожие патенты SU1025738A1

название год авторы номер документа
Рессорный лист 1982
  • Шепеляковский Константин Захарович
  • Зема Евгений Михайлович
  • Ушаков Борис Константинович
  • Недорезов Владимир Афанасьевич
  • Обловацкий Анатолий Константинович
  • Амбарцумян Владимир Хачикович
  • Азаматов Рамиль Абдреевич
SU1086021A1
Способ изготовления высокопрочных оболочек из малоуглеродистых сталей 1980
  • Черкас Витольд Витольдович
  • Вайнер Юра Исаакович
  • Горячев Борис Александрович
  • Терехова Елена Петровна
  • Татаринов Петр Иванович
SU1027238A1
СТАЛЬ С ПОНИЖЕННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТЬЮ ДЛЯ ВИНТОВЫХ ПРУЖИН С ДИАМЕТРОМ ПРУТКОВ 17-23 мм И ПРУЖИНА, ИЗГОТОВЛЕННАЯ ИЗ НЕЕ 2007
  • Андреев Александр Петрович
  • Андреев Александр Александрович
  • Бочкарев Вячеслав Николаевич
  • Чижов Василий Алексеевич
  • Федин Владимир Михайлович
  • Борц Алексей Игоревич
  • Ушаков Борис Константинович
  • Решетников Сергей Анатольевич
  • Мулюкин Иван Степанович
  • Мацкевич Владимир Викторович
RU2370566C2
Способ изготовления рессорных листов из стали с регламентированной прокаливаемостью 1984
  • Шепеляковский Константин Захарович
  • Недорезов Владимир Афанасьевич
  • Ушаков Борис Константинович
  • Латышкова Цецилия Павловна
  • Безуглый Вячеслав Васильевич
  • Вишневецкий Николай Иванович
  • Савченко Петр Васильевич
  • Сытник Валерий Алексеевич
SU1237714A1
СТАЛЬ ДЛЯ ВИНТОВЫХ ПРУЖИН С ДИАМЕТРОМ ПРУТКОВ 27-33 мм И ПРУЖИНА, ИЗГОТОВЛЕННАЯ ИЗ НЕЕ 2007
  • Андреев Александр Петрович
  • Андреев Александр Александрович
  • Бочкарев Вячеслав Николаевич
  • Чижов Василий Алексеевич
  • Федин Владимир Михайлович
  • Борц Алексей Игоревич
  • Ушаков Борис Константинович
  • Решетников Сергей Анатольевич
  • Мулюкин Иван Степанович
  • Мацкевич Владимир Викторович
RU2370565C2
СТАЛЬ СО СТРУКТУРОЙ НИЗКОУГЛЕРОДИСТОГО МАРТЕНСИТА 2011
  • Клейнер Леонид Михайлович
  • Шацов Александр Аронович
  • Ряпосов Иван Владимирович
  • Ларинин Данил Михайлович
  • Закирова Мария Германовна
RU2462532C1
Способ термической обработки изделий из малоуглеродистой низколегированной стали 1976
  • Поздняков Лев Григорьевич
  • Стародубов Кирилл Федорович
  • Пичурин Игорь Ильич
  • Тарасов Владимир Витальевич
  • Кириченко Валентин Васильевич
  • Ганзуля Александр Петрович
  • Атаманенко Владимир Александрович
  • Бурняшев Иван Иванович
  • Тетерин Герман Александрович
SU605846A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УПРУГОЙ КЛЕММЫ ДЛЯ РЕЛЬСОВОГО СКРЕПЛЕНИЯ И УПРУГАЯ КЛЕММА 2012
  • Аксенов Юрий Николаевич
  • Богачев Андрей Юрьевич
  • Федин Владимир Михайлович
  • Вакуленко Сергей Петрович
  • Тихонов Дмитрий Петрович
  • Дьяков Александр Васильевич
  • Прокофьев Андрей Дмитриевич
RU2512695C1
Способ изготовления рессор транспортных средств 1988
  • Шепеляковский Константин Захарович
  • Зубков Владимир Николаевич
SU1546478A1
СТАЛЬ С ПОНИЖЕННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТЬЮ ДЛЯ ВИНТОВЫХ ПРУЖИН С ДИАМЕТРОМ ПРУТКОВ ОТ 24 ДО МЕНЕЕ 27 ММ И ПРУЖИНА, ИЗГОТОВЛЕННАЯ ИЗ НЕЕ 2013
  • Андреев Александр Александрович
RU2568405C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 025 738 A1

