Способ посадки самолета и посадочный комплекс самолета Советский патент 1993 года по МПК B64F1/02 

Описание патента на изобретение SU1817757A3

Изобретение относится к способам и наземным техническим средствам посадки самолета.

Цель изобретения - снижение расхода горючего при одновременном оздоровлении экологической обстановки аэропортов и повышение надежности посадки самолета с выключенными двигателями, а также разгрузка вертикальных стоек самоходных управляемых тележек от изгибающего момента, действующего на них при торможении самолета.

Указанная цель достигается тем, что двигатели самолета выключают на участке снижения, а при рулежке самолета включают автономный привод колес шасси. При этом самоходные тележки системы торможения посадочного комплекса снабжены управляемыми аэродинамическими тормозными щитками с регулируемой величиной их раскрытия, причем длина хода тяговых органов составляет 0.3...0,4 длины направляющих самоходных тележек, а направляющие в местах их пересечения с рулежными дорожками посадочной полосы снабжены управляемыми откидными мостами, при этом самоходные тележки снабжены дополнительной опорой с колесами, опирающимися на участок между направляющими тележек и осевой посадочной полосы. Притом вертикальные стойки самоходных управляемых тележек снабжены вертикально расположенными аэродинамическими плоскостями с механизмами управления их поворота.

Использование предложенного способа посадки самолета и посадочного комплекса самолета в масштабах гражданской авиации и ВВС позволяет экономить горючее и оздоровить экологическую обстановку районов аэропортов.

Способ посадки самолетов реализуется посадочным комплексом самолета, представленным на фиг. 1 - 3. На фис 1 представлен общий вид посадочного комплекса самолета, план; на фиг. 2.- то же, его продолжение; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг.Ь

Посадочный комплекс самолета содер-. жит направляющие 1,2. установленные в траншеях 3,4, расположенных по обе стороны взлетно-посадочной полосы 5. Рядом с

траншеями 3,4 расположены направляющие 6,7,8 и 9, несущие тележки 10,11,12,13. Данные тележки жестко связаны с тяговыми органами 14,15 разгонно-тормозных механизмов 16,17, снабженных электродвигателями 18,19. Направляющие 6,7,8,9 минимум как в три раза меньше длины направляющих 1,2 и расположены относительно их симметрично. Тележки 10, 11, 12, 13 снабжены откидными управляемыми упорами 20,21.22 и

23. Направляющие 1,2 несут на себе самоходные управляемые тормозные тележки 24, 25, 26, 217 с вертикальными стойками и самоходными управляемыми каретками, несущими захватный трос 28,29.Самоходные

каретки закрыты аэродинамическими тормозными щитками 30,31,32,33, выполняющими роль обтекателя. Приемные устройства кареток, несущие захватный трос 28,29, выполнены поворотными и закрыты дисковыми обтекателями 34, 35, 36, 37. Вертикальные стойки снабжены вертикальными крыльями 38,39,40,41 с управляемыми механизмами их поворота 42, 43. Механизмы поворота позволяют крыльям

совершать круговое вращение. Взлетно-посадочная полоса 5 сопряжена с рулежными дорожками 46,47,48,49, которые пересекаются траншеей 4 с установленной в ней направляющей 2. В местах пересечения рулежных дорожек установлены подъемные откидные мосты 50,51,52,53 с механизмами их подъема 54,55,56.57. Подъемный мост 50 на фиг. 1 показан в опущенном рабочем состоянии, самолет 58 в момент торможения тележками 24,25 с раскрытыми аэродинамическими тормозными щитками 30.31 и крыльями 38,39 расположенными под положительным углом атаки к направлению движения. На фиг.2 самолет 58 показан уже в

момент торможения его разгонно-тормоз- ными механизмами 16,17 посадочного комплекса. Тележки 26,27 с натянутым

захватным тросом 29 установлены на позиции аварийного торможения, Самоходные управляемые тележки 24.25,26,27 опираются не только на направляющие 1,2, но и на бетонные дорожки 3,4.

