СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС Российский патент 1997 года по МПК B21H1/02 B21H1/04 

Описание патента на изобретение RU2077968C1

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к горячей и холодной обработке металла при изготовлении железнодорожных цельнокатаных колес.

Известно, что железнодорожные колеса, содержащие обод, диск и ступицу, изготовляются горячей деформацией заготовок в несколько переходов, завершающая из которых выгибка диска и калибровка обода [1] При этом обод осаживается по ширине с приданием боковым его поверхностям плоско-параллельного вида [2] Затем, после охлаждения обод колеса подвергается механической обработке по поверхности катания и боковым с обеспечением плоско-параллельного вида боковых поверхностей и их перпендикулярности оси колеса [3] В процессе последующей термической обработки образуется такой дефект, как развал обода.

В качестве прототипа принят известный способ изготовления изделий типа колес-шкивов [3] который включает калибровку обода, диска и ступицы, механическую и термическую обработку. При этом боковые поверхности обода формуют вначале под углом друг к другу, а затем, при калибровке эти поверхности осаживают до получения требуемого размера по ширине обода и придания этим поверхностям плоско-параллельного вида. В процессе механической обработки обода параллельность его боковых поверхностей вместе с их перпендикулярностью к оси колеса сохраняется. В процессе закалки обода образуется такой дефект, как развал обода боковой поверхности с внутренней стороны из-за изменения объема металла вследствие увеличенной подачи охлаждающей воды с этой стороны. В готовом изделии (колесе) боковые поверхности обода наклонены между собой под углом α 0,5-1,0o. Развал К" больше 1,0 мм, что не допускается ГОСТ 9036-88 на колеса цельнокатаные (допускается развал и поднутрение не более 0,5 мм или угол наклона боковой поверхности не более 0,3o).

Целью данного способа является получение в готовых колесах после их термической обработки параллельности боковых поверхностей обода между собой и их перпендикулярности оси колеса.

Эта задача решается за счет, что в способе изготовления железнодорожных колес, включающем формообразование обода прокаткой, калибровку обода по ширине до получения параллельных между собой боковых его поверхностей, перпендикулярных оси колеса, механическую и термическую обработку, механическую обработку обода осуществляют до получения боковой поверхности с внутренней стороны под углом к боковой поверхности обода с наружной стороны, а на стадии термической обработки осуществляют окончательно формообразование обода с обеспечением параллельности между собой боковых его поверхностей и перпендикулярности их к оси колеса путем воздействия термических напряжений при закалке.

На фиг. 1 показан обод до механической обработки (позиция 1, сплошная линия) и после механической обработки (позиция 2, пунктирная линия). Здесь также обозначены: 3 поверхность катания, 4 боковая поверхность обода с наружной стороны, 5 боковая поверхность обода с внутренней стороны. На фиг.2 график распределения поднутрения после использования данного способа.

Способ осуществляют следующим образом.

Прокатанное колесо в горячем состоянии подвергается калибровке, при которой обод осаживается по ширине с приданием боковым его поверхностям параллельности между собой и перпендикулярности их оси колеса. После охлаждения колес до температуры не выше 30oC они подвергаются механической обработке, при которой обрабатывается боковая поверхность 5 (фиг.1) обода с внутренней стороны (линия AC) под углом a к боковой поверхности 4 с наружной стороны с обеспечением поднутрения K1, равного 0,7-1,2 мм (промежуточная форма обода). В процессе последующей термической обработки путем увеличенного удельного расхода охлаждающей воды (по сравнению с другими элементами) осуществляют окончательное формообразование обода воздействием термических напряжений, при закалке боковую поверхность (линия AC) выполняют параллельно боковой поверхности 4 (линия AC совмещается с линией AB). При этом угол a близок к нулю и поднутрение K1 не превышает 0,5 мм, допустимые ГОСТ.

Пример. При изготовлении вагонных колес диаметром 957 мм по ГОСТ 9036-88 после прокатки на колесопрокатном стане с шириной обода 141 мм на выгибном прессе усилием 3000 тс осуществляли калибровку осаживали обод по боковым его поверхностям до ширины 132 мм верхней и нижней плоско-параллельными плитами. При этом боковые поверхности обода после осадки были параллельны между собой, а их плоскости перпендикулярны оси колеса. После охлаждения на воздухе обод подвергали механической обработке, причем боковую поверхность с внутренней стороны обрабатывали под углом 7,7o с обеспечением величины поднутрения K1= 0,95 мм. При последующей закалке эту поверхность, при увеличенном на 10% удельном расходе охлаждающей воды, чем на другие поверхности обода, воздействием термических напряжений устанавливали параллельно боковой поверхности обода с наружной стороны и перпендикулярно оси колеса. При этом угол наклона боковой поверхности обода с внутренней стороны был близок нулю, а поднутрение K1 равнялось 0,1 мм, что меньше допустимой ГОСТ величины 0,5 мм.

