Изобретение относится к области определения навигационных параметров при помощи гироинерциальных систем (ГИС) и может быть использовано для автономного измерения и .соррекции дрейфа базовой и корректируемой ГИС на движущемся объекте, а также при создании инерциальных комплексов на базе нескольких ГИС с с втономной коррекцией горизонтальных каналов.
| Целью изобретения является обеспечение возможности автономного измерения дрейфа горизонтальных каналов корректируемой гидроинерциальной системы и базового датчика скорости на движущемся объекте и повышение точности измерения.
Поставленная цель достигается тем, что в способе измерения дрейфа гидроинерци- альных систем, включающем коррекцию ги- роинерциальной системы от базового датчика скорости путем подачи управляющих сигналов на гироскопы горизонтальных каналов, сформированных путем фильтрации разности скоростей гироинерциальной системы и датчика базовой скорости, выде- лэние дрейфа гироинерциальной системы, в
00 СА) 00 XI
О
со
качестве базового датчика скорости используют гироинерциальную систему, при этом осуществляет выравнивание горизонтальных каналов корректируемой гироинерцй- альной системы относительно базовой путем подачи дополнительных управляющих сигналов на гироскопы горизонтальных каналов корректируемой и базовой системы, сформированных по разности сигналов с акселерометров одноименных горизонтальных каналов этих систем, одновременно согласовывают в азимуте гироплатформы двух систем путем подачи на азимутальный гироскоп корректируемой системы управляющего сигнала, сформированного по разности сигналов датчиков гидроскопического курса этих систем,
. По окончании переходных процессов выравнивания горизонтальных каналов и согласования в азимуте, производят первое измерение и заполнение отфильтрованных сигналов коррекции горизонтальных каналов, после чего, прекращают подачу сформированных управляющих сигналов на гироскопы корректируемой и базовой системы и осуществляют разворот гироплатформы корректируемой системы в азимуте на 90°, путем подачи управляющего сигнала на азимутальный гироскоп корректируемой системы, по окончании разворота, возобновляют подачу управляющих сигналов на гироскопы корректируемой и базовой системы, с учетом поворота корректируемой1 системы на 90°, -затем, повторяют операции выравнивания горизонтальных каналов и согласования в азимуте с использованием начальных условий от базовой системы, по окончании данных операций производят второе измерение и запоминание отфильтрованных сигналов коррекции горизонтальных каналов по результатам двух измерения определяют дрейфы горизонтальных каналов корректируемой и базовой гироинерци- альной системы в соответствии с выражением
.)
1,Л| / 1 Л ц -ли,
2( d+ +
1 / Л Л| , А|| , ЛИ Л
% 2 ( 4 4 + + ofe)
Л (
АЛ
где Oj /%- измеренные дрейфы горизонтальных каналов корректируемой гироинерг циальной системы:
(D
cfy ,0)#г- измеренные дрейфы горизон тальных каналов базовой гироинерциаль ной системы;
ш ,(&д и й$ ,а - первый и второй от- фильтрованные сигналы коррекции горизонтальных каналов.
Целью изобретения является также расширение области использования для бесплатформенных измерительных систем. Поставленная дополнительная цель до- .стигается тем, что в вышеописанном способе исключают операцию согласования в азимуте корректируемой и базовой системы в первом и втором измерении сигналов, раз- 5 ворот блока чувствительных элементов корректируемой бесплатформенной инерциальной системы, осуществляют путем его установки на поворотное основание с фиксацией угла поворота на 90°. 0 На фиг. 1 изображен пример реализации способа измерений дрейфа ГИС; на фиг.2 - взаимное положение осей корректируемой и базовой ГИС при первом и втором измерении дрейфов; на фиг.3-7 - приведены ха- 5 рактёрные реализации математического моделирования способа измерения дрейфов ГИС в конкретных условиях примене- ния.
