Способ термической обработки рельсов Советский патент 1984 года по МПК C21D9/04 

Описание патента на изобретение SU1118698A1

Изобретение относится к способам термической обработки рельсов и может быть использовано также для термической обработки других прокатных профилей. Известен способ термической обра ботки рельсов, включающий закалку, объемный отпуск и дополнительный отпуск подошвы и шейки при температуре более 500°С в принудительно изогнутом состоянии подошвой наружу. Способ напраЁлен на создание дифференцированных свойств по сечению рельса: высокой прочности голов ки и высоких значений вязкости шейки и подошвы l . Однако известный способ не обеспечивает оптимального сечения механических свойств. Наиболее близким к изобретению п технической сущности и достигаемому результату является способ термичес кой обработки рельсов, включающий изотермическую выдержку при 550°С, объемный нагрев рельса до температу ры аустенизадии, кратковременную закалку поверхности катания, например, водоструйным охлаждением и око чательную нормализацию, при которой подошва и шейка рельса остывают с определенной скоростью С2 J. Сзоцественным недостатком этого способа является то, что в случае использования низколегированной рел совой стали скорость охлаждения при нормализации не является оптимальной с точки зрения получения в подошве и шейке рельса необходимы свойств и структуры, в том числе вы ких значений вязкости и пластичност обеспечивающих надежную и безопасну работу рельсов в эксплуатации. Использование низколегированной рельсовой стали связано с тем, что вследствие интенсификации работы же лезнодорожного транспорта существуе задача создания высокопрочных рельсов, обладающих в 1,5-2,0 раза боль шей эксплуатационной стойкостью по сравнению с термически упрочненHbttffl рельсами современного промышленного производства. Такое повьш1ение эксплуатационной стойкости мр- жет быть достигнуто за счет увеличе ния общей и контактно-усталостной прочности головки рельса () при условии сохранения на прежнем уровне показателей надежности (удар ной вязкости, стойкости при копровых испытаниях, низких остаточных напряжений и др.). Перечисленные известные способы применяются для термической обработки рельсов из углеродистой стали. Поверхностная закалка создает в головке этих рельсов структуру тонкопластинчатого сорбита закалки с твердостью, не превышающей НВ 380390. Твердость достигает максимально возможного значения НВ 400 в случае применения заэвтектоидной углеродистой стали с содержанием углерода до 0,87%, раскисленной кремниймагнийтитановой лигатурой. Требуемая прочность высокопрочных рельсов может быть получена применением высокоуглеродистой низколегированной стали и поверхностной закалкой головки на мартенсит с последующим отпуском (самоотпуском) на структуру троостит отпуска. В результате дополнительного легирования, например, марганцем, хромом, кремнием или другими легирующими добавками меняется кинетика распада аустенита при охлаждении и соответственно термокинетическая диаграмма, повьш1ается. прокалива:емость высокопрочной рельсовой стали. В этом случае нормализация подошвы и шейки рельса может привести к об- разованию неоднородной структуры, не обладающей необходимыми вязкостью и пластичностью. Цель изобретения - повышение эксплуатационной стойкости и надежности за счет оптимизации структуры и свойств по сечению рельса. Поставленная цель достигается тем, что согласно способу термической обработки рельсов, включающему нагрев до температуры аустенизадии, закалку поверхности катания и окончательное охла ждение, охлаждение рельса после поверхностной закалки производят со скоростью не более 0,05 град/с. Выбор величины Предлагаемого параметра (скорости охлаждения объемно нагретого рельса после поверхностной закалки), а также протяженность температурного интервала