Результаты экспериментальных исследований на нескольких плавках колес приведены на графике фиг. 2, из которого видно, что более 90% колес имеют величину поднутрения не более 0,1 мм.

Похожие патенты RU2077968C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1995
  • Петренко Ю.П.
  • Валетов М.С.
  • Шегусов А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Паpышев Ю.М.
RU2080200C1
Способ механической обработки цельнокатаных железнодорожных колес 1991
  • Тубольцев Юрий Григорьевич
  • Гринев Владимир Иванович
  • Яндимиров Александр Арсентьевич
  • Королев Сергей Александрович
  • Кондрушин Александр Иванович
  • Волков Александр Михайлович
  • Киселев Николай Григорьевич
SU1811440A3
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1992
  • Баринова Г.П.
  • Узлов И.Г.
  • Мирошниченко Н.Г.
  • Валетов М.С.
  • Королев С.А.
  • Конышев А.А.
  • Антипов Б.Ф.
RU2049585C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КОЛЕСА 1995
  • Петренко Ю.П.
  • Валетов М.С.
  • Шегусов А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Немчинов В.А.
RU2084858C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1992
  • Валетов М.С.
  • Тубольцев Ю.Г.
  • Дьяков А.М.
  • Киричков А.А.
  • Васильковский В.П.
  • Блик Ф.С.
  • Игнатьев Ю.П.
  • Кузьмичев М.В.
RU2030947C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1994
  • Королев С.А.
  • Кондрушин А.И.
  • Конышев А.А.
  • Глухов И.А.
  • Базин С.В.
  • Яндимиров А.А.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
  • Цюренко В.Н.
  • Школьник Л.М.
RU2088677C1
СПОСОБ ШТАМПОВКИ ЗАГОТОВОК ДЛЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 2006
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Шестак Василий Данилович
  • Петренко Юрий Петрович
  • Васильев Алексей Александрович
  • Султинских Игорь Евгеньевич
  • Зудов Александр Федорович
RU2335373C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ КОЛЕС 1995
  • Киричков Анатолий Александрович[Ru]
  • Петренко Юрий Петрович[Ru]
  • Валетов Михаил Серафимович[Ru]
  • Шегусов Алексей Мартынович[Ru]
  • Шестак Василий Данилович[Ru]
  • Зильбер Григорий Исакович[Ru]
  • Немчинов Владимир Андрианович[Ru]
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович[Ua]
RU2080201C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Тарасова В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Пашолок И.Л.
  • Баринова Г.П.
  • Волков А.М.
RU2123405C1
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ КОЛЕСО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2008
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Петренко Юрий Петрович
  • Сухов Алексей Владимирович
  • Иванов Александр Олегович
  • Шестак Василий Данилович
  • Комоватов Александр Васильевич
RU2376149C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 077 968 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС

Использование: изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к горячей и холодной обработке металла при изготовлении железнодорожных колес. Сущность изобретения: способ включает формообразование обода прокаткой, калибровку обода по ширине до получения параллельных между собой боковых его поверхностей, перпендикулярных оси колеса, механическую и термическую обработку. Механическую обработку обода осуществляют до получения боковой поверхности обода с внутренней стороны под углом к боковой поверхности обода с наружной стороны. На стадии термической обработки осуществляют окончательное формообразование обода с обеспечением параллельности между собой его боковых поверхностей и перпендикулярности их к оси колеса путем воздействия термических напряжений при закалке. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 077 968 C1

Способ изготовления железнодорожных колес, включающий формообразование обода прокаткой, калибровку обода по ширине до получения параллельных между собой боковых его поверхностей, перпендикулярных оси колеса, механическую и термическую обработку, отличающийся тем, что механическую обработку обода осуществляют до получения боковой поверхности обода с внутренней стороны под углом к боковой поверхности обода с наружной стороны, а на стадии термической обработки осуществляют окончательное формообразование обода с обеспечением параллельности между собой боковых его поверхностей и перпендикулярности их к оси колеса путем воздействия термических напряжений при закалке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2077968C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Бибик Г.А
и др
Производство железнодорожных колес
- М.: Металлургия, 1982, с.5, рис.1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Там же, с.64 - 80, рис.28
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Колеса цельнокатаные
Конструкция и размеры
Устройство для осаживания железнодорожных колесных бандажей с использованием нагревания и последующего охлаждения 1927
  • Кузьмин Ф.И.
SU9036A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Способ изготовления шкивов 1980
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Шумилин Анатолий Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Дмитриев Юрий Владимирович
SU946748A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

RU 2 077 968 C1

Авторы

Шестак В.Д.

Шегусов А.М.

Валетов М.С.

Парышев Ю.М.

Даты

1997-04-27Публикация

1994-06-20Подача