На фиг.1,2 приняты следующие обозна- 0 чения;
l,ll - контуры одноименных горизонтальных каналов с периодом Шулера корректируемой и базовой ГИС:
ч, Ну/- азимутальные каналы I и II ГИС; 5 AI, Аа - сигналы одноименных ускорений замеряемые I и II ГИС;
vi.va сигналы одноименной скорости, выдаваемые I и II ГИС;
сигналы гироскопического курса, выдаваемые I и II ГИС;
й)д ( од, ) - функции взаимного управления, соответственно при управлении по ускорению или скорости;
F - фильтр коррекции;
Шц- функция управления по гироскопическому курсу;
Б-|,Б2 -блоки вычисления навигацией-, ных параметров и формирования сигналов на компенсацию кориолисовых ускорений и угловой скорости вращения Земли;
Aji , Aj2K - сигналы на компенсацию кориолисовых ускорений;
Uji , Uj2 - сигналы на компенсацию угловой скорости вращения Земли;
UjyAi - дополнительные управляющие сигналы на гироскопы горизонтальных каналов I и II ГИС;
Ujvy - сигнал на выходе фильтра коррекции;
5
Ujiy - суммарный управляющий сигнал а гироскопы горизонтальных каналов I ГИС;
UjJyT дополнительный управляющий сигнал на гироскоп азимутального канала I ГИС;
И1, И2 - информация с азимутального и вертикального каналов и необходимые исходные данные;
Р1.Р2 - выходные параметры ГИС; Q у - сигнал на азимутальный гироскоп I ГИС для разворота ее в азимуте на 90°; П1-П4 - переключатели; X,Y - горизонтальные оси сопровождающего навигационного трехгранника;
Xi, YI - горизонтальные оси гироплат- формы I ГИС;
Хг, Ya - горизонтальные оси гироплат- формы II ГИС;
Ux, Uy, Uz - абсолютные угловые скоро- сти по осям сопровождающего трехгранни- ка; 0)4 ,(Da- систематические дрейфы по го- ризонтальным осям I ГИС; ау ,0)д- систематические дрейфы по го- ризонтальным осям II ГИС;
/Д./4 ошибка ориентации в азимуте I и II ГИС при первом измерения дрейфов;
$,$ ошибка ориентации в азимуте I и II ГИС при втором измерении дрейфов. Сущность способа состоит в том, что одновременно измеряется суммарный рейф корректируемой и базовой ГИС в двух различных положениях в азимуте гиро- платформы корректируемой ГИС относительно базовой, при этом измерения существляются автономно без использования внешней информации.
i В процессе измерения обе ГИС находятся в режиме навигации с периодом Шу- iepa в горизонтальных каналах и в ыд ают ютребителям необходимую, информацию. 1х установочные и отсчетные базы в азиму- е должны быть предварительно согласованы с заданной точностью (относительная погрешность установки отсчетных баз датчиков гироскопического курса сопрягаемой и базовой ГИС, равная 1 угл, мин,, может привести к погрешности измерений дрейфа 0,002 о/ч. Существуют датчики с точностью до единиц угл.сек), Для обеспечения измерения дрейфа за относительно короткое время (15-25 мин), снятия ограничений на движение объекта, разделения дрейфов корректируемой и базовой ГИС, исключе- н ие влияния погрешностей ориентации ги- роплатформы и дрейфов в азимуте на точность измерения горизонтальных дрейфов и обеспечения качества измерения вводят дополнительные операции.
1. Выравнивание вертикалей двух ГИС и погрешностей горизонтальных каналов по 5 скорости и координатам относительно базовой системы, путем подачи взаимоуправляющих сигналов на датчики моментов горизонтальных гироскопов I и II ГИС. Для чего сравнивают сигналы с акселеромет0 ром одноименных горизонтальных каналов AI и А2 (см. фиг.1) I и .II ГИС, их разность преобразовывают с помощью функции взаимного управления и после преобразования направляют на датчики моментов горизон5 тальных гироскопов, Взаимное управление обеспечивает быстрое согласование (демпфирование) вертикали I ГИС относительно II, исключает влияние собственных инструментальных погрешностей I ГИС на точ0 ность счисления, то есть ошибки счисления I ГИС становятся равными ошибкам II ГИС. Кроме того, при взаимном управлении в достаточном приближении передаточные функции по ошибкам I и II ГИС равным. Это обеспечивает
5 им одинаковые динамические характеристики при изменении параметров движения объекта и действии возмущений и обуславливает измерение дрейфа с требуемым качеством.
2. Согласование в азимуте корректируе0 мой и базовой ГИС. Одновременно с выравниваем вертикалей вводится операция согласования в азимуте, путем подачи управляющих сигналов на датчики моментов азимутальных гироскопов корректируемой
5 ГИС (см. фиг.1). Для чего сравнивают сигналы с датчиков гирпоскопического курса трп и I и Ч ГИС, затем их разность преобра- зовывают с помощью функции управления курсового канала после преобразова® ния направляют на датчик моментов азимутального гироскопа I ГИС.
Управление по гироскопическому курсу обеспечивает согласование погрешностей I относительно II ГИС а азимуте, то есть, их
5 ошибки ориентации гироплатформы и дрейфы становятся равными, кроме того, как и в горизонте, передаточные функции азимутальных каналов становятся идентичными. Это исключает влияние азимутальных дрей0 -фоз и погрешностей выставки в азимуте I и II ГИС на точность измерения горизонтальных дрейфов и улучшает качество измере- ний.
Затем, после выравнивания вертикаль5 ной и согласования в азимуте I и II ГИС, выполняют первое измерение сигналов с выхода фильтров коррекции (F) горизонтальных каналов и результаты измерений запоминают.
3. Разворот гироплатформы корректируемой ГИС в азимуте.
После первого измерения сигналов с фильтров коррекции горизонтальных каналов отключают управляющие сигналы на датчики моментов гироскопов горизонтальных и азимутального канала, путем размыкания ключей П1, П2, ПЗ, П4(см. фиг.1)иобе ГИС переводят в независимый режим работы. В процессе измерения дрейфов инерци- альная информация непрерывно поступает потребителям с базовой ГИС.
Разворот корректируемой гироплатформы в азимуте на 90° осуществляют путем замыкания ключа П4 и подачи калиброванного сигнала Q на датчик момента ее азимутального гироскопа.
