СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ ПОДВЕСА ДВУХСТУПЕННОГО ГИРОСКОПА С ШАРИКОПОДШИПНИКОВЫМ ПОДВЕСОМ Советский патент 2007 года по МПК G01C25/00 

Описание патента на изобретение SU1840626A1

Введение

Предлагаемое изобретение относится к двухстепенному гироскопу с шарикоподшипниками по оси подвеса (оси процессии) или к любому другому узлу с подшипниковым навесом, относительно оси которого действует момент из-за неравножесткости конструкции подвешенного узла.

Предлагаемый способ предназначен для измерения моментов, обусловленных неравножесткостью, и может применяться как в области гироскопической техники, так и в других отраслях приборостроения, где применяются подшипниковые подвесы.

В НИИ ПМ и в фирме Sperry Rand Corporation (см. отчет ASD-TDR-62-80) применяется способ измерения составляющей скорости ухода, обусловленной неравножесткостью гироскопа (скорость ухода затем можно пересчитать на величину момента), который состоит в следующем:

1. Полагают, что момент сил, действующих относительно оси процессии (М), состоит из момента тяжения М1, момента разбалансировки из-за смещения центра тяжести (ц.т.) вдоль оси ротора и перпендиркулярной к ней оси (фиг.1) и из-за момента неравножесткости М4, т.е.

где θ - угол, отсчитываемый от плоскости горизонта до оси ротора.

Скорость ухода ,

где Н - кинетический момент горизонта.

2. Устанавливают гироскоп в положения θ=0° и θ=180° [или θ=90°, θ=270°], измеряют скорость ухода

А(0) и А(180) [или А(90), А(270)]

и рассчитывают скорость ухода из-за момента тяжения М1

и скорость ухода из-за момента разбалансировки вдоль оси ротора М3

3. Устанавливают гироскоп в положения θ=90° и θ=270°, измеряют скорость ухода А(90) и А(270) и рассчитывают скорость ухода из-за момента М2

4. Устанавливают гироскоп в положение θ=45°, измеряют скорость ухода А(45) и рассчитывают скорость ухода из-за неравножесткости Рн/ж по формуле, следующей из (1) и (2)

Из статьи, опубликованной в журнале "Вопросы специальной радиоэлектроники", серия XIX, вып.1, 1965 (Румянцев Г.Г. Точечная оценка составляющих скорости дрейфа гироскопа), известно, что для гироскопов с шарикоподшипниками по оси подвеса представление скорости ухода или момента в виде выражения (1) не правомочно, т.к. при этом не учитывается влияние геометрии беговых дорожек подшипников подвеса.

В более строгой форме скорость ухода должна быть записана так:

Здесь

d4ов, d5 - составляющие скорости ухода, обусловленные геометрией деталей подшипников, главным образом овальностью беговых дорожек. В партии приборов это независимые случайные величины с математическим ожиданием, равным нулю. Составляющие d4ов и d5 изменяются пропорционально первой степени перегрузки;

- искомое значение скорости ухода из-за неравножесткости, изменяющееся пропорционально квадрату перегрузки;

d6, d7 - составляющие скорости ухода, обусловленные геометрией деталей подшипников, главным образом огранкой беговых дорожек. Для партии приборов это независимые случайные величины с нулевым математическим ожиданием.

В первом приближении ряд (4) можно ограничить 2-й гармоникой. Принимая во внимание формулу (4), нетрудно убедиться, что при существующем способе определяется не скорость ухода, обусловленная неравножесткостью d4н/ж, а сумма величины d4н/ж со случайными величинами d4ов и d5, значения которых могут в несколько раз превышать искомую величину d4н/ж.

Предлагаемый способ первой частью приемов позволяет определить значение момента, пропорционального скорости ухода

а вторая часть приемов направлена на выделение из составляющей этого момента искомой величины момента, обусловленной неравножесткостью гироскопа.

Таким образом, предлагаемый способ лишен недостатка существующего способа.

Описание способа определения моментов относительно оси подвеса двухстепенного гироскопа с шарикоподшипниковым подвесом

Измерение моментов производится либо после установки прибора на центрифугу, либо на вибрирующее основание. Рассмотрим два способа применительно к этим условиям.

На центрифуге при действии линейных перегрузок

1. Устанавливают гироскоп с невращающимся ротором так, чтобы ось подвеса была параллельна оси вращения центрифуги, а ось ротора перпендикулярна направлению действия перегрузок при работе центрифуги. Из этого исходного положения гироскоп будут разворачивать вокруг оси подвеса на угол θ.

2. Разворачивают гироскоп на углы θ=45°, θ=135°, θ=225°, θ=315° и в каждом положении измеряют моменты сил, действующих относительно оси подвеса

М1 (45), М1 (135), М1 (225) и М1 (315) при перегрузке К;

М2 (45), М2 (135), М2 (225) и М2 (315) при перегрузке К и т.д. до Kn. Число n должно быть больше двух. Очередность измерения безразлична.

3. Для каждой перегрузки Kn определяют значение составляющей момента m4 (Kn) по формуле

4. Определяют искомое значение момента из-за неравножесткости из системы уравнений

которая получается по методу наименьших квадратов.