Способ посадки самолета реализуется следующим образом с помощью посадочного комплекса самолета.

Перед посадкой самолета на взлетно- посадочную полосу 5 производится подготовка посадочного комплекса самолета. Для этого самоходные управляемые тормозные тележки 24,25, системой управления посадочного комплекса устанавливаются в зоне приземления, а тормозные тележки 26,27 с противоположной стороны полосы устанав- лиьаются в режиме аварийного улавливания. При этом захватные тросы 28,29 тормозных тележек 24,25,26,27 подняты на расчетную высоту с требуемой стрелой прогиба в зависимости- от веса и размеров улавливаемого самолета, идущего на посадку. Тормозные щитки 30,31,32,33 тормозных тележек находятся в нерабочем состоянии, а вертикальные крылья 38,39,40.41 механизмами 42,43 по команде-системы управления посадочного комплекса устанавливаются под определенным углом атаки к направлению движения улаливае- мого самолета 58. Устанавливаются в рабочее положение откидные управляемые упоры 22,23 тележек 12,13 тяговых органов 14,15 посадочного комплекса. Подъемные- мосты 50,51,52,53 рулежных дорожек 46,47,48,49 поднимаются в нерабочее положение. После этого посадочный комплекс самолета считается подготовленным к приему самолета.

Самолет, идущий на посадку на участке снижения, выключает двигатели и наводится на взлетно-посадочную полосу 5. Приземлившийся самолет 58 с неработающими двигателями улавливается захватным тросом 28, взаимодействующим с его килевым гаком. В первый момент времени срабатывает механизм травления тормозных тележек, создавая мягкую натяжку захватного троса-28, страгивая с места и разгоняя тормозные тележки 24,25. На определенной скорости движения тормозных тележек в работу вступают аэродинамические щитки 30,31, создавая мягкое гашение скорости самолета плавным увеличением площади тормозных щитков за счет угла их раскрытия. В таком положении тормозные тележки 24.25 с самолетом 58 движутся до мягкого взаимодействия их буферов с откидными управляемыми упорами 22,23. После этого тормозные щитки 30,31 складываются, становясь обтекателями и в работу вступают

разгонно-тормозные механизмы посадочного комплекса, рекуперируя кинетическую энергию торможения самолета. В конце торможения откидные управляемые упоры

5 22.23 тележек 12.13 тяговых 14.15 убираются; предоставляя тормозным тележкам 24,25 дальнейшее свободное движение. После этого тормозные тележки, увеличив скорость, догоняют самолет с од0 повременным сматывзникм и натяжением захватного троса 28. Смотав трос 28. и обогнав самолет 58, тормозные тележки, автоматически разъединившись, покидают его, подняв каретками захватный трос 28 выше

5 киля самолета, возвращаясь в обратном направлении на исходную позицию. В конце тормозной дистанции самолет 58 с помощью автономного привода колес шасси продолжает движение к ближайшей рулеж0 ной дорожке 48. Механизмом 56 подъемный мост 52 рулежной дорожки 48 опускается в рабочее положение/пропуская самолет к аэровокзалу. После чего посадочный комплекс готовится к приему нового самолета.

5 идущего на посадку.

Формуламзобретения

1. Способ посадки самолета, заключающийся в наведении самолета на посадочную

0 полосу, образованную аэродромной системой торможения, снижения и захвате самолетом приемного устройства системы торможения при пробеге по полосе, торможении приемного устройства с последую5 щим освобождением самолета от приемного устройства, выключении двигателей самолета, продвижении самолета до места стоянки, отличающийся тем, что, с целью снижения расхода горючего при

0 одновременном оздоровлении экологической обстановки аэропорта, двигатели самолета выключают на участке снижения, а при рулежке самолета включают автономный привод колес шасси.

