фиг. 1
Изобретение относится к конструкции заклепочных соединений и может быть использовано при сборке конструкции из металлических и композиционных материалов в авиа- и ракетостроении, судостроении и других отраслях промышленности. .
Целью изобретения является повышение прочности и герметичности соединений,
Поставленная цель достигается тем, что в заклепке, содержащей стержень с закладной головкой на одном конце и с расширяющимся конусом и втулкой с ответным конусным отверстием на другом конце, выполненными из материалов, обладающих термомеханической памятью формы с разными температурами фазового перехода, согласно изобретению, втулка со стороны стержня выполнена цилиндрической частью для размещения в отверстии пакета, при этом размеры стержня и цилиндрической части втулки заданы соотношениями:
do - dc v 1 --i-- - Кс,
А2
- dn da ... ., -г-.- S 1чв,
dn
где dn диаметр отверстия в пакете;
Ai - величина радиального натяга между собираемыми деталями и втулкой;
А. - величина радиального натяга между втулкой и стержнем;
Кс - коэффициент, характеризующий максимально допустимую степень деформирования материала стержня в мартенсит- ном состоянии, при которой обеспечивается полное восстановление его формы;
Кв - коэффициент, характеризующий максимально допустимую степень деформирования материала втулки в мартенсит- йом состоянии, при которой обеспечивается полное восстановление ее формы;
do - диаметр отверстия в цилиндрической, размещаемой в отверстии пакета, части втулки до деформирования ее в мартенситном состоянии;
dc- диаметр цилиндрической части стержня до деформирования в мартенсит- ном состоянии;
de - наружный диаметр цилиндрической, размещаемой в отверстии пакета части втулки до деформирования ее в мартенситном состоянии.
Предлагаемая конструкция и соотношение размеров втулки и стержня обеспечивают образование герметичных соединений, обладающих высокой статической и усталостной прочностью вследствие создания радиальных натягов заданной величины между втулкой и стержнем, а также между втулкой и пакетом собираемых деталей с учётом механических характеристик материалов,
из которых они изготовлены, а также возможностей с точки зрения полного восстановления формы сплавов, из которых изготовлены втулка и стержень.
На фиг. 1 показано заклепочное соединение в сборе; на фиг. 2 - стержень до деформирования в мартенситном состоянии; на фиг. 3 - стержень после деформирования в мартенситном состоянии; на фиг. 4 - втулка до деформирования в мартенситном состоянии.
Заклепка состоит из стержня 1 с закладной головкой 2 на одном конце, расширяющимся конусом 3 - на другом и втулки 4 с ответным конусным отверстием и цилиндрической частью 5, расположенной в отверстии пакета деталей 6 (фиг. 1). Стержень 1 и втулка 4 выполнены из материалов, обладающих термомеханической памятью с разными температурами фазового перехода.
Выполнение соединения с использованием предлагаемой заклепки производится в следующей последовательности...
Методами механической обработки или обработки давлением получают стержень
(фиг. 2) и втулки (фиг. 4), при выборе размеров .которых пользуются соотношениями:
. . . .7 -,...At -ь do dc
Д2
dn - dp dn
Кс, Кв,
где dn - диаметр отверстия в пакете; А1 - величина радиального натяга меж- ду собираемыми деталями и втулкой;
А2 - величина радиального натяга между втулкой и стержнем;
Кс - коэффициент, характеризующий максимально допустимую степень деформирования материала стержня в мартенситном состоянии, при которой обеспечивается полное восстановление его формы;
Кв - коэффициент, характеризующий максимально допустимую степень деформирования материала втулки в мартенситном состоянии, при которой обеспечивается полное восстановление ее формы.
Величина А 1 принимается из условия достижения максимальной усталостной прочности и обеспечения герметичности соединения в эксплуатации и неповреж- даемости собираемых деталей в процессе выполнения соединений. Да - из условия достижения максимальной усталостной
прочности и обеспечения герметичности соединения. При этом для обеспечения сжатия пакета в собранном соединении, выполняют условие дс дп. Далее доводят стержень и втулку до температур прямого мартенситного состояния материалов, из которых они изготовлены, соответственно и придают им форму и размеры, показанные на фиг. 3 и 5. При этом используют соотношения и условия, позволяющие в дальней- шем произвести сборку заклепочного соединения: оУ dn; dc do. Затем втулку устанавливают в отверстие в пакете собираемых деталей и стержень устанавливают во втулку. После этого доводят стержень до температур обратного мартенситного превращения материалов, из которых они изго- тоалены соответственно. При этом происходит восстановление формы и размеров стержня и втулки, вследствие чего коническая часть стержня заполняет коническое отверстие во втулке, ликвидируются зазоры и создаются заданные величины радиальных натягов между втулкой и пакетом; втулкой и стержнем, происходит сжатие па- кета деталей между закладной головкой стержня и замыкающей частью втулки.
