Способ посадки самолета и посадочный комплекс самолета Советский патент 1993 года по МПК B64F1/02 

Описание патента на изобретение SU1817757A3

Изобретение относится к способам и наземным техническим средствам посадки самолета.

Цель изобретения - снижение расхода горючего при одновременном оздоровлении экологической обстановки аэропортов и повышение надежности посадки самолета с выключенными двигателями, а также разгрузка вертикальных стоек самоходных управляемых тележек от изгибающего момента, действующего на них при торможении самолета.

Указанная цель достигается тем, что двигатели самолета выключают на участке снижения, а при рулежке самолета включают автономный привод колес шасси. При этом самоходные тележки системы торможения посадочного комплекса снабжены управляемыми аэродинамическими тормозными щитками с регулируемой величиной их раскрытия, причем длина хода тяговых органов составляет 0.3...0,4 длины направляющих самоходных тележек, а направляющие в местах их пересечения с рулежными дорожками посадочной полосы снабжены управляемыми откидными мостами, при этом самоходные тележки снабжены дополнительной опорой с колесами, опирающимися на участок между направляющими тележек и осевой посадочной полосы. Притом вертикальные стойки самоходных управляемых тележек снабжены вертикально расположенными аэродинамическими плоскостями с механизмами управления их поворота.

Использование предложенного способа посадки самолета и посадочного комплекса самолета в масштабах гражданской авиации и ВВС позволяет экономить горючее и оздоровить экологическую обстановку районов аэропортов.

Способ посадки самолетов реализуется посадочным комплексом самолета, представленным на фиг. 1 - 3. На фис 1 представлен общий вид посадочного комплекса самолета, план; на фиг. 2.- то же, его продолжение; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг.Ь

Посадочный комплекс самолета содер-. жит направляющие 1,2. установленные в траншеях 3,4, расположенных по обе стороны взлетно-посадочной полосы 5. Рядом с

траншеями 3,4 расположены направляющие 6,7,8 и 9, несущие тележки 10,11,12,13. Данные тележки жестко связаны с тяговыми органами 14,15 разгонно-тормозных механизмов 16,17, снабженных электродвигателями 18,19. Направляющие 6,7,8,9 минимум как в три раза меньше длины направляющих 1,2 и расположены относительно их симметрично. Тележки 10, 11, 12, 13 снабжены откидными управляемыми упорами 20,21.22 и

23. Направляющие 1,2 несут на себе самоходные управляемые тормозные тележки 24, 25, 26, 217 с вертикальными стойками и самоходными управляемыми каретками, несущими захватный трос 28,29.Самоходные

каретки закрыты аэродинамическими тормозными щитками 30,31,32,33, выполняющими роль обтекателя. Приемные устройства кареток, несущие захватный трос 28,29, выполнены поворотными и закрыты дисковыми обтекателями 34, 35, 36, 37. Вертикальные стойки снабжены вертикальными крыльями 38,39,40,41 с управляемыми механизмами их поворота 42, 43. Механизмы поворота позволяют крыльям

совершать круговое вращение. Взлетно-посадочная полоса 5 сопряжена с рулежными дорожками 46,47,48,49, которые пересекаются траншеей 4 с установленной в ней направляющей 2. В местах пересечения рулежных дорожек установлены подъемные откидные мосты 50,51,52,53 с механизмами их подъема 54,55,56.57. Подъемный мост 50 на фиг. 1 показан в опущенном рабочем состоянии, самолет 58 в момент торможения тележками 24,25 с раскрытыми аэродинамическими тормозными щитками 30.31 и крыльями 38,39 расположенными под положительным углом атаки к направлению движения. На фиг.2 самолет 58 показан уже в

момент торможения его разгонно-тормоз- ными механизмами 16,17 посадочного комплекса. Тележки 26,27 с натянутым

захватным тросом 29 установлены на позиции аварийного торможения, Самоходные управляемые тележки 24.25,26,27 опираются не только на направляющие 1,2, но и на бетонные дорожки 3,4.

