Изобретение относится к обработке материалов и изделий из них, может быть использовано для упрочнения импульсным нагруженном (в частности, электромагнитным воздействием) преимущественно болтовых отверстий в рельсах как в процессе производства, так и эксплуатации.
Целью изобретения является увеличение сопротивления материала хрупким и ус- талостным разрушениям в зоне отверстий, повышение производительности труда в процессе обработки и уменьшение габаритных размеров и массы устройства.
На чертеже изображено предлагаемое устройство.
С противоположных торцов отверстия соосно с ним и между собой установлены пуансоны 1, жестко соединенные с дисками 2. Соосно с ними расположены плоские дисковые катушки 3, выводы которых подсоединены через ключ К к емкостному накопителю энергии С.
Устройство работает следующим образом.
При замыкании ключа К происходит разряд накопителя заряда на катушку 3. Возникающий при этом высокочастотный ток наводит ток противоположного направления в дисках 2, что приводит к отталкиванию дисков с пуансонами от катушек с высокой скоростью, При соударении пуансонов с кромками отверстий образуются ударные волны, прохождение которых в материале приводит к его упрочнению. Наличие двух пуансонов с противоположных сторон в 2 раза повышает производительность обработки и позволяет исключить повреждение внутренней поверхности отверстия, характерное для одностороннего нагружения.
Изобретение иллюстрируется следующим примером.
Для упрочнения металла в зоне болтового отверстия в рельсе устройство устанавливают на головке рельса таким образом, чтобы диски с пуансонами располагались соосно с обрабатываемым отверстием с противоположных торцов отверстия, находящегося в шейке рельса. После этого устройство закрепляют на головке рельса. Диски, выполненные из алюминия, а также плоские катушки имеют следующие размеры: наружный диаметр Ь 160 мм, внутренний диаметр DI 30 мм, высота Н 3 мм; Число витков катушки W 35. Рабочая зона пуансона выполнена в виде радиуса R 3 мм. При замыкании ключа происходит разряд батареи конденсаторов емкостью 700
мкФ и номинальным напряжением 5-кВ на катушки. Возникающий в катушке ток индуцирует образование токов Фуко в дисках и приводит к отталкиванию дисков с пуансонами от катушек. Пуансоны воздействуют на металл в обрабатываемой зоне болтового отверстия с рабочим усилием 650 кН с двух сторон одновременно. Образовавшиеся при этом ударные волны приводят к упрочнению металла, сопровождаемому повышением микротвердости на поверхности в случае объемнозакаленных рельсов типа Р65 до Но,2 6000 МПа при исходной Но,2° 4200МПа.
В результате упрочнения предел выносливости рельсов по болтовым отверстиям, определенный при стендовых испытаниях, увеличивается по сравнению с вариантом без упрочнения с 250 до 450 МПа. Для оценки эксплуатационной стойкости рельсов по результатам стендовых испытаний разработана специальная программа для ЭВМ. в расчете на существующие и перспективные условия эксплуатации рельсов в пути. Уста- новлено, что для того, чтобы исключить разрушение рельсов по болтовым отверстиям в пределах ресурса рельса для существующих ° условий эксплуатации железных дорог необходимо получить при стендовых испытаниях предел выносливости 380 МПа, для перспективных условий эксплуатации - 420 МПа. Таким образом, упрочнение болтовых отверстий посредством заявляемого устройства исключает образование усталостных трещин у болтовых отверстий в пределах ресурса рельса как в существенных, так и в перспективных условиях эксплуатации.
Формула из обретения
Устройство для упрочнения отверстий деталей, содержащее пуансон специальной формы,.расположенный соосно с обрабатываемым отверстием, отличающееся тем, что, с целью увеличения сопротивления
материала хрупким и усталостным разруше- .ниям в зоне отверстий, повышения произво- дительности в процессе обработки и уменьшения габаритных размеров и массы устройства, оно оснащено расположенным
соосно с отверстием дополнительным пуансоном, выполненными из материала с высокой электропроводностью, дисками, смонтированными соосно с дисками плоскими дисковыми катушками и емкостным
накопителем заряда, соединенным через ключ с выводами упомянутых катушек, при этом пуансоны установлены с противопО ложных сторон детали .и жестко соединены с дисками.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ ОТВЕРСТИЙ | 1991 |
|
RU2018541C1 |
СТАНОК УПРОЧНЯЮЩИЙ | 2007 |
|
RU2337204C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЛЬСОВ С АНТИФРИКЦИОННОЙ НАПЛАВКОЙ | 2009 |
|
RU2391459C1 |
УДАРНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА | 2013 |
|
RU2538094C1 |
Способ упрочнения отверстий | 1983 |
|
SU1186658A1 |
Способ правки концов рельсов | 1986 |
|
SU1362533A1 |
СТАНОК РЕЛЬСОСВЕРЛИЛЬНЫЙ ПЕРЕНОСНЫЙ | 1999 |
|
RU2171328C2 |
Способ термической обработки рельсов | 1982 |
|
SU1118698A1 |
Способ выявления дефектов в бывших в эксплуатации рельсах | 1983 |
|
SU1161866A1 |
Способ усталостных испытаний рельсов | 1983 |
|
SU1164579A1 |
Исполйованйё: упрочнение импульснымi нагруженном, в частности электромагнитным воздействием, преимущественно болтовых отверстий в рельсах как в процессе производства, так и эксплуатации, Сущность изобретения: в устройстве соосно между собой и обрабатываемым отверстием с противоположных торцов отверстия установлены два пуансона 1 специальной формы. Каждый пуансон жёстко соединен с выполненным из материала с высокой электропроводностью диском 2, который, в свою очередь, подвижной связьюсоединен с плоской дисковой катушкой 3..Выводы обеих катушек подсоединены через ключ К к емкостному накопителю заряда, например конденсатору С. 1 ил.;
Скоков А.И | |||
Качество железнодорожных рельсов | |||
- М.: етаЛлу гиздат, 1955 | |||
с | |||
Способ отковки в штампах заготовок для спиральных сверл | 1921 |
|
SU367A1 |
Авторы
Даты
1993-04-23—Публикация
1991-05-05—Подача