Вибрация основания в направлении вертикали места

1. Устанавливают гироскоп на основание, ось ротора горизонтальна, и разворачивают гироскоп вокруг горизонтальной оси подвеса на углы θ=45°, θ=135°, θ=225° и θ=315°.

2. В каждом положении измеряют моменты сил, действующих относительно оси подвеса:

М1 (45), М1 (135), М1 (225) и М1 (315) при перегрузке К1;

М2 (45), М2 (135), М2 (225) и М2 (315) при перегрузке К2 и т.д. до Kn. Число n должно быть больше двух. Очередность измерения безразлична. Перегрузка должна быть больше единицы.

3. Определение величину момента m4(Kn) по формуле (6).

4. Определяют искомую величину момента из системы (7).

Измерять моменты можно, например, по величине тока в датчике момента оси процессии, необходимого для того, чтобы обратить в нуль сигнал с датчика угла процессии.

Предлагаемый способ отличается новизной и позволяет простыми приемами получить точное значение составляющих скорости ухода или момента из-за неравножесткости гироскопа. По предварительным экспериментальным данным значение момента из-за неравножесткости оценивается с точностью до третьей значащей цифры.

Похожие патенты SU1840626A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ ПОДВЕСА ДВУХСТЕПЕННОГО ГИРОСКОПА 1980
  • Румянцев Генрих Григорьевич
SU1840342A2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОГРЕШНОСТЕЙ ДВУХСТЕПЕННОГО ПОПЛАВКОВОГО ГИРОСКОПА С ГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ ПОДВЕСОМ РОТОРА ГИРОМОТОРА 2014
  • Демидов Анатолий Николаевич
  • Ландау Борис Ефимович
RU2570223C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГАЗОДИНАМИЧЕСКОЙ ОПОРЫ ГИРОСКОПА 1985
  • Коваленко Александр Яковлевич
SU1840740A1
СПОСОБ БАЛАНСИРОВКИ ГИРОКАМЕРЫ ДВУХСТЕПЕННОГО ПОПЛАВКОВОГО ГИРОСКОПА 2016
  • Ландау Борис Ефимович
  • Демидов Анатолий Николаевич
  • Святый Василий Васильевич
RU2648023C1
СПОСОБ АВТОКОМПЕНСАЦИИ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 1972
SU344269A1
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ИНКЛИНОМЕТР И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ СКВАЖИН 1996
  • Белов Е.Ф.
  • Казыханов Н.А.
  • Левинсон Л.М.
  • Поконещиков С.К.
  • Салов Е.А.
  • Самигуллин Х.М.
  • Ситдыков Г.А.
RU2104490C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДВЕСОМ РОТОРА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ГИРОСКОПА 2017
  • Сумароков Виктор Владимирович
  • Демидов Анатолий Николаевич
RU2640967C1
СИЛОВОЕ ГИРОСКОПИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО 1971
  • Ямановский Борис Михайлович
  • Эйрих Владимир Исаакович
  • Громаков Евгений Иванович
SU1839791A1
Способ балансировки динамически настраиваемого гироскопа 2018
  • Егоров Владимир Дмитриевич
RU2690039C1
ГИРОСКОП 2005
  • Баженов Владимир Ильич
  • Будкин Владимир Леонидович
  • Виноградов Геннадий Михайлович
  • Джанджгава Гиви Ивлианович
  • Темляков Николай Алексеевич
  • Фурман Евгений Васильевич
  • Ягупова Елена Ивановна
RU2298151C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ ПОДВЕСА ДВУХСТУПЕННОГО ГИРОСКОПА С ШАРИКОПОДШИПНИКОВЫМ ПОДВЕСОМ

Изобретение относится к области гироскопической техники и предназначено для измерения моментов, обусловленных неравножесткостью. Сущность: способ основан на определении суммарных моментов, действующих относительно горизонтальной оси подвеса. При этом устанавливают гироскоп на основание, вибрирующее в направлении вертикали места. Измеряют моменты, действующие относительно оси подвеса при четырех положениях оси ротора, отличных от направления вибрации на угол 45°, при не менее чем двух значениях виброперегрузки, превышающих единицу. Определяют для каждой перегрузки значение суммарного момента. Методом наименьших квадратов вычисляют искомую величину. Технический результат: повышение точности определения. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 840 626 A1

Способ определения моментов относительно оси подвеса двухстепенного гироскопа с шарикоподшипниковым подвесом, вызванных его неравножесткостью, основанный на определении суммарных моментов, действующих относительно горизонтальной оси подвеса, отличающийся тем, что с целью повышения точности определения, устанавливают гироскоп на основание, вибрирующее в направлении вертикали моста, измеряют мосты, действующие относительно оси подвеса при четырех положениях оси ротора, отличных от направления вибрации на угол 45°, при не менее чем двух значениях виброперегрузки, превышающих единицу, определяют для каждой перегрузки значения суммарного момента и методом наименьших квадратов вычисляют искомую величину.

SU 1 840 626 A1

Авторы

Румянцев Генрих Григорьевич

Даты

2007-06-27Публикация

1967-09-19Подача