охлаждения с заданной скоростью обусловлены тер- мокинетическими диаграммами распада аустенита рельсовых сталей различного химического состава. Принятая скорость охлаждения должна обеспечить получение однородной структуры сор3бита закалки без участков мартенсита и высокий уровень вязкости и пла тичности в подошве и шейке рельса. Температура, до которой надо охлаждать рельс с заданной скоростью, определяется концом фазовых превращений; Температурный интервал контролируемого охлаждения рельсовых сталей равен 100-150°С следовательно, продолжительность контролируемого охлаждения может варьироваться от получаса до нескольких часов. Предлагаемый способ осуществляют например, помещением рельса сразу после выхода его из закалочной маши ны в специальные утепленные или под греваемые муфели, короба или другие устройства, где его охлаждают с заданной скоростью. Пример. Проводили обработку полнопрофильных рельсовых проб по способу-прототипу и по предлагаемому способу. Рельсы изготавливали из стандартной углеродистой стали типа 75Г и из низколегированной высокоуглеродистой стали типа 75ХГС. Нагрев рельсовых проб вели до температуры аустенизации 84Ь°С. Закалку поверхности катания осущест вляли непрерывным охлаждением водовоздушной смесью до 200°С. Последую щее окончательное охлаждение поверх ностно закаленных рельсовых проб проводили при определенной для каждого опыта скорости охлаждения (0,0 0,05 и 0,02 град/с). Сравнение результатов обработки по предлагаемому способу и способупрототипу приведено, в таблице. Из данных таблицы видно, что зак Ленные по известному способу рельсы изготовленные из низколегированной стали, значительно превосходят термообработанные по этому же способу . рельсы из углеродистой стали по прочностным свойствам головки при одинаковой ударной вязкости ее и до статочном уровне показателей пластичности. Таким образом, по свойствам головки закаленные рельсы из низколегированной стали удовлетворя ют требованиям, предъявляемым к рельсам высокой прочности. Однако комплекс свойств, получаемый в по84дошве этих рельсов, является явно неудовлетворительным. Низкий уровень ударной вязкости и пластичности подошвы и шейки не гарантирует надежной безаварийной работы рельсов в пути. Рельсы имеют высокие остаточные напряжения. Уменьшение скорости охлаждении поверхностно закаленных рельсов из низколегированной стали в соответствии с предлагаемь1м способом от 0,08 град/с до 0,05 град/с и ниже, не изменяя комплекса свойств головки, за счет получения в шейке и подошве однородной структуры при медленном охлаждении приводит к значительному повышению ударной вязкости этих элементов профиля рельса (до 4,5 кгсм/см вместо 1,2 кгсм/см) и пластичности. При этом намного возрастает работа разрушения рельсов при копровых испытаниях и уменьшается уровень остаточных напряжений. Следовательно, при предлагаемом способе термической обработки достигается необхо,димый комплекс свойств высокопрочных рельсов, предназначенных для перспективных условий эксплуатации, Использование предлагаемого способа термической обработки рельсов по сравнению с известным обеспечивает необходимый уровень показателей эксплуатационной надежности рельсов за счет оптимизации структуры, увеличения вязкости и пластичности по сечению рельса, снижения уровня остаточных напряжений. Кроме того, достигается значительное повьш1ение . эксплуатационной стойкости высокопрочных рельсов из низколегированной стали по сравнению с термически упрочненными рельсами из стандартной углеродистойстали. . . ,. Ожидаемый экономический эффект от внед1Е)ения высокопрочных рельсов, получаемых по предлагаемому способу термической обработки и имеющих эксш1уатационную стойкость в 1,5 раза вьш1е, чем стандартных термоупрочненных рельсов, при объеме годового производства в 100 тыс.т. рельсов составит 0,35 мпн.руб.