2. Посадочный комплекс самолета, 5 включающий аэродромную систему торможении, выполненную в виде расположенных по обе стороны посадочной полосы . тяговых органов и приемного устройства, включающий размещенные на направляю- 0 щих самоходные тележки с вертикальными стойками, несущими захватный трос с замком сцепления с тягсвыми органами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности посадки самолета с выключен- 5 ными двигателями, самоходные тележки си- стемы торможения снабжены управляемыми аэродинамическими тормозными щитками с регулируемой величиной их раскрытия, при этом длина хода тяговых органов составляет 0.3 0,4 длины направляющих самоходных тележек, а направляющие в местах их пересечения с рулежными дорожками посадочной полосы снабжены управляемыми откидными мостами, причем самоходные тележки снабжены дополнительной опорой с колесами, опирающимися на участок полосы между направляющими тележек и осевой линией посадочной полосы, при этом на вертикальных стойках самоходных управляемых тележек закреплены вертикально аэродинамические плоскости.

Похожие патенты SU1817757A3

название год авторы номер документа
Способ аварийной посадки самолета и самолет 1988
  • Ткаченко Юрий Сергеевич
SU1817756A3
Аэродромная установка рекуперации энергии самолета при посадке для разгона самолета на взлете 2018
  • Ноздричев Александр Васильевич
RU2668768C1
Временная плавучая взлетно-посадочная полоса 2023
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Богомаз Роман Николаевич
  • Чугреев Максим Андреевич
  • Голубев Сергей Вячеславович
  • Тилинин Юрий Иванович
  • Орехов Алексей Викторович
  • Авдеенко Игорь Александрович
RU2824218C1
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ КОМПЛЕКС ВЗЛЕТА-ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2007
  • Камалетдинов Рашид Шагизович
  • Калинин Юрий Иванович
  • Зенин Владимир Васильевич
  • Сапарина Татьяна Петровна
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
RU2356801C1
ПЛАТФОРМА ДЛЯ ВЗЛЁТА И ПОСАДКИ САМОЛЁТА, САМОДВИЖУЩАЯСЯ ПО РЕЛЬСАМ 2018
  • Пустовой Георгий Яковлевич
RU2684546C2
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛЕТОВ В ЗОНЕ АЭРОДРОМА 1994
  • Русол Владимир Архипович
  • Селиванов Николай Павлович
  • Ярошевич Леонид Васильевич
RU2038990C1
СПОСОБ ПОСАДКИ БЕСПИЛОТНОГО САМОЛЕТА НА АЭРОФИНИШЕР 2009
RU2399560C1
РАЗГОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЗЛЕТА КОРАБЕЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ 2019
  • Белоненко Валентин Фёдорович
  • Кулагин Юрий Александрович
  • Пепеляев Владимир Викторович
  • Самойлов Игорь Викторович
RU2712407C1
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЙ КОМПЛЕКС С УНИВЕРСАЛЬНЫМ СИЛОВЫМ УСТРОЙСТВОМ 2012
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2497714C2
СПОСОБЫ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭТИХ СПОСОБОВ 2010
  • Овинов Александр Валентинович
RU2466913C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 817 757 A3

Реферат патента 1993 года Способ посадки самолета и посадочный комплекс самолета

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к способам посадки самолетов и наземным техническим средствам посадки самолета. Целью изобретения является повышение надежности посадки. Посадочный комплекс самолета содержит направляющие 1,2, установленные в траншеях 2,4, расположенных по обе стороны взлетно-посадочной полосы 5. Рядом с траншеями 3,4 расположены направляющие 6,7,8 и 9, несущие тележки 10,11,12,13, жестко соединенные с тяговыми органами

Формула изобретения SU 1 817 757 A3

57

Ф и г,2

А - А /си.Виг.Г./

55

Ф и г, 3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1817757A3

Авторское свидетельство СССР №1508520, кл
Однопутный снегоочиститель для железных дорог 1912
  • Бурковский А.Э.
SU864A1

SU 1 817 757 A3

Авторы

Ткаченко Юрий Сергеевич

Даты

1993-05-23Публикация

1988-12-22Подача