Современные авиационные ГИС позволяют выполнить разворот гироплатформы 90° за время в пределах 3 мин/После выпол- нения разворота гироплатформы в азимуте, потворяют операции выравнивания горизонтальных каналов и согласования в азимуте I и И ГИС, но уже-с учетом того, что относительный угол между ними составляет 90°. Для чего замыкают ключи П1, П2, ПЗ и размыкают ключ П4, кроме того, в выходной сигнал гироскопического курса ГИС вводят поправку на 90°, а горизонтальные каналы сопрягают с учетом их рассогласования в азимуте на 90°, а начальные данные для I ГИС берут с.о II. По окончании процессов выравнивания горизонтальных каналов и1 согласования в азимуте выполняют второе измерение сигналов с фильтра коррекции и заносят .его в память. По результатам двух измерений определяют дрейфы горизонтальных каналов I и II ГИС в соответствии с выражением (1).
Измерение и коррекция дрейфов может периодически повторяться в процессе работы, при этом предыдущее измерение для выражения (1) будет являться первым, а последующее измерение вторым.
Способ измерения дрейфа гироинерци- альных систем включает следующие отличительные операции и признаки;
- дрейф одной инерциальной системы измеряется с помощью другой, при этом измеряется дрейф как базовый, так и кор- ректируемой ГИС;
- выравнивание горизонтальных каналов корректируемой и базовой ГИС;
- согласование гироплатформы в азимуте корректируемой и базовой ГИС;
- разворот гироплатформы корректируемой ГИС в азимуте на 90°.
Основное отличие способа состбит в том, что осуществляют автономное измере ние дрейфа двух взаимоуправляемых ГИС.
Докажем и обоснуем достижение поставленной цели.
В соответствии со структурной схемой (фиг.1) и взаимным положением осей (фиг.2) динамику взаимодействия двух ГИС в процессе измерения дрейфа можно описать следующей системой дифференциальных уравнений:
ai- V иД+ IU,- и, . (2)
А- %- v 45+и; - игз, -u;,+uX+uX-uX,
«2 fii/-U. + Uk + Vk-Vy
2. d. i f-i 1. A- «W- Ч.+ ui+ ui- . (3) ojv2- 1-Ц+ qЈt+ u - ц,
+ Uya/Wl-Uz/3l UA-Uya-Uxa/ 1+U2ai ,(4) l -Uz-Uyaai + Uxa/3l
4
fUx, t10 t t1k .Uy, t20 t t2k
Uy, t10 t tlk
.-Ux, t20 t -t2k ,
+ Uy -Uz/fe.
ЦзГиУ и № + иг«2(6)
u Uz-Uyoa + Uxjfc.
U -Vyi/Rn
Ux
(5)
и
ya:
uJrVx17 Rn
Ц5 - о
(7)
и
Jc CV2/Rn
ul- v-2 / Rn
(8)
vxi / (Axi +Axak) dt о
Vy1 / ().dt
(9)
/ (Ax2 + Ax2k) dt о
j (Ay2 + Ay2k)dt
Ax1 Axa + Aya/Mi-Az/ t + ДэХ1 АУ1 Aya - AXa//i + Az «i + Д Ју
л (A,
, Д ,tzo«t«4ic
fH)
ГА;, t1oSt t
i К
4 It
,Ау, t2o itst2K 2) AIJI it (о
4..,J. . X
ЈК
L-Axo taofi tst
АХ2 Ах + Ay JU2 Аг /% + А 3x2 АУ2 Ау - .Ах //2 + Az Оц + Д З.у2
Jp.
их,, «..„siut
L-Uxo zo t
ik
4S,- UZ1K
иЛ-Ux2k
ч;-
u;r Мйк .+ и ч1-,+ 1й,
u;r uv
uJ -иу
efu
1JJ, - иЯ
%-°
Uj (S
лг
183876110
(S)JAAxi
ли . nAu. + .Uti.c (ig
0)
ДА
-{
Ахг ,11в4Ј,к
Ax,-A4a iaosltЈ tZK
13)
15)
6)
10
15
20
25
30
35
40
45
(S)Ayyi ЦУ- (S))Avxi
-
Aw rvV,i« tfet«
AVJ ,tto
ЛУхг
Vx. . г.к
lif (S)AAy2 ЦУ. L-4WA(S)AAx2
ЛАте
А|ц-Ачг1 ю б111с
гк
,t, Axi-Axa.ttaut tiit
Д
, гк
(S)AVV
|AVv,tio st tik
lAV-V2,t20 t t2k
AVvi VH -Vw Д V-V2 VH - - /2 Vn Vv
VV2
Vv. tioЈtЈtik
VVa
(20)
ftf)
(22)
f)
(25)
(26)
(27)
50
я:
(28)
В системе уравнений (2) - (28) приняты следующие обозначения: йе ,и - угловые ошибки ориентации 55 1-йГИ;
I 1,2 - индекс, соответственно, первой и второй ГИС;
оь, (о , (а - дрейфы по осям 1-й ГИ;
Ux, Uy, Uz - абсолютные угловые скорости по осям сопровождающего трехгранника:
. сигналы коррекции на ориентации 1-й ГП по осям сопровождающего трехгранника;
kи k
Ч Ч сигналы на компенсацию угловой скорости вращения Земли по осям 1-й ГП;
ЦУ. , UV , UЈ - сигналы управления по
°J. ., Lг1осям i-и ГП;
Vxi, vyi - относительные линейные скорости, замеряемые t-й ГИС по горизонтальным осям;
АХ|, Ayi - линейные ускорения, замеряемые акселерометрами i-й ГИС по горизонтальных осям;
Axik, Ayik - сигналы на компенсацию ко- риолисовых ускорений по горизонтальным осям 1-й ГИС;
ЛЭхь Aayi - погрешности в измерении ускорений по горизонтальным осям 1-й ГИС;
АХ, Ау, Аг - проекции кажущегося ускорения на оси сопровождающего трехгранника;
ipr - гироскопический курс i-й ГИС;
i/V - идеальное значение гироскопического курса;
дум погрешность датчика гироскопического курса 1-й ГИС;
Rn - приборное значение радиуса Земли;
tio - tik - интервалы времени первого и второго процессов измерения дрейфов;
- символ обратного преобразования Лапласа;.
S - оператор Лапласа.
Система уравнений (2) - (28) описывает динамику взаимодействия двух ГИС в процессе первого и второго измерения дрейфов. Динамика процесса поворота корректируемой ГП не учитывалась, так как этот процесс технологический и не влияет на точность измерения дрейфов, а этап второго измерения дрейфов начинается с новы- ми начальными условиями для корректируемой ГИС. В процессе измерения навигационная задача решается по информации базовой ГИС.
Найдем решение системы (2) - (28) на этапе первого измерения дрейфов. Подставляя в систему значения параметров для случая но t tik , раскрывая ее относительно а,р,р и преобразовывая по Лап- ласу,получим:
){5ЦэЧ - Ц,(5Ъ
(5)4и51.1К,{9)(е) &M M°buVas).)V( га)
WAl5),(5)(5)A13l(5bSA14t(-,
ар,ы- Ш ыгр,ы- .i5) J, w+
w(,(5)F(5i.-3p1i5}+3|itW Sft;,(s)-«Ajt(s)i (
.leb&A ,-,
P.l6).pl(o)«B|Uii5).Wvls)((5b (s)4 (30)
Ч,(5).
(31)
° Al a fi+Ux.fi
В (29) - (31) приняты обозначения:
(32) бАх Аа Ч-Ау/л ,
(З/uyi ДаУ|-Ах/л(33)
v- частота Шулера;
g - ускорение силы тяжести Земли,
При преобразовании полагали, что;
Ux -- ) (Ay + Ayik)dt+Ukxi
40
Uy 5- / (Ах + Axik) dt + Uyik о
(34)
Uz Uzik + Uzik
соответственно, для первой и второй ГИС, а
также не учитывали перекрестные связи по угловой скорости из-за ошибок как не существенные и не влияющие на суть изобретения. Как видно из выражения (29) - (31) на первом этапе измерения дрейфов система уравнений распадается на три автономных системы по каналам.взаимодействия двух ТИС. Решая систему (29) относительно си и «2, систему (30) относительно/ иДг, а систему (31) относительно/гт и /и получим:
«, и. t..M .вици
(,, 05)()
(s), HsXNti M ii FCsi
.г,9«;Па ----- (36
е обозначили;
,W-.(, effB).e(,{d|.(ail((%),(((si (T)
,(«
№
5 5 «JtU|1.(((6l4t)t.((5H(t(Sl (. F(5|
stsMV sVjs aC WsflMSFtsHf si
(S lis MjSWuleUflFIS),,
{ц(5|.р,(о)и 1Ы.«А „Ы лЛ5|4 :(
.K/Sl-JAj.Wl
Ip.Jei p.W ftl js;;,- M)
-W lCSAJl.tsMAj.Wl Stp.tbUWyCiUnttS) . (%Г
«9;
129)
wo
la.
|M l--g-
,,, № (.(
{(и,-|иг(оЬиН115).C4J)
Для обеспечения устойчивости работы двух взаимосвязанных ГИС в процессе измерения дрейфов и приемлемого времени переходных процессов выравнивания вертикалей, согласования в азимуте и измерения дрейфов, был проведен синтез динамической системы, выбраны структура и параметры функций WA (S), F (S) и W,(S) следующего вида и соответствующей размерности
WA(S) |кгА + К2А,
-
F(S) l Kiv+K2v, VMS)
. . К2А 2 Ю 3.