По сравнению с известной предлагаемая заклепка обеспечивает повышение ста- тической и усталостной прочности, а также герметичность соединений. Эти преимущества обусловлены оптимальными конструкцией втулки и соотношением размеров втулки и стержня, которые обеспечивают создание радиального натяга заданной ве- личины между втулкой и стержнем, а также между втулкой и пакетом собираемых деталей с учетом механических характеристик материалов, из которых изготовлены детали пакета, втулка и стержень,
Перечисленные преимущества предлагаемого изобретения обеспечивают повышение ресурса соединения на 85-95% и статической прочности в 2-3 раза. Это приводит к снижению амортизационных расхо- дов в процессе эксплуатации изделий.
Формулаизобретения Заклепка, содержащая стержень с закладной головкой на одном конце и с расширяющимся конусом и втулкой с ответным конусным отверстием на другом конце, при этом стержень и втулка выполнены из материалов, обладающих термомеханической памятью формы, но с разными температурами фазового перехода, отличающаяся тем, что втулка со стороны стержня выполнена с цилиндрической частью для размещения в отверстии пакета, при этом размеры стержня и цилиндрической части втулки заданы соотношениями
Ai -do dc
. tj t - j
Kc,
dn - da
A -. v
Д2 ---j-- S K8, , On
где do - диаметр отверстия в пакете;
Ai - величина радиального натяга между собираемыми деталями и втулкой;
А2 - величина радиального натяга между втулкой и стержнем;
«с - коэффициент, характеризующий максимально допустимую степень деформирования материала стержня в мартенсит- ном состоянии, при которой обеспечивается полное восстановление его формы;
Кв - коэффициент, характеризующий максимально допустимую степень деформирования материала втулки в мартенсит- ном состоянии, при которой обеспечивается полное восстановление формы;
do - диаметр отверстия в цилиндрической, размещаемой в отверстии пакета, части втулки до деформирования ее в мартенситном состоянии;
dc - диаметр цилиндрической части стержня до деформирования в мартенсит- ном состоянии;
de - наружный диаметр цилиндрической, размещаемой в отверстии пакета части втулки до деформирования ее в мартенситном состоянии.
«Ј
А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ соединения двух деталей | 1990 |
|
SU1726103A1 |
Способ двусторонней потайной клепки клиновидных пакетов | 1991 |
|
SU1794581A1 |
Заклепка для двухсторонней клепки | 1990 |
|
SU1802213A1 |
Способ клепки пакетов из листовых деталей | 1991 |
|
SU1752475A1 |
СПОСОБ КЛЕПКИ КЛИНОВИДНЫХ ПАКЕТОВ | 2003 |
|
RU2251467C2 |
Заклепка | 1974 |
|
SU516848A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСКЛЕПЫВАЕМОСТИ ПРОВОЛОКИ И ЗАКЛЕПОК | 1990 |
|
RU2020022C1 |
Крепежный элемент | 1990 |
|
SU1750908A1 |
Крепежный элемент и способ его постановки крепежного элемента | 1990 |
|
SU1750909A1 |
СПОСОБ УДАЛЕНИЯ ЗАКЛЕПОК ИЗ ИЗДЕЛИЯ | 1991 |
|
RU2008123C1 |
Использование: клепально-сборочные работы при сборке конструкций из металлических и композиционных материалов в авиа- и ракетостроении, судостроении. Сущность изобретения: заклепка содержит стержень 1 с закладной головкой 2 на одном конце, расширяющимся конусом 3 на другом и втулку 4 с ответным конусным отверстием и цилиндрической частью 5, расположенной в отверстии пакета деталей 6. Стержень 1 и втулка 4 выполнены из материалов, обладающих термомеханической памятью, но с разными температурами фазового перехода. Размеры цилиндрической части и втулки.и стержня выбраны из соотношений, обеспечивающих создание радиального натяга заданной величины между втулкой и стержнем, а также между втулкой и пакетом собираемых деталей с учетом механических характеристик материалов, из которых изготовлены детали пакета, втулки и стержня. Заклепка обеспечивает высокую статическую и усталостную прочность, а также герметичность соединений. 5 ил. (Л С
Фиг.1 4
fflu
Фиг.Ь
Фг/г.З
Ж
W
ио
т.
Фиг. S
Заклепка | 1984 |
|
SU1278500A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1993-05-23—Публикация
1991-07-15—Подача