ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ Советский патент 2008 года по МПК G01S7/52 G01P3/42 

Описание патента на изобретение SU1840684A1

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано при проектировании или модернизации гидроакустических лагов.

Постоянное совершенствование атомного подводного флота и повышение его стратегической роли требует от отечественной промышленности непрерывного улучшения навигационных средств, обеспечивающих плавание подводных лодок в Мировом океане.

Одним из основных навигационных средств ВМФ являются гидроакустические лаги, позволяющие с высокой точностью измерять вектор истинной скорости корабля.

Блок-схема лага приведена на фиг.1. Сигнал излучения поступает с выхода генератора 1 через коммутатор 2 на акустическую антенну лага 3.

Излучение производится одновременно по четырем направлениям, которым соответствуют четыре луча акустической антенны, формируемые четырьмя автономными акустическими вибраторами.

Прием эхо-сигналов осуществляется раздельно по каждому из 4 лучей. Обработка этих сигналов с целью определения величины допплеровского сдвига выполняется в 4-канальном усилителе приемного тракта 4 с последующим объединением попарно сигналов, несущих информацию о продольной и поперечной составляющих вектора скорости подводной лодки в схеме формирования выходного сигнала продольной составляющей 5 и поперечной составляющей 6.

Далее информация поступает в индикаторное устройство лага 7.

В схеме формирования выходного сигнала 5 или 6 смешиваются сигналы с частотами f1 и f2, поступающие из каналов левого и правого бортов или из носового и кормового каналов приемного тракта

fΔ=fпр±fд

f2=fпр±fд,

где fд - допплеровское приращение частоты, пропорциональное величине составляющей вектора скорости.

На выходе преобразователей установлен фильтр, выделяющий разностную частоту преобразования

где fпр - частота преобразования.

Такое функциональное построение гидроакустического лага обеспечивает компенсацию ошибок измерения составляющих вектора истинной скорости, возникающих при кренах и дифферентах подводной лодки до 3-4°.

Однако при существующей схеме приемного тракта выход из строя любого из 4 вибраторов акустической антенны лага приводит к отказу работы лага, поскольку на схему формирования выходного сигнала одного из каналов будет поступать сигнал с недостоверным значением допплеровского сдвига частоты.

При этом единственным путем восстановления работоспособности лага является докование подводной лодки-носителя лага и замена в доковых условиях неисправного вибратора акустической антенны.

Как показывает опыт эксплуатации гидроакустических лагов, их преимущественно используют при плавании подводных лодок в подводном положении, когда качка и дифферент корабля, как правило, не превышает 0,5°. При этом допустимо использование одного луча характеристики направленности акустической антенны для определения каждой из составляющих вектора скорости ПЛ.

Как следует из основного соотношения, между допплеровским сдвигом частоты принимаемого отраженного грунтом или ледовым покровом сигнала fд и величиной составляющей вектора скорости корабля V, лежащей в одной плоскости с лучом акустической антенны

где fp - частота заполнения импульсных сигналов излучения,

α - угол между горизонталью и осью луча антенны,

С - скорость распространения звука.

При этом ошибка измерения скорости ПЛ однолучевой системой

где Δα - угол качки или дифферента.

При малых значениях

Для современных гидроакустических лагов "ЛА-1" или "Мечта-2" угол , отсюда

Таким образом, при угле качки или дифферента, не превышающем 0,5°, ошибка измерения истинной скорости также не превосходит 1%, и требования к точности измерения при этом обеспечиваются трехлучевой антенной лага или даже антенной с двумя некомпланарными лучами.

Оперативная перестройка приемного тракта лага на выдачу достоверной информации при выходе из строя одного вибратора или даже двух вибраторов, соответствующих разным группам (нос-корма или левый-правый борт) лучей антенны при подводном плавании ПЛ, позволила бы выполнить задачу обеспечения навигации подводной лодки и использования ею оружия.

Эта возможность оперативной перестройки приемного тракта обеспечивается предлагаемым устройством.

Описание предлагаемого устройства

Для обеспечения выдачи правильной информации о составляющих вектора скорости подводной лодки при выходе из строя любого одного акустического вибратора, в каждой из двух групп вибраторов, входящих в состав акустической антенны - "нос-корма" и "левый-правый борт", или блоков одного из 4 каналов приемного тракта предлагