Предлагаемое изобретение относится к области управления полетом ракет, а в частности к бортовым системам стабилизации самонаводящихся ракет. Изобретение предназначено для использования в бортовом оборудовании самонаводящихся ракет.
Известен автопилот для самонаводящихся ракет, состоящий из блока формирования команд управления ("головки" самонаведения), датчиков угловых скоростей и поперечных ускорений, сумматоров, сервоприводов управляющих органов ракеты.
Известный автопилот (прототип) описан в книге: Лебедев А.А., Карабанов В.А. Динамика систем управления беспилотными летательными аппаратами. М.: Машиностроение, 1965 (глава IV §2 разделы 2.3., 2.4, глава V §3.4.5).
Аналогичные автопилоты описаны в книгах:
1. Топчеев Ю.И., Потемкин В.Г., Иваненко В.Г. Системы стабилизации. М.: Машиностроение, 1974 (глава II §2.1., 2.2., 2.3.).
2. Блейлок Д.Г. Автоматическое управление самолетами и ракетами. M.: Машиностроение, 1965 (главы 2, 4).
Блок-схема известного автопилота представлена на фиг.1, где приняты следующие обозначения:
1 - блок формирования команд управления;
2 - сумматор;
3 - интегратор;
4 - датчик поперечного ускорения;
5 - сервопривод;
6 - датчик угловой скорости;
λy, λz - команды управления;
Wy, Wz - поперечные ускорения;
ωx, ωy, ωz - угловые скорости;
Jx, Jy, Jz -выходные сигналы интеграторов;
εy, εz - выходные сигналы сумматоров.
Недостатком известного автопилота является низкое качество стабилизации и низкая точность отработки команд управления. Эти недостатки обусловлены кинематическим "уходом" интеграторов, возникающим при сложном и интенсивном пространственном угловом движении, характерном для высокоманевренных ракет типа: воздух-воздух, земля-воздух.
Качество стабилизации ракеты и точность отработки команд управления автопилотом ракеты влияют в конечном итоге на величину промаха, поэтому целью изобретения является повышение качества стабилизации и точности отработки команд управления.
Поставленная цель достигается тем, что в состав известного автопилота введен блок коррекции, входы которого подключены к выходам сумматоров и интеграторов, а также к выходу датчика угловой скорости крена, а выходы - к дополнительным входам интеграторов.
Блок-схема предлагаемого автопилота представлена на фиг.2, где дополнительно обозначено:
7 - блок коррекции (БК);
σх, σy, σz - сигналы коррекции;
θx, θy, θz - скорректированные выходные сигналы интеграторов 3.
Существенным отличием предлагаемого автопилота по сравнению с прототипом и аналогами состоит в наличии БК7, функционирование которого описывается выражением:
где - вектор ошибки рассогласования в контуре угловой стабилизации с компонентами θx, θy, θz;
θ - модуль вектора ;
- вектор эквивалентной угловой скорости вращения с компонентами ωx, εy, εz;
- вектор коррекции с компонентами σx, σy, σz.
Вектор ориентации образуется при интегрировании с помощью интеграторов 3 выражения вида:
где - производная вектора .
Наличие в составе производной вектора составляющей коррекции обеспечивает компенсацию кинематического "ухода" интеграторов 3 при сложном и интенсивном пространственном угловом движении ракеты, чем достигается необходимый положительный эффект в смысле повышения качества стабилизации ракеты и точности отработки команд управления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОПИЛОТ ДЛЯ СИММЕТРИЧНОЙ РАКЕТЫ, СТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПО КРЕНУ | 1982 |
|
RU2085443C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ САМОНАВОДЯЩЕЙСЯ РАКЕТЫ КЛАССА ВОЗДУХ - ПОВЕРХНОСТЬ | 1997 |
|
RU2111439C1 |
АВТОПИЛОТ ДЛЯ СИММЕТРИЧНОЙ ЗЕНИТНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ | 2006 |
|
RU2302358C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТОЙ И СИСТЕМА НАВЕДЕНИЯ РАКЕТЫ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2241950C1 |
АВТОПИЛОТ | 2008 |
|
RU2374131C1 |
АВТОПИЛОТ ДЛЯ ЗЕНИТНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ, СТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПО КРЕНУ | 2005 |
|
RU2293686C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ УПРАВЛЕНИЯ СИММЕТРИЧНОЙ РАКЕТОЙ | 2007 |
|
RU2374602C2 |
ГИРОСКОПИЧЕСКОЕ СЛЕДЯЩЕЕ ЗА ЦЕЛЬЮ УСТРОЙСТВО САМОНАВОДЯЩЕЙСЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ВОКРУГ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ РАКЕТЫ | 2009 |
|
RU2397435C1 |
Способ вывода вращающейся по углу крена ракеты с гироскопом направления в зону захвата цели головкой самонаведения и система для его осуществления | 2017 |
|
RU2659622C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТОЙ (ВАРИАНТЫ) И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАКЕТОЙ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2291384C1 |
Изобретение относится к области авиационной техники. Автопилот содержит сумматоры каналов тангажа и курса, входы которых соединены с блоком формирования команд управления, датчиками угловых скоростей и датчиками линейных ускорений соответствующих каналов, интеграторы, входы которых в каналах тангажа и курса подключены к выходам соответствующих сумматоров. Вход интегратора в канале крена соединен с выходом датчика угловой скорости крена. Предусмотрены сервоприводы, входы которых соединены с выходами интеграторов и датчиков угловых скоростей соответствующих каналов. Введен блок компенсации кинематического ухода интеграторов, входы которого соединены с выходами сумматоров и датчика угловой скорости крена, а выходы - с входами интеграторов. Технический результат - повышение качества стабилизации. 2 ил.
Автопилот для самонаводящихся ракет, содержащий сумматоры каналов тангажа и курса, входы которых соединены с блоком формирования команд управления, датчиками угловых скоростей и датчиками линейных ускорений соответствующих каналов, интеграторы, входы которых в каналах тангажа и курса подключены к выходам соответствующих сумматоров, а вход интегратора в канале крена соединен с выходом датчика угловой скорости крена, и сервоприводы, входы которых соединены с выходами интеграторов и датчиков угловых скоростей соответствующих каналов, отличающийся тем, что, с целью повышения качества стабилизации ракеты и точности отработки команд управления, в него введен блок компенсации кинематического ухода интеграторов, входы которого соединены с выходами сумматоров, интеграторов и датчика угловой скорости крена, а выходы - с входами интеграторов.
Лебедев A.A., Карабанов B.A | |||
Динамика систем управления беспилотными летательными аппаратами, М.: Машиностроение, 1965 г | |||
(глава IV, §2 разделы 2.3, 2.4, глава V §3, 4, 5) | |||
Топчеев Ю.И., Потемкин В.Г., Иваненко В.Г | |||
Системы стабилизации, М.: Машиностроение, 1974 г | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Блейлок Д.Г | |||
/ Автоматическое управление самолетами и ракетами, М.: Машиностроение, 1965 г | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
2007-05-20—Публикация
1976-07-23—Подача