АВТОПИЛОТ ДЛЯ САМОНАВОДЯЩИХСЯ РАКЕТ Советский патент 2007 года по МПК B64C13/18 

Описание патента на изобретение SU1840520A1

Предлагаемое изобретение относится к области управления полетом ракет, а в частности к бортовым системам стабилизации самонаводящихся ракет. Изобретение предназначено для использования в бортовом оборудовании самонаводящихся ракет.

Известен автопилот для самонаводящихся ракет, состоящий из блока формирования команд управления ("головки" самонаведения), датчиков угловых скоростей и поперечных ускорений, сумматоров, сервоприводов управляющих органов ракеты.

Известный автопилот (прототип) описан в книге: Лебедев А.А., Карабанов В.А. Динамика систем управления беспилотными летательными аппаратами. М.: Машиностроение, 1965 (глава IV §2 разделы 2.3., 2.4, глава V §3.4.5).

Аналогичные автопилоты описаны в книгах:

1. Топчеев Ю.И., Потемкин В.Г., Иваненко В.Г. Системы стабилизации. М.: Машиностроение, 1974 (глава II §2.1., 2.2., 2.3.).

2. Блейлок Д.Г. Автоматическое управление самолетами и ракетами. M.: Машиностроение, 1965 (главы 2, 4).

Блок-схема известного автопилота представлена на фиг.1, где приняты следующие обозначения:

1 - блок формирования команд управления;

2 - сумматор;

3 - интегратор;

4 - датчик поперечного ускорения;

5 - сервопривод;

6 - датчик угловой скорости;

λy, λz - команды управления;

Wy, Wz - поперечные ускорения;

ωx, ωy, ωz - угловые скорости;

Jx, Jy, Jz -выходные сигналы интеграторов;

εy, εz - выходные сигналы сумматоров.

Недостатком известного автопилота является низкое качество стабилизации и низкая точность отработки команд управления. Эти недостатки обусловлены кинематическим "уходом" интеграторов, возникающим при сложном и интенсивном пространственном угловом движении, характерном для высокоманевренных ракет типа: воздух-воздух, земля-воздух.

Качество стабилизации ракеты и точность отработки команд управления автопилотом ракеты влияют в конечном итоге на величину промаха, поэтому целью изобретения является повышение качества стабилизации и точности отработки команд управления.

Поставленная цель достигается тем, что в состав известного автопилота введен блок коррекции, входы которого подключены к выходам сумматоров и интеграторов, а также к выходу датчика угловой скорости крена, а выходы - к дополнительным входам интеграторов.

Блок-схема предлагаемого автопилота представлена на фиг.2, где дополнительно обозначено:

7 - блок коррекции (БК);

σх, σy, σz - сигналы коррекции;

θx, θy, θz - скорректированные выходные сигналы интеграторов 3.

Существенным отличием предлагаемого автопилота по сравнению с прототипом и аналогами состоит в наличии БК7, функционирование которого описывается выражением:

где - вектор ошибки рассогласования в контуре угловой стабилизации с компонентами θx, θy, θz;

θ - модуль вектора ;

- вектор эквивалентной угловой скорости вращения с компонентами ωx, εy, εz;

- вектор коррекции с компонентами σx, σy, σz.

Вектор ориентации образуется при интегрировании с помощью интеграторов 3 выражения вида:

где - производная вектора .

Наличие в составе производной вектора составляющей коррекции обеспечивает компенсацию кинематического "ухода" интеграторов 3 при сложном и интенсивном пространственном угловом движении ракеты, чем достигается необходимый положительный эффект в смысле повышения качества стабилизации ракеты и точности отработки команд управления.