Способ посадки самолета реализуется следующим образом с помощью посадочного комплекса самолета.

Перед посадкой самолета на взлетно- посадочную полосу 5 производится подготовка посадочного комплекса самолета. Для этого самоходные управляемые тормозные тележки 24,25, системой управления посадочного комплекса устанавливаются в зоне приземления, а тормозные тележки 26,27 с противоположной стороны полосы устанав- лиьаются в режиме аварийного улавливания. При этом захватные тросы 28,29 тормозных тележек 24,25,26,27 подняты на расчетную высоту с требуемой стрелой прогиба в зависимости- от веса и размеров улавливаемого самолета, идущего на посадку. Тормозные щитки 30,31,32,33 тормозных тележек находятся в нерабочем состоянии, а вертикальные крылья 38,39,40.41 механизмами 42,43 по команде-системы управления посадочного комплекса устанавливаются под определенным углом атаки к направлению движения улаливае- мого самолета 58. Устанавливаются в рабочее положение откидные управляемые упоры 22,23 тележек 12,13 тяговых органов 14,15 посадочного комплекса. Подъемные- мосты 50,51,52,53 рулежных дорожек 46,47,48,49 поднимаются в нерабочее положение. После этого посадочный комплекс самолета считается подготовленным к приему самолета.

Самолет, идущий на посадку на участке снижения, выключает двигатели и наводится на взлетно-посадочную полосу 5. Приземлившийся самолет 58 с неработающими двигателями улавливается захватным тросом 28, взаимодействующим с его килевым гаком. В первый момент времени срабатывает механизм травления тормозных тележек, создавая мягкую натяжку захватного троса-28, страгивая с места и разгоняя тормозные тележки 24,25. На определенной скорости движения тормозных тележек в работу вступают аэродинамические щитки 30,31, создавая мягкое гашение скорости самолета плавным увеличением площади тормозных щитков за счет угла их раскрытия. В таком положении тормозные тележки 24.25 с самолетом 58 движутся до мягкого взаимодействия их буферов с откидными управляемыми упорами 22,23. После этого тормозные щитки 30,31 складываются, становясь обтекателями и в работу вступают

разгонно-тормозные механизмы посадочного комплекса, рекуперируя кинетическую энергию торможения самолета. В конце торможения откидные управляемые упоры

5 22.23 тележек 12.13 тяговых 14.15 убираются; предоставляя тормозным тележкам 24,25 дальнейшее свободное движение. После этого тормозные тележки, увеличив скорость, догоняют самолет с од0 повременным сматывзникм и натяжением захватного троса 28. Смотав трос 28. и обогнав самолет 58, тормозные тележки, автоматически разъединившись, покидают его, подняв каретками захватный трос 28 выше

5 киля самолета, возвращаясь в обратном направлении на исходную позицию. В конце тормозной дистанции самолет 58 с помощью автономного привода колес шасси продолжает движение к ближайшей рулеж0 ной дорожке 48. Механизмом 56 подъемный мост 52 рулежной дорожки 48 опускается в рабочее положение/пропуская самолет к аэровокзалу. После чего посадочный комплекс готовится к приему нового самолета.

5 идущего на посадку.

Формуламзобретения

1. Способ посадки самолета, заключающийся в наведении самолета на посадочную

0 полосу, образованную аэродромной системой торможения, снижения и захвате самолетом приемного устройства системы торможения при пробеге по полосе, торможении приемного устройства с последую5 щим освобождением самолета от приемного устройства, выключении двигателей самолета, продвижении самолета до места стоянки, отличающийся тем, что, с целью снижения расхода горючего при

0 одновременном оздоровлении экологической обстановки аэропорта, двигатели самолета выключают на участке снижения, а при рулежке самолета включают автономный привод колес шасси.