Реферат патента 1983 года Способ изготовления лонжеронов рам транспортных машин

Формула изобретения SU 1 025 738 A1

15ГЮТ в .состоянии поставки (по ТУ 14-1-7бО-73

15ГЮТ в состоянии поставки (п результатам испытаний)

15ПОТ после индукционной сквозной закалки ( по результатам испытаний) В табл. 2 приведены результаты ис- му

пытаний ударной вязкости стали 15ГЮТ С 0,17, М I, после индукционной закалки по предлагаемоБез отпуска 7,0±0,5 7,3+1, tl 300 7,0+1,9 6,1±2,8 39 650 10,2+2,9 9,1±0 20 Примчание .

17

Не менее 0

k2

20

22

90

10

35

ударной вязкости и его точности при доверительном интервале 95%) .

Таблица2

ПО

90 85 56 10 80 При Испытаниях на каждый режим испытано по k образца с радиусом надреза 1 мм ( образцы Менажер. способу среднее значение

Из табл. 2 видно, что при закалке без отпуска имеет место Наилучшее сометание предела текучести и ударной вязкости, при этом даже при температуре имеет место высокий уровень ударной вязкости (не менее 5,9 кгс-м ), мто вполне достаточно для хорошей работы лонжеронов.

Твердость сердцеГлубина завины, HRC калки по полумартенситу, мм

НВ 180

После индукционной закалки

Образцы плоские с размером рабочей масти 860 мм испытаны на испытательной машине ИРС в НАМИ.

Поверхностный слой (слой закалки со структурой малоуглеродистого мартенсита иеет следующие свойства: предел прочности (jg 110-130 кгс/мм , предел текучеети(.90-100 кгс/мм-, удлинение сГ10-12%; ударную вязкость при 20°Са 7,0 +0,5 кгс м..а при а 7,3 + 1, кгс доверительный интервал 95%) v nредел вынослиэости (7/) 35-36 кгс/мм, твердость HRC .

Из приведенных данных видно, что имеются значительные возможности снижения степени легирования стали для лонжеронов. Согласно ТУ 1 t-1-760 73 содержание марганца в стали 15ГЮТ составляет 1,0-1,.

Данные табл. 3 показывают, мто содержание мартенсита в стали может

В табл. 3 приведены результаты испытания на усталость опытных стасквозном

закаленных при

лей, но с разиндукционном нагреве, / как следной глубиной закалки ствие разного содержания марSi 0,3%, iганца в стали, С 0,2, МП 0,3-1,6).

ТаблицаЗ

Предел выносливости

20

15ыть снижено до 0,6-0,9%. при этом усталостная прочность не только не снизится, но даже возрастет. Кроме того, возможно уменьшение толщины роста веса лонжеронов.

Анализ распределения рабочих нагрузок по д/WHe лонжерона грузового автомобиля КамАЗ длиной 6500 мм (фиг. 2) показал, что для создания равноправного по длине лонжерона достаточно подвергнуть упрочнению на высокую прочность (предел текучести не менее 80 кгс/мм } длину 2500мм.

Таким образом, анализ распределения рабочих напряжений по сечению лонжеронов указывает на возможность упрочнять на упомянутую выше высокую прочность не все поперечное сечение, а лишь его наиболее нагруженные зоны, а именно полки лонжеронов и части стенок (фиг.3 ) с получением в этих зонах структуры малоуглеродистого мартенсита

фиг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1025738A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Термическая обработка металлов
Отраслевой термический сборник
М., Металлургия, 1972, ff 1, с
Устройство для выпрямления опрокинувшихся на бок и затонувших у берега судов 1922
  • Демин В.А.
SU85A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Сталь, № k, с
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Отраслевой термический сборник
М
, Металлургия, 1978, М 7, с
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
k
Metal Progress, 19б5, т
Шланговое соединение 0
  • Борисов С.С.
SU88A1
Парный автоматический сцепной прибор для железнодорожных вагонов 0
  • Гаврилов С.А.
SU78A1
рдхД I

SU 1 025 738 A1

Авторы

Шепеляковский Константин Захарович

Безуглый Вячеслав Васильевич

Барун Владимир Наумович

Азаматов Рамиль Абдреевич

Лапшин Леонид Михайлович

Андрющенко Владимир Тимофеевич

Вернер Константин Алексеевич

Рыскин Соломон Ефимович

Даты

1983-06-30Публикация

1980-10-22Подача