Ю 7, K2v 2 Ю 5
К,Г6-Ю-4, -10 2
С учетом (44) знаменатель выражений (35), (36), (38), (39) (характеристическое уравнение горизонтальных каналов) будет иметь вид: A 1(S +v2)S3+2gK2AS2 +
S
+ (v +2g KIA +g K2v) S+gKiv,
(45)
следовательно, первые слагаемые числителя этих выражений со временем затухают (согласно теореме в конечном значении),
остальные слагаемые в числителях выраже- ; ний для «1 и 02, з также и/fc соответственно равны между собой. Значит, по истечении времени переходного процесса 5 величина а становится равной оа , а Дг ( а точностью до установившейся ошибки), определяемой погрешностью ак- лесерометров, а следовательно, равны погрешности в определении скорости и 10 координат одноименных горизонтальных каналов двух ГИС.
Аналогичные выводы можно сделать и для азимутального канала, если сравнить выражения (41) и (42). По истечении времени 15 переходного процесса величина /л становится равной величине /4z с точностью до погрешности датчиков гироскопического курса, последние в современных системах тарируются и могут составлять единицы уг- 20 ла, сек, что существенно меньше ошибок начальной выставки и дрейфов.
Таким образом, доказано осуществление двух операций выравнивания в горизонте 2-х ГИС и их согласование в азимуте. 25 Покажем, чему равны результаты перво- го измерения горизонтальных дрейфов.
Сигналы на выходе фильтров коррекции горизонтальных каналов при первом изме- . рении дрейфов ( :Јti«) в соответствии 30 с (20), равны;
Fi(S)s4JfҐ(S) + F(S)Avyi(S)
Ру(5) + и(5) -F(S)AUxi(S)(46) Раскрывая (46Хполучим:
F ShFKiiforf..CSHSAj.lSl-iA Cy .-Р(5) p,fe) И, (5)-,, (5)
(т;
45
50
55
Подставляя в (47) а,$ (выражения (35) - (39), получим:
F. M.FW-lf1 .
SL6 4 + s NAC5H F(e)
(5)(sO (W,- рг- р(5)Г - SUfi/S)-(6) 8 )42g5Wft(S)F(5)4 + )(S)
. 151838761 16
Подставляя значения f,.(S).-(S) (37),(40).,r , , , „ в (48),при этом полагая, что4(5) (5)-
4,(S) .y.oio,#o ( (SV
const, и переходя от изображения к ори- 5 5(и1((иЛоНсо(иД5ЬМ(Д5)(иД5)-гиг(5)+ гиналу, получим установившиеся значениял . « -, сигналов на выходе фильтров коррекции + - Vrzv 5)J
S(u5,(Sb(ul(oUG)|Ut( o| Я Fx(tycT)-« ,10 где.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ испытаний гироинерциальных систем | 1990 |
|
SU1768980A1 |
ГИРОИНЕРЦИАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ИНКЛИНОМЕТРА | 2012 |
|
RU2499224C1 |
Способ определения параметров ориентации объекта при помощи полуаналитической инерциальной навигационной системы с географической ориентацией осей четырехосной гироплатформы | 2022 |
|
RU2782334C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ И КОМБИНИРОВАННАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА | 1993 |
|
RU2082098C1 |
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2000 |
|
RU2170410C1 |
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ПАРАМЕТРОВ БЕСПЛАТФОРМЕННОГО ИНЕРЦИАЛЬНОГО ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ | 2004 |
|
RU2269813C2 |
НАЗЕМНАЯ ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2213937C1 |
СПОСОБ ГИРОКОМПАСИРОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ДАТЧИКА УГЛОВОЙ СКОРОСТИ, УСТАНОВЛЕННОГО НА УПРАВЛЯЕМУЮ В АЗИМУТЕ И СТАБИЛИЗИРОВАННУЮ В ПЛОСКОСТИ МЕСТНОГО ГОРИЗОНТА ПЛАТФОРМУ | 2002 |
|
RU2210740C1 |
СПОСОБ АВТОНОМНОЙ АЗИМУТАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ПО ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ТОКАМ КОРРЕКЦИИ | 2012 |
|
RU2509979C1 |
СПОСОБ ОЦЕНИВАНИЯ ОШИБОК ИНЕРЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЁ КОРРЕКЦИИ ПО ИЗМЕРЕНИЯМ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ | 2015 |
|
RU2617565C1 |
Изобретение относится к области опре- , ;еления навигационных параметров при полощи гироинерциальных систем (ГИС) 1авигации и может быть использовано для ,1втономного измерения и коррекции дрейфа базовой и корректируемой ГИС на движущемся объекте, а также при создании инерциальных комплексов на базе нескольких ГИС с автономной коррекцией горизонтальных каналов. Целью изобретения является обеспечение возможности автономного измерения дрейфа горизонтальных каналов корректируемой и базовой ГИС на движущемся объекте и повышение точности измерений. Поставленная цель достигается тем, что осуществляют коррекцию одной ГИС (корректируемой) от другой ГИС (базовой), выравнивание горизонтальных каналов корректируемой ГИС относительно базовой, согласование в азимуте корректируемой ГИС относительно базовой: первое измерение и запоминание отфильтроазн- ных сигналов коррекции горизонтальных каналов, разворот корректируемой гиро- платформы (блока чувствительных элементов) в азимуте на 90°, повторное выравнивание горизонтальных каналов и согласование в азимуте корректируемой ГИС относительно базовой; второе измерение и запоминание; определение дрейфов корректируемой и базовой ГИС по результатам двух измерений. 1 з.п. ф-лы, 7 ил. СО С
offf Fy (tycr ) «X - u/ , (49) + Ux
Таким образом, в первом измерении,, сигналы на выходе фильтров коррекции рав- 15 At О)Л1 ны разности дрейфов одноименных горизонтальных каналов корректируемой и ш со - Uy//a базовой ГИС и не зависят от погрешностей г г , начальной выставки и погрешностей в изме- WH w -f-Ux/- 2 (53) рении ускорений. 20 z.
С другой стороны, если проанализиро- д дН - л л вать (49), с учетом (32), при условии /л /ui о /Чс1 - Aaxi - Ах/л (во время измерений), то получим . ,
(5 Ау1 ДаУ1 - AYlai
л I9R
ofe,, . н
с5-А(12 Дах2+Ау/«2
(50) ,,,
(5А|йг Дау2 -Ах 12 (54) , , Из последнего выражения видно, что OQ
результаты первого измерения дрейфов неКак видно из системы (51) при втором зависят от азимутальных погрешностей I и измерении дрейфов канал а работает coll ГИС. Можно сделать вывод, что в первом вместно с каналом/Зг, а канал с каналом измерении операция выравнивания верти- .02. Работа каналов /л и /# (52) осталась калей и согласования в азимуте двух ГИС, 35 без изменений (30), поэтому, решение пер- автоматически обеспечивают выделение го- вого измерения и все выкладки по азиму- ризонтальных дрейфов из состава других тальному каналу применимы ко второму погрешностей I и II ГИС. измерению дрейфов. Решая систему (51) отРезультаты первого измерения , й за- носительно ,/3ivi «г,получим: поминают.с 40
Найдем решение системы (2) - (28) на этапе второго измерения дрейфов, подстав- 4.(«5((ts)tt({,.ceiit55Ftsn li5)
tj feb----------------------------------- MS)
ляя в нее значения параметров для случая (sM ifsM sjsvMsb ts) tao t t2k, ракрывая .ее относительно n . a,@,fi и преобразовывая по Лапласу.пол- 45 Рг№---(.очг г п-----(S6 учим: .
где
s W+ tej- Xtel- A ceb (яу
(5l.iF(s)-,((Sb&Aj(5)4§Af2(s); 5° .lsuH« -SAj(S||SAl OT; 5 5ЬрДо и«((5и ),
+ ,(5)(б)45А(б)).Mol41N R: jA ((51 Sft w f
5Msb(oU(s)-i(5)(+ 55
.,((51-&А(5).№,. CM.,. f59)
г (s .
„( is UsM .sw.tsuaFtyi------ K
где
fS P-t°l + «p,AIxIl(,(s)5
(4 (61)
11 (sl-otaKW feb
«г
#2)
10
Как показывают выражения (55) - (62), анализ и выводы, сделанные по горизонтальным каналам в первом измерении (35 ) - (40), справедливы и для второго измере- ния. Определим результаты второго измерения горизонтальных дрейфов. Сигналы на выходе фильтров коррекции горизонтальных каналов при втором измерении дрейфов, в соответствии с (20), (21), на интервале t20 t t2k по аналогии с первым измерением, равны:
(S) F(S)vyi(S ) +vx2(S)
Fy (S) -F(S)vxi(S) - -vyz(S)(63) Раскрывая (63), получим:
F(6)F{5)K,((5)a(S)A;:z(40 F l---|F((51 cMSHfiA; l-SA tsO
I Подставляя в (64)a, (55), (56), (59)(60), получим:
Х «К й-«-;« «
FjWgFfell
42g5Wa(-, )
f 3 {« .( ..rt,..,,, Л -r----------- -4 A,, (5)+fiA4 {S
L5%Jl + (5b4(;(51 J
«$).,
i Подставляя (57), (58), (61) в (65) и nepexo- |дя от изображения к оригиналу, при тех же условиях, что и в первом измерении, ползучим установившееся значение сигналов на
выходе фильтров коррекции при втором измерении:
ЭД FJ, ( tycr ) й -ГЛ, ty F(tycr)
(66)
10
Подставляя (53) в (66) и учитывая, что f.i //2 по окончании переходного процесса согласования в азимуте двух ГИС, получим
wrf
О)
Лг
15
fwli о) + о.,
ЯJjf, of
(67)
Используя результаты первого измерения (50) и второго измерения (57), можно вычислить дрейфы по горизонтальным каналам сопрягаемой и базовой ГИС в соответствии с выражениями
1
(68)
(лI i ЛП i I Ч 4 tti+Wp +f/i3)
л1 / л| , л I л|| , 11
ftie, 2(o« + )
л1 / л I л , Ml , АП
Ч,. 2 ( Щ °i + а) + «и)
/ М л ll i Н N
2 W
)
(60),
$).,
exo- х же полв на
35
40
45
50
55
Таким образом, доказано, что предлагаемый способ с помощью последовательных операций позволяет измерить горизонтальные дрейфы корректируемой и базовой ГИС и выделить их из ошибок начальной выставки, погрешностей в измерении ускорений и азимутальных дрейфов сопрягаемой и базовой ГИС.