2. Посадочный комплекс самолета, 5 включающий аэродромную систему торможении, выполненную в виде расположенных по обе стороны посадочной полосы . тяговых органов и приемного устройства, включающий размещенные на направляю- 0 щих самоходные тележки с вертикальными стойками, несущими захватный трос с замком сцепления с тягсвыми органами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности посадки самолета с выключен- 5 ными двигателями, самоходные тележки си- стемы торможения снабжены управляемыми аэродинамическими тормозными щитками с регулируемой величиной их раскрытия, при этом длина хода тяговых органов составляет 0.3 0,4 длины направляющих самоходных тележек, а направляющие в местах их пересечения с рулежными дорожками посадочной полосы снабжены управляемыми откидными мостами, причем самоходные тележки снабжены дополнительной опорой с колесами, опирающимися на участок полосы между направляющими тележек и осевой линией посадочной полосы, при этом на вертикальных стойках самоходных управляемых тележек закреплены вертикально аэродинамические плоскости.

Похожие патенты SU1817757A3

название год авторы номер документа
Аэродромная установка рекуперации энергии самолета при посадке для разгона самолета на взлете 2018
  • Ноздричев Александр Васильевич
RU2668768C1
Способ аварийной посадки самолета и самолет 1988
  • Ткаченко Юрий Сергеевич
SU1817756A3
Временная плавучая взлетно-посадочная полоса 2023
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Богомаз Роман Николаевич
  • Чугреев Максим Андреевич
  • Голубев Сергей Вячеславович
  • Тилинин Юрий Иванович
  • Орехов Алексей Викторович
  • Авдеенко Игорь Александрович
RU2824218C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ КОМПЛЕКС ВЗЛЕТА-ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2007
  • Камалетдинов Рашид Шагизович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Зенин Владимир Васильевич
  • Сапарина Татьяна Петровна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
RU2356801C1
ПЛАТФОРМА ДЛЯ ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ САМОЛЁТА, САМОДВИЖУЩАЯСЯ ПО РЕЛЬСАМ 2018
  • Пустовой Георгий Яковлевич
RU2684546C2
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛЕТОВ В ЗОНЕ АЭРОДРОМА 1994
  • Русол Владимир Архипович
  • Селиванов Николай Павлович
  • Ярошевич Леонид Васильевич
RU2038990C1
СПОСОБ ПОСАДКИ БЕСПИЛОТНОГО САМОЛЕТА НА АЭРОФИНИШЕР 2009
RU2399560C1
РАЗГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЗЛЕТА КОРАБЕЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ 2019
  • Белоненко Валентин Фёдорович
  • Кулагин Юрий Александрович
  • Пепеляев Владимир Викторович
  • Самойлов Игорь Викторович
RU2712407C1
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНЫМ СИЛОВЫМ УСТРОЙСТВОМ 2012
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2497714C2
СПОСОБЫ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТИХ СПОСОБОВ 2010
  • Овинов Александр Валентинович
RU2466913C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 817 757 A3

Реферат патента 1993 года Способ посадки самолета и посадочный комплекс самолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам посадки самолетов и наземным техническим средствам посадки самолета. Целью изобретения является повышение надежности посадки. Посадочный комплекс самолета содержит направляющие 1,2, установленные в траншеях 2,4, расположенных по обе стороны взлетно-посадочной полосы 5. Рядом с траншеями 3,4 расположены направляющие 6,7,8 и 9, несущие тележки 10,11,12,13, жестко соединенные с тяговыми органами

Формула изобретения SU 1 817 757 A3

57

Ф и г,2

А - А /си.Виг.Г./

55

Ф и г, 3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1817757A3

Авторское свидетельство СССР №1508520, кл
Однопутный снегоочиститель для железных дорог 1912
  • Бурковский А.Э.
SU864A1

SU 1 817 757 A3

Авторы

Ткаченко Юрий Сергеевич

Даты

1993-05-23Публикация

1988-12-22Подача