Способ механической обработки цельнокатаных железнодорожных колес Советский патент 1993 года по МПК B23B5/30 

Описание патента на изобретение SU1811440A3

Изобретение относится к металлургическому производству, в частности к получению чистовых железнодорожных колес из специальных заготовок (черновых колес) путем их механической обработки на колесо- обрабатывающих станках.

Цель изобретения состоит в повышении точности за счет обработки поверхностей с, учетом влияния на колесо термообработки.

Поставленная цель достигается тем, что в Способе механической обработки цельнокатаных железнодорожных колес, включающем обточку боковых поверхностей обода, поверхности катания и гребня, планировку торца ступицы и обработку ее наружной поверхности с наружной стороны колеса, согласно изобретению обточку боковой поверхности обода с внутренней стороны ведут под углом 0°13 -0°50 с образованием данной поверхностью неплоскостности типа развала.

Диапазон углов, равный 0°13 -0°50 , выбран, исходя из следующих соображений. Как было установлено при проведении экспериментальных исследований на заводах-изготовителях колёс, величина деформации (увода) боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса в сторону образования неплоскостности типа поднутрения колеблется от 0,3 до 1,0 мм (в зависимости от химического состава стали, режимов тер мообработки, геометрических параметров колес и других факторов). Толщина обода чистовых колес составляет согласно ГОСТ 9036-88 68-80 мм, следовательно, минимальный угол составляет

a-arctg 0°13 максимальный

« arctg

1,0

68

Л°

0°50

ел

с

00

W

При любой другой толщине обода и величине поднутрения боковой поверхности, обода с внутренней стороны колеса угол ее наклона будет находиться в указанных пределах.

На фиг, 1 представлено сечение чернового колеса (показано тонкой линией) и чистового колеса (показано толстой линией) после механической обработки на колесо- обрабатывающих станках. Боковая поверхность обода с наружной стороны (линия АВ) и внутренняя поверхность (линия ОА) обтачиваются левым вертикальным суппортом. Поверхность катания (линия ВС) обтачивается правым боковым суппортом; поверхность гребня (линия СД) и боковая поверхность обода с внутренней стороны колеса (линия ДК) левым боковым суппортом. Планировка торца ступицы с наружной стороны колеса и обработка ее наружной поверхности (линия EPQ) осуществляется левым вертикальным суппортом. Здесь же показано сечение обода колеса до термообработки по известному способу (линия ОАВСДК) и после термообработки (линия ОАВСД1); Ah - величина поднутрения боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса. На фиг.2. представлен график распределения неплоскостности (поднутрения) боковой поверхности обода с внутренней стороны после термической обработки колес при отсутствии отклонений от плоскостности обода до термообработки; на фиг.З - сечение обода колеса до термообработки, полученного по предлагаемому способу механической обработки.

Пример. Для изготовления чистового цельнокатаного железнодорожного колеса по ГОСТ 9036-88 было выбрано черновое колесо, полученное на прессопрокатной линии, наружным диаметром 968 мм. Кон- сольно-поворотным краном оно устанавливалось на планшайбу колесообра- батывающего станка модели 1Б502 и нажатием кнопки Деталь зажата производилась центровка колеса и его зажим. Токарь устанавливал индикаторы правого бокового и левого бокового суппорта на получение чистового колеса наружным диметром 957 мм (т.е. толщина стружки по кругу катания равнялась 5,5 мм). Нажатием кнопки Автомат осуществлялось включение главного привода, который подавал команду на включение электродвигателя коробки передач правого вертикального суппорта. Суппорт ускоренным ходом перемещался к колесу, а электрощуп к копиру. После соприкосновения электрощупа с копиром работа суппорта протекала в копировальном режиме (обрабатывалась поверхность EPQ, фиг.1). Затем включались электродвигатели подачи перемещения левого вертикального и боковых суппортов. Суппорта ускоренным ходом перемещались к колесу и осуществлялась обработка б.око5

вой поверхности обода с наружной стороны и его внутренней поверхности (поверхность ОАВ, фиг. 3), поверхности катания (поверх- ность ВС, фиг.З), поверхности гребня и боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса (поверхность CDD1, фиг.3). Боковая поверхность обода с внутренней стороны была выполнена с неплоскостностью типа развала величиной ДЬ 0,75 мм,

0 что соответствовало углу наклона поверхности DD1 (фиг. 9), равному 0°35 (толщина обода составила 74 мм). После этого колесо было отправлено на участок термообработки, где нагрето в печи до 870°С и подвергнуто закалке на машине вертикального типа в течение 180 с. Затем был осуществлен отпуск колеса. После остывания колесо было проверено на соответствие п.п.З и 5 ГОСТ 9036-88. Профиль поверхности обода коле0 са (проверка осуществлялась шаблоном) соответствовал ГОСТ 9036-88, внутренняя грань обода была плоской, т.е. развал и поднутрение отсутствовали, Обмер колеса также показал, что боковая поверхность обода

5 с наружной стороны и поверхность катания (проверялась специальным прибором) не изменили своего первоначального положения (т.е. положения после мехобработки). Таким образом, колесо полностью соответ0 ствовало по профилю п.З и п.5 ГОСТ 9036- 88. Если бы колесо было изготовлено по старому способу механической обработки, т.е. со строго горизонтальной боковой поверхностью обода с внутренней стороны, то

5

величина поднутрения данной поверхности

после термообработки составила бы 0,75 мм, что выше максимальной величины по ГОСТ 9036-88 и колесо было бы забраковано по п.п.З и 5 данного ГОСТа.