Для доказательства работоспособности способа в динамических режимах и оценки методической точности измерений дрейфов, было проведено моделирование на ЭВМ системы уравнений (20) - (28), описывающей динамику измерения.
При моделировании процесс измерения дрейфов начинался при взлете самолета, наборе им высоты 10000 м и скорости 200 м/с и далее продолжался в горизонтальном полете.
На фиг. 3 показана динамика процесса выравнивания вертикалей горизонтальных каналов, в левой части на этапе первого измерения (I), в правой на этапе второго измерения (II). Как видно из фиг.З, процесс выравнивания вертикалей заканчивается
через 150-180 с из начального положения корректируемой ГИС, равного по аю -1 Ю-3 рад по/3ю -1.2 рад, далее согласованное изменение вертикалей происходит с частотой Шулера. На фиг.4 пока- зано это изменение на интервале с 300 с до 3000 с для первого измерения. Ошибка выравнивания вертикалей определяется разностью погрешностей в измерении ускорений I и II ГИС. В приведенных графи- ческих иллюстрациях погрешности акселерометров составляли Аах 2 м/с2, v4M/c2, Дау2 1 -10 4M/c2
10
.
Дау, 3
АаХ2 1
В первом измерении а «02,1 -fa , а во втором измерении (после поворота сопрягаемой ГИС на 90°), «1 fii, fi - G5z
Эти результаты моделирования подтверждают аналитические выражения (35), (36), (38), (39), (55), (56), (59), (60). На фиг.5 показана динамика процесса согласования I и II ГИС в азимуте.
Процесс согласования в азимуте закан- чивается через 200 с при ошибках начального положения /гю -2 10 рад;/ 20 1,45
рад, далее обе ГИС согласованно уходят в азимуте с дрейфом базовой системы. В данном примере азимутальные дпей-
-фы были равны 1:45 , 4-35
1/с. На фиг.6 показана динамика изменения сигналов с фильтров коррекции,, в левой части рисунка в первом измерении, в правой части рисунка во втором измерении. В данном случае переходный процесс заканчивается через 500-600 с. Заданные значения дрейфов по горизонтальным каналам I и II ГИС были равны;
й 2,42 Ю-7 1/с, w,,, -1,96 107 1/с.оц,-1 1/ч, 0.5 .
В соответствии с выражением (50) в первом измерении идеальное значение суммарных дрейфов на выходе фильтров
должно быть «4 1,42 1/с,.„.«
-2,46 1/с и согласно (67) во втором
измерении должно быть и 1.92
1/с. (tf Jj -0,96 1/с. Сравнивая за- данные идеальные значения с реальными установившимися значениями на выходе фильтров (см. фиг.6), увидим, что они очень близки. На фиг.7 показана динамика погрешности измерения дрейфов r/j и йУ (аналогичный вид она имеет и для м и eo Jg ), где обозначено
А«4 &А -«if
0
5
п
c
5
0
5
0 5
-aJa ,
На фиг.7 после 600 с масштаб по верти кальной оси увеличен в 10 раз. Из фиг.7 видно, что методические погрешности измерения дрейфов составляют Дсг 3,1 10
1/с, Д«У -2,4 10 9 1/с на 600 с измерения и соответственно -2,6 1/с, и 4,2 10 1/с на 900 с измерения. Таким образом, доказано, что предлагаемый способ позволяет измерять дрейфы сопрягаемой и базовой ГИС с потенциальной методической погрешностью измерения 1 10 /с.ч. После измерения дрейфов производят их коррекцию известными путями, либо формируют корректирующий сигнал на гироскопы базовой системы, либо учитывают ошибку от дрейфа в выходных параметрах ГИС, причем, можно корректировать ошибки от дрейфа в координатах, накопленные в системе с начала ее работы, так как время работы системы до момента измерения дрейфов фиксируется и известен закон г изменения ошибок в определении скорости и координат от дрейфа гироскопов.
При длительных режимах работы ГИС измерение и коррекцию дрейфов можно повторять периодически, путем циклического поворота корректируемой ГИС относительно базовой в положение 0 и 90° и последо- вательным повторением указанных операций в каждом положении. Измерение дрейфов Б предыдущем положении корректируемой ГИС принимается за первое измерение, а в последующем положении за второе измерение. Минимальный период изме рения и коррекции дрейфов может соста в- лять ЮН 5 мин в зависимости от требуемой точности измерений.
Использование данного способа может обеспечить методическую погрешность в определении координат от горизонтальных дрейфов 2 км за несколько суток при начальном уровне дрейфов 0,01 о/ч.
В существующих ГИС без использования автономного способа измерения и коррекции дрейфов, указанная погрешность составляет 2 км за час при дрейфе 0,01 о/ч.
