Изобретение относится к машиностро- ен ию и может быть преимущественно использованов механизмах газораспределения поршневых двигателей внутреннего сгорания трансп-ортных средств (автомобилей, тракторов и других).
Целью изобретения является повышение эксплуатационной долговечности контактирующих между собой рабочих поверхностей кулачков распределительно- го вала и рычагов привода клапанов путем аккумулирования масла во время работы двигателя и слива его в масляные емкости после остановки двигателя для использова
ния при последующем пуске двигателя.
На фиг.1 и 2 показано устройство для смазки кулачков распределительного вала соответственно в поперечном и продольном разрезах.
Устройство для смазки кулачков распре- делительного вала содержит корпус 1 двигателя, распределительный вал 2, корпус 3 подшипников распредвала, подпружиненные клапаны 4, рычаги 5 привода клапанов и масляные ванны 6 для кулачков распред- вала.
Распредвал 2 имеет подшипниковые поверхности 7, кулачки 8, центральное мас- лопроводное отверстие 9 и радиальные отверстия 10 в кулачках. Рычаги 5 на концах имеют соответственно рабочую поверхность 11, контактирующую с кулачком распредвала, и регулировочный винт 12 со сферической опорой. Масляная ванна 6 для кулачков выполнена дугообразной и срдер- жит корпус 13 и пористую аккумулирующую вставку (накопитель масла) 14, выполненную из пористых или волокнистых материала, например из губчатой резины, поролона, войлока, канители из тонкой проволоки, ме- таллорезины (спрессованной проволочной канители), пористой керамики и металлокерамики (спеченного спрессованного металлического порошка), пемзы и других материалов, удовлетворяющих требованиям термо- и маслостойкости.
Масляная ванна 6 в поперечном сечении (фиг.1) выполнена дугообразной, торцовые стенки ее против оси распредвала занижены от верхних краев масляной ванны на величину Б, но находятся выше вершины кулачка в нижнем его положении на величину А, которая является высотой окунания кулачка 8 в масляную ванну.
Объем накопленного во оремл работы двигателя (маслонасоса) масла в порах аккумулирующей вставки 14 на высоте Б больше, чем объем масляной ваннны по уровню 15. Это гарантирует заполнение масляной ванны 6 маслом и надежную смазку кулачка
5
0
5
0 5
0 5 0 5
0
5 .
8 распредвала при запуске двигателя, когда система циркуляционной смазки двигателя еще не вошла в рабочий режим.
В зависимости от материала аккумулирующей вставки 14 закрепление ее в корпусе 13 осуществляется соответствующим способом, например приклеиванием, при- паиванием, сваркой, механическим креплением и другими способами.
Устройство для смазки работает следующим образом. При работе двигателя вращается распредвал 2 и масло от насоса по каналам в корпусе двигателя (на чертежах не показаны) подается в центральное отверстие 9 распредвала и далее через радиальные отверстия 10 в кулачках разбрызгивается по окружности, попадает на рабочую поверхность 11 рычага Бив масляную ванну 6, где проникает в поры аккумулирующей вставки 14 и сохраняется в ней.
Благодаря наличию в масляных ваннах пористых аккумулирующих вставок (накопителей) масло надежно удерживается в них, несмотря на вибрацииДтряску) двигателя в транспортном средстве, это повышает эффективность смазки при всех режимах работы двигателя и увеличивает долговечность рабочих поверхностей кулачков и рычагов.
После остановки двигателя и маслонасоса подача масла в точки смазки газораспределительного механизма прекращается. Масло из маслопроводов и каналов газораспределительного механизма, расположенного в верхней части системы смазки, уходит вниз, в картер двигателя через неплотности в гироаппаратуре и через точки смазки, расположенные ниже распредвала.
То масло, которое запасено во время работы двигателя (маслонасоса) в верхней части аккумулирующей вставки 14, после остановки двигателя (маслонасоса) стекает в масляную ванну дополнительно к маслу, которое было закачано маслонасосом, когда работал двигатель. Слив масла из пор вставки 14 в масляную ванну 6 гарантирует полное ее заполнение и надежную смазку рабочих поверхностей кулачков и рычагов во время запуска двигателя, это уменьшает износ рабочих поверхностей и повышает их эксплуатационную долговечность, что в итоге удешевляет эксплуатациютранспортного средства за счет повышения ресурса его работы.
При новом запуске двигателя в течение некоторого времени (нескольких секунд) осуществляется заполнение системы смазки, в это время трущиеся поверхности кулачков и рычагов не получают смазки от маслонасоса двигателя, но благодаря мэсляной ванне под кулачками, заполненной маслом, рабочие поверхности кулачков и рычагов обильно смазываются этой ранее запасенной в масляной ванне смазкой. После заполнения системы смазкой начинается рабочий режим смазки газораспределительного механизма. Формула изобретения Устройство для смазки кулачков распределительного вала двигателя внутреннего сгорания, содержащее корпус двигателя, кбрпус подшипников, распределительный вал с кулачками, рычаги привода клапанов, размещенные над распределительным валом, и масляные емкости, размещенные под кулачками распределительного вала, в которых дугообразные боковые стенки располо0
5
жены выше торцевых стенок, а последние выше вершин кулачков при нижнем их расположении, отличающееся тем,что,с целью повышения эксплуатационной долговечности контактирующих между собой рабочих поверхностей кулачков распределительного вала и рычагов привода клапанов путем аккумулирования масла во время работы двигателя и слива его в масляные емкости после остановки двигателя для использования при последующем пуске двигателя, масляные емкости снабжены аккумулирующими дугообразными вставками, выполненными из пористого или волокнистого материала, края которых расположены на уровне дугообразных боковых стенок емкости.
Сущность изобретения: устройство содержит корпус 1 двигателя, распределительный вал (РВ)2, корпус подшипников РВ, подпружиненные клапаны 4, рычаги 5 привода клапанов и автономные масляные ванны (АМВ) 6 для кулачков РВ. РВ 2 имеют подшипниковые поверхности, кулачки 8, отверстия 9 и 10. Рычаг 5 на концах имеет рабочую поверхность 11 и регулирующий, винт 12. АМВ 6 содержит корпус 13 и пористую аккумулирующую вставку (накопитель масла) 14, выполненную из пористого материала, например губчатой резины, пористой металлокерамики, войлока и др. Масло, которое запасено в верхней части аккумулиру- ющих вставок при работе двигателя (маслонасоса), после остановки двигателя стекает в АМВ в дополнение к тому маслу, которое.уже имеется в них, что гарантирует полное заполнение АМВ и надежную смазку рабочих поверхностей кулачков и рычагов во время запуска двигателя, пока циркуляционная система смазки двигателя еще не вошла в рабочий режим. Это в итоге уменьшает износ рабочих поверхностей кулачков и рычагов и увеличивает их долговечность. 2 ил.
Устройство для смазки трущихся поверхностей распределительного вала @ -образного двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1164448A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1993-03-30—Публикация
1990-12-13—Подача