Похожие патенты SU1840520A1

название год авторы номер документа
АВТОПИЛОТ ДЛЯ СИММЕТРИЧНОЙ РАКЕТЫ, СТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПО КРЕНУ 1982
  • Будилин В.А.
  • Годов Б.Г.
  • Кириллов П.М.
  • Крылов В.П.
RU2085443C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ САМОНАВОДЯЩЕЙСЯ РАКЕТЫ КЛАССА ВОЗДУХ - ПОВЕРХНОСТЬ 1997
  • Кегелес А.Л.
  • Хейфец Л.Н.
  • Михайлова С.Я.
  • Смольский Г.Н.
  • Орелиов Г.Р.
  • Кирсанов А.И.
  • Топоров В.Н.
  • Фомин Ю.А.
RU2111439C1
АВТОПИЛОТ ДЛЯ СИММЕТРИЧНОЙ ЗЕНИТНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ 2006
  • Будилин Всеволод Александрович
  • Мизрохи Владимир Яковлевич
  • Пуцыкович Дмитрий Вячеславович
RU2302358C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТОЙ И СИСТЕМА НАВЕДЕНИЯ РАКЕТЫ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Дудка В.Д.
  • Землевский В.Н.
  • Морозов В.И.
  • Назаров Ю.М.
RU2241950C1
АВТОПИЛОТ 2008
  • Богацкий Владимир Григорьевич
  • Васильев Петр Петрович
  • Володин Артем Анатольевич
  • Смирнов Анатолий Георгиевич
RU2374131C1
АВТОПИЛОТ ДЛЯ ЗЕНИТНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ, СТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПО КРЕНУ 2005
  • Будилин Всеволод Александрович
  • Домарев Валерий Александрович
  • Павлова Галина Петровна
RU2293686C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ СИММЕТРИЧНОЙ РАКЕТОЙ 2007
  • Будилин Всеволод Александрович
RU2374602C2
ГИРОСКОПИЧЕСКОЕ СЛЕДЯЩЕЕ ЗА ЦЕЛЬЮ УСТРОЙСТВО САМОНАВОДЯЩЕЙСЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ВОКРУГ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ РАКЕТЫ 2009
  • Гусев Андрей Викторович
  • Морозов Владимир Иванович
  • Недосекин Игорь Алексеевич
  • Минаков Владимир Михайлович
RU2397435C1
Способ вывода вращающейся по углу крена ракеты с гироскопом направления в зону захвата цели головкой самонаведения и система для его осуществления 2017
  • Гусев Андрей Викторович
  • Морозов Владимир Иванович
  • Недосекин Игорь Алексеевич
  • Минаков Владимир Михайлович
  • Леонова Елена Львовна
  • Гранкин Алексей Николаевич
RU2659622C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТОЙ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТОЙ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Шипунов Аркадий Георгиевич
  • Бабичев Виктор Ильич
  • Рабинович Владимир Исаакович
  • Назаров Юрий Михайлович
  • Землевский Валерий Николаевич
RU2291384C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 840 520 A1

Реферат патента 2007 года АВТОПИЛОТ ДЛЯ САМОНАВОДЯЩИХСЯ РАКЕТ

Изобретение относится к области авиационной техники. Автопилот содержит сумматоры каналов тангажа и курса, входы которых соединены с блоком формирования команд управления, датчиками угловых скоростей и датчиками линейных ускорений соответствующих каналов, интеграторы, входы которых в каналах тангажа и курса подключены к выходам соответствующих сумматоров. Вход интегратора в канале крена соединен с выходом датчика угловой скорости крена. Предусмотрены сервоприводы, входы которых соединены с выходами интеграторов и датчиков угловых скоростей соответствующих каналов. Введен блок компенсации кинематического ухода интеграторов, входы которого соединены с выходами сумматоров и датчика угловой скорости крена, а выходы - с входами интеграторов. Технический результат - повышение качества стабилизации. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 840 520 A1

Автопилот для самонаводящихся ракет, содержащий сумматоры каналов тангажа и курса, входы которых соединены с блоком формирования команд управления, датчиками угловых скоростей и датчиками линейных ускорений соответствующих каналов, интеграторы, входы которых в каналах тангажа и курса подключены к выходам соответствующих сумматоров, а вход интегратора в канале крена соединен с выходом датчика угловой скорости крена, и сервоприводы, входы которых соединены с выходами интеграторов и датчиков угловых скоростей соответствующих каналов, отличающийся тем, что, с целью повышения качества стабилизации ракеты и точности отработки команд управления, в него введен блок компенсации кинематического ухода интеграторов, входы которого соединены с выходами сумматоров, интеграторов и датчика угловой скорости крена, а выходы - с входами интеграторов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года SU1840520A1

Лебедев A.A., Карабанов B.A
Динамика систем управления беспилотными летательными аппаратами, М.: Машиностроение, 1965 г
(глава IV, §2 разделы 2.3, 2.4, глава V §3, 4, 5)
Топчеев Ю.И., Потемкин В.Г., Иваненко В.Г
Системы стабилизации, М.: Машиностроение, 1974 г
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Блейлок Д.Г
/ Автоматическое управление самолетами и ракетами, М.: Машиностроение, 1965 г
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 840 520 A1

Авторы

Стоборов Сергей Николаевич

Даты

2007-05-20Публикация

1976-07-23Подача