Предлагаемый способ, кроме автономности измерения и коррекции дрейфов, имеет еще важное преимущество, по сравнению с известными способами измерения и коррекции дрейфов с помощью радиотехнических средств, в качестве и точности измерений дрейфов, так как сигналы инерциальных систем являются гладкими по сравнению с сигналами радиотехнических систем.
Предлагаемый способ измерения и коррекции дрейфов может быть реализован и в
бе :платформенных инерциальных систе- мак, в которых горизонтальные каналы с периодом Шулера реализованы в ЦВМ. При использовании способа в бесплатформен- ньм системах исключается операция согласования в азимуте, так как измерительные осп горизонтальных акселерометров двух блоков чувствительных элементов не расходятся в азимуте из-за азимутальных дрейфов.
| Кроме того, блок чувствительных элементов сопрягаемой системы устанавливаете) на поворотную площадку с точной фиксацией угла поворота на 90°. Предлагаемый способ измерения и коррекции дрейфов может дать существенный экономический эффект при использовании в гироинерциальных системах миниатюрных, сравнительно низкой точности, дешевых гироскопов, при этом, обеспечивая высокую точность системы, путем автономною измерения и коррекции дрейфов без применения внешних средств коррекции горизонтальных каналов ГИС.
I Данный способ может быть рекомендован для внедрения предприятиям, организациям и фирмам, занимающимся созданием, испытанием и эксплуатацией гироинерциальных систем и навигационных комплексов, построенных на их основе. Формулаизобретения 1, Способ измерения дрейфа гироинер- ци льных систем, включающий коррекцию гироинерциальной системы от базового датчика скорости путем подачи управляющих сигналов на гироскопы горизонтальных каналов, сформированных путем фильтрации разности скоростей гироинерциальной систем ы и датчика базовой скорости, выделение дрейфа гироинерциальной системы, о т- ли|чающийся тем, что, с целью обеспечения возможности автономного измерения дрейфа горизонтальных каналов корректируемой гироинерциальной системы и базового датчика скорости на движущейся объекте и повышения точности измерений, в качестве базового датчика скорости используют гироинерциальную сис|тему, при этом осуществляют выравни- ван|ие горизонтальных каналов корректиру- емЬй гироинерциальной системы относительно базовой путем подачи дополнительных управляющих сигналов на гиро- скспы горизонтальных каналов корректируемой и базовой систем, сформированных по разности сигналов с акселерометров одноименных горизонтальных каналов этих систем, одновременно согла- сов ывают в азимуте гироплатформы двух
систем путем подачи.на азимутальный гироскоп корректируемой системы управляющего сигнала, сформированного по разности сигналов датчиков гироскопического курса 5 этих систем, по окончании переходных процессов выравнивания горизонтальных каналов и согласования в азимуте производят первое измерение и запоминание отфильтрованных сигналов коррекции горизонталь0 ных каналов, после чего прекращают подачу сформированных управляющих сигналов на гироскопы корректируемой и базовой систем и осуществляют разворот гироплатформы корректируемой системы в азимуте на
5 90°, путем подачиуправляющего сигнала на азимутальный гироскоп корректируемой си- 1 стемы, по окончании разворота возобновляют подачу управляющих сигналов на гироскопы корректируемой и базовой сис0 тем с учетом поворота корректируемой системы на 90°, затем повторяют операции выравнивания горизонтальных каналов и согласования в азимуте с использованием начальных условий от базовой системы, по
5 окончании данных операций производят второе измерение и запоминание отфильтрованных сигналов коррекции горизонтальных каналов, по результатам двух измерений определяют дрейфы горизон0 тальных каналов корректируемой и базовой гироинерциальной системы в соответствии с выражением
1
ЛИ i ЛИ
I / I 1 FI IГ ч
/()
1 / I . л л || ./Ч 1ч
™л 2(а) + а)(°« (
ЛIf Л| Л| . Л II . А II .
0)лГ2( + а«+аЬ)
ЛI /Ч I , Л 11
°ХГ2( °k
где ctfy , Wj9f измеренные дрейфы горизонтальных каналов корректируемой гироинерциальной системы;
ЛЛ
( , ( измеренные дрейфы горизон- тальных каналов базовой гироинерциальной системы;
о4 , (, cdtf , $д - первый и второй отфильтрованные сигналы коррекции горизонтальных каналов.
базовой системы в первом и втором измере-ной инерциальной системы осуществляют нии сигналов, разворот блока чувствительныхпутем его установки на поворотное основа- элементов корректируемой бесплатформен-ние с фиксацией угла поворота на 90°.
Ј
№
Ml мг
Уг Ъ
Фиг. г
AfeL -Atfo)
Фиг.1
К
Т
diji tiopod
-г.-ч
-ь
-If ра.3
h
$
d.t,lbixiO fe
I
±.с
Ac
ьоо
ч/50300 Y50 600
-2
-Ц
-(,
Фиг, 4
Jh
M v
..;.x, /
,
tf8e
vy
f4V
1
a/, 0 ;
- I v J v«
э 7
V
/Г
//,w« Trfr 4
t- J у I v
jr b
J
19Z.8C81
i
Авторы
Даты
1993-08-30—Публикация
1991-06-13—Подача