0 Указанный способ был реализован с помощью копира в котором поверхность, по которой двигается электрощуп и служащая для обработки боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса, была выполне5 на наклонной к горизонтали под углом 0°35 . Электрощуп, двигаясь по указанной поверхности копира подает команду левому боковому суппорту, который обрабатывает боковую поверхность обода с внутренней

0 стороны, и суппорт перемещается в строгом соответствии с контуром копира и таким образом ведет обработку указанной поверхности колеса под углом 0°35 с образованием ею неплоскостности типа развала.

5 Таким образом, использование предлагаемого способа механической обработки цельнокатаных железнодорожных колес позволяет по сравнению с существующими увеличить выход годных колес путем повы51811440 6

шения точности профиля их обода за счетнировку торца ступицы и обработку ее наобработки поверхностей обода с учетомружной поверхности с наружной стороны

влияния на колесо термообработки.колеса.отличающийся тем, что, с целью

повышения точности за счет обработки по Формула изобретения5 верхностей с учетом влияния на колесотерСпособ механической обработки цель-мообработки, обточку боковой поверхности

нокатаных железнодорожных колес, вклю-обода с внутренней стороны ведут под угчающий обточку боковых поверхностейлом 0°13 -0°50 с образованием данной пообода, поверхности катания и гребня, пла-верхностьк неплоскостности типа развал.

Похожие патенты SU1811440A3

название год авторы номер документа
Способ изготовления железнодорожных цельнокатаных колес 1990
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Королев Сергей Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Антипов Борис Федорович
SU1782180A3
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1994
  • Шестак В.Д.
  • Шегусов А.М.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
RU2077968C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1995
  • Петренко Ю.П.
  • Валетов М.С.
  • Шегусов А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Паpышев Ю.М.
RU2080200C1
Способ обработки железнодорожныхКОлЕС 1978
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Вавилин Александр Сергеевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Серяченко Виктор Константинович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Гореликов Виктор Филиппович
SU804210A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1990
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Королев Сергей Александрович
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Пронцев Михаил Аркадьевич
  • Киселев Александр Григорьевич
SU1787059A3
Способ изготовления железнодорожных колес 1990
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Антипов Борис Федорович
  • Королев Сергей Александрович
  • Рубаненко Сергей Александрович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
SU1729676A1
Способ механической обработки железнодорожных колес 1983
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Гринев Владимир Иванович
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Пустовойтов Анатолий Васильевич
SU1159720A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ КОЛЕС РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА 2020
  • Новиков Сергей Васильевич
  • Гершман Иосиф Сергеевич
RU2754627C1
Способ производства железнодорожных колес 1975
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Ганаго Олег Александрович
  • Серяченко Виктор Константинович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Тубольцев Юрий Григорьевич
SU610593A1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО 2010
  • Голышков Роман Анатольевич
  • Керенцев Дмитрий Евгеньевич
RU2428319C1

Реферат патента 1993 года Способ механической обработки цельнокатаных железнодорожных колес

Изобретение относится к металлургическому производству, в частности к получению чистовых железнодорожных колес из черновых колес путем их механической обработки на колесообрабатывающих станках. Сущность изобретения заключается в увеличении выхода годных колес путем повышения точности профиля их обода. Для этого обтонку боковой поверхности обода с внутренней стороны ведут под углом 13-50 с образованием данной поверхностью неплоскостности типа развала. Кроме того, используется копир, у которого поверхность для выполнения боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса выполнена наклонной к горизонтали под углом 13-50.

Формула изобретения SU 1 811 440 A3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1811440A3

Вагонетка для кабельной висячей дороги, переносной радиально вокруг центральной опоры 1920
  • Бовин В.Т.
  • Иващенко Н.Д.
SU243A1
Днепропетровск, 1986, с.3-9.

SU 1 811 440 A3

Авторы

Тубольцев Юрий Григорьевич

Гринев Владимир Иванович

Яндимиров Александр Арсентьевич

Королев Сергей Александрович

Кондрушин Александр Иванович

Волков Александр Михайлович

Киселев Николай Григорьевич

Даты

1993-04-23Публикация

1991-04-08Подача