Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в барабан- но-колодочных тормозных механизмах автотранспортных средств, дорожных и строительных машин, а также подъемно- транспортных машин.
Цель изобретения - повышение долговечности путем интенсификации охлаждения пар трения и упрощения воздушной системы барабанно-колодочного тормоза.
По сравнению с прототипом предложенное техническое решение имеет следующие отличительные признаки:
упрощается конструкция системы охлаждения и ее монтаж;
достигается уменьшение энергии движущегося потока воздуха, вызванное уменьшением зазора между соплами, что способствует эффективности охлаждения;
уменьшается ресурс пар трения барабанно-колодочного тормоза.
На фиг. 1 показан барабанно-колодоч- ный тормоз: на фиг. 2 - продольный разрез колодки; на фиг 3 - поперечный разрез по А-А на фиг. 2.
Барабанно-колодочный тормоз содержит тормозной барабан 1, первичную 2 и вторичную 3 колодки, привод (не показан). Колодки 2 и 3 имеют носочную 4 и пяточную 5 части, а также ребра 6 между которыми по их длине под основанием 7 установлен, например, запрессован цельный сектор 8, охватываемый по длине радиальными пластинами 9 сверху и снизу и соединенный с помощью болтов 10, пропущенных через отверстия 11 во фрикционных накладках 12, основании 7, секторе 8 и в пластинах 9 и затянутых гайками 13, которые стопорятся шайбами t4. В теле сектора выполнены сопла 15 с диаметром увеличивающимся от носочной 4 к пяточной 5 части колодок 2 и 3. Штуцер 16 через отверстия 17 соединен с входным соплом 18. Штуцер 19 находится в пяточной части 5 колодки 2 и подключен к объему камеры 28. образованного торцом выходного сопла 21 и стенкой сектора 8. В секторе 8, в основании 7 и во фрикционных накладках 12 выполнены сквозные поперечные отверстия 22, сообщенные с зазором 23 между соплами 15.
Ё
00
ю VI
4 ( CJ
В качестве рабочего тела используется сжатый воздух, который подается по трубопроводам и через тройник 24 и трубопровод 25 к штуцеру 19 от источника питания, т.е. компрессора, из одного из баллонов пневматической системы автотранспортного средства. Штуцер 26 через трубопровод 27 подключен к штуцеру вторичной тормозной колодки 3, в которой сопла с диаметром, увеличивающимся от пяточной к носочной ее части, Штуцер носочной части вторичной колодки 3 подключен через трубопровод 28 к тройнику 24.
Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз работает следующим образом. Сжатый воздух по трубопроводу 25 штуцер 19 и отверстия 17 в первичной тормозной колодке 2 попадает во входное сопло 18, в котором скорость его увеличивается. Входное сопло 18 имеет наименьший диаметр и согласно закону Бернулли воздух, находящийся в зазоре между парами трения через сквозные поперечные отверстия 22 засасывается через зазор 23 между соплами в последующее сопло. Ускоренная воздушная струя проходит далее сквозь второе сопло, третье и так далее, повторяяя процессы отсасывания воздуха из зазора между парами трения, способствуя тем самым их охлаждению и при этом из зоны трения происходит удаление продуктов износа. Кроме того, применение описанного охлаждающего устройства позволяет влиять на продольную циркуляцию воздуха в зазоре между парами трения, т.е. изменять направление и скорость движения потока воздуха, что интенсифицирует воздухообмен, и как следствие, снижает теплонагруженность пар трения. После прохождения струи сжатого воздуха выходного сопла 21 и камеры 20 она через штуцер 26 по трубопроводу 27 попадает к охлаждающему устройству вторичной тормозной колодки 3, повторяя в нем процессы в такой же последовательности, что и в первичной тормозной колодке.
При торможении, когда взаимодействуют рабочие поверхности барабана 1 и накладок 12, охлаждающие устройства тормозных колодок 2 и 3 создают разрежения между ними, что предотвращает создание окисных пленок на их поверхностях и способствует повышению фрикционных характеристик пар трения.
При работе охлаждающих устройств расход сжатого воздуха остается постоянным и поэтому его небольшое количество может циркулировать в них многократно.
По сравнению с серийным барабанно- колодочным тормозом с помощью данного
конструктивного решения наряду с повышением эффективности (наблюдается выравнивание удельных нагрузок, и как следствие, повышение коэффициента трения на 4-6%) и выравнивание теплонагруженности пар трения и их снижение в среднем на 15%, что ведет к уменьшению износа рабочих поверхностей барабана на 4-6%. Будеттакже иметь место уменьшение неравномерности износа накладок на 10%.
Формула изобретения
Охлаждаемый бзрабанно-колодочный тормоз, содержащий тормозной барабан, тормозные колодки, состоящие из оснований с фрикционными накладками и продольными ребрами на тыльной поверхности, размещенный между ними корпус охлаждающего узла с полостью и с сообщающимся с ней входным трубопроводом, расположенные по длине колодки сопла с увеличивающимся в окружном направлении диаметром и сквозные отверстия в основаниях колодок, сообщающиеся с полостью корпуса, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности
и упрощения конструкции, он снабжен выходным трубопроводом, сообщающимся с полостью корпуса, последний выполнен в виде сектора, полость корпуса выполнена в виде многоструйного эжектора, состоящего
из соосно расположенных по окружности расширяющимися концами в направлении, к набегающему концу колодок упомянутых сопл, при этом сопла с большим диаметром расположены относительно
сопл с меньшим диаметром в указанном направлении, во фрикционных накладках выполнены сквозные отверстия, сообщающиеся с расширяющимися концами сопл, а трубопроводы расположены со
стороны концов колодок.
го ю
«Г Г- СМ
со
СМ
ю
1О J « ем oJ ol
to
. 11-
f
г.5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз | 1990 |
|
SU1705640A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫРАВНИВАНИЯ ТЕПЛОНАГРУЖЕННОСТИ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗОВ МНОГОСТРУЙНЫМИ ЭЖЕКТОРАМИ ОХЛАЖДЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2198106C2 |
УСТРОЙСТВА ДЛЯ ТЕРМОСТАБИЛИЗАЦИИ ПАР ТРЕНИЯ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗОВ И СПОСОБ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2225544C2 |
Способ повышения эффективности работы тормозов и муфт сцепления,связанных с двигателем внутреннего сгорания транспортных средств и тормозное устройство | 1984 |
|
SU1231298A1 |
СИСТЕМА И СПОСОБ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ПАР ТРЕНИЯ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2538503C2 |
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ БАРАБАННО-КОЛОДОЧНОГО ТОРМОЗА | 2003 |
|
RU2272192C2 |
Фрикционная колодка, преимущественно барабанного тормоза | 1991 |
|
SU1793124A1 |
Барабанно-колодочный тормоз | 1985 |
|
SU1317202A1 |
Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз | 1990 |
|
SU1707349A2 |
Барабанно-колодочный тормоз | 1988 |
|
SU1610121A1 |
Использование: в барабанно-колодоч- ных тормозах транспортных средств. Тормоз имеет колодки с выполненными во фрикционных накладках и основаниях колодок сквозными отверстиями, сообщающимися с соплами многоструйного эжектора различного диаметра. Корпус эжектора выполнен в виде цельного сектора с входным и выходным трубопроводами, запрессованного в межреберное пространство тормозных колодок. Последние соединены между собой через тройник дополнительным трубопроводом. 3 ил.
Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз | 1989 |
|
SU1626016A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1993-07-15—Публикация
1991-06-04—Подача