1118698

I Способ-прототип

Показатели

75ХГС

75Г

0,08 0,08

7,0

5,0

4,0 2,2

I

предлагаемый способ

75ХГС

75ХГС

0.02

0,05

14,0

13,0

- 2,0

1,7

Похожие патенты SU1118698A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РЕЛЬСОВ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНОЙ НАДЕЖНОСТИ 2015
  • Полевой Егор Владимирович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Волков Константин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Могильный Виктор Васильевич
RU2601847C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 1991
  • Нестеров Дмитрий Кузьмич[Ua]
  • Сапожков Валерий Евгеньевич[Ua]
  • Левченко Николай Филиппович[Ua]
  • Сахно Валерий Александрович[Ua]
  • Тихонюк Леонид Сергеевич[Ua]
  • Шевченко Александр Иванович[Ua]
RU2023026C1
Способ термической обработкиРЕльСОВ 1979
  • Казарновский Давид Самуилович
  • Бабич Алик Петрович
  • Сапожков Валерий Евгеньевич
  • Хургин Лев Семенович
  • Заннес Александр Николаевич
  • Верещага Евгения Андреевна
SU804702A2
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 2012
  • Волков Константин Владимирович
  • Корнева Лариса Викторовна
  • Чудов Евгений Николаевич
  • Полевой Егор Владимирович
RU2487178C1
Способ производства рельсов 1985
  • Нестеров Д.К.
  • Левченко Н.Ф.
  • Сапожков В.Е.
  • Кисиль Б.С.
SU1300946A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ ПОВЫШЕННОЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ И КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ 2018
  • Полевой Егор Владимирович
  • Юнин Геннадий Николаевич
  • Кузнецов Евгений Павлович
  • Дорофеев Владимир Викторович
  • Головатенко Алексей Валерьевич
RU2743534C1
Способ закалки рельсов из углеродистых сталей 1988
  • Фомин Николай Андреевич
  • Муратов Валентин Михайлович
  • Федоров Петр Петрович
  • Лучшев Владимир Васильевич
  • Ворожищев Владимир Иванович
  • Кулемин Анатолий Викторович
  • Шур Евгений Авелевич
SU1668427A1
Способ термической обработки рельсов 1977
  • Казарновский Д.С.
  • Бабич А.П.
  • Сапожков В.Е.
  • Верещага Е.А.
  • Заннес А.Н.
  • Шнаперман Л.Я.
SU837070A1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ 2004
  • Павлов В.В.
  • Ворожищев В.И.
  • Пятайкин Е.М.
  • Корнева Л.В.
  • Козырев Н.А.
  • Теплоухов Г.М.
  • Оржех М.Б.
  • Дементьев В.П.
  • Годик Л.А.
  • Моренко А.В.
  • Руденков В.А.
RU2254382C1
Износостойкий рельс 1986
  • Козо Фукуда
  • Цунеми Вада
  • Сничи Нагахаси
  • Есио Саито
  • Масахиро Уеда
  • Минору Такака
SU1831506A3

Реферат патента 1984 года Способ термической обработки рельсов

СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ OBPASOTКИ РЕЛЬСОВ, включаннций их нагрев до температуры аустенизации, закалку поверхности катания и окончательное рхлавдение, отличающийся тем, что, с целью повьшения эксплуа; тационной стойкости и надежности jpejtbcoB за счет оптимизации структуры и свойств по сечению рельса, охлаждение рельса после поверхностной закалки производят со скоростью нё более 0,05 град/с.

Формула изобретения SU 1 118 698 A1

Примечание: В числителе приведены свойства головки, в знаменателе- подошвы и шейки рельсов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1118698A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ термической обработки рельсов 1972
  • Раузин Яков Рафаилович
  • Шур Евгений Авелевич
  • Великанов Александр Васильевич
  • Шамов Александр Николаевич
  • Сучкоусов Владимир Петрович
  • Рабинович Дора Моисеевна
  • Винокуров Израил Яковлевич
SU461141A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ термической обработки рельсов 1948
  • Грдина Ю.В.
SU114390A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 118 698 A1

Авторы

Шур Евгений Авелевич

Великанов Александр Васильевич

Сафонова Клара Эдуардовна

Оргиян Вадим Семенович

Авдеев Михаил Георгиевич

Маджар Петр Иванович

Даты

1984-10-15Публикация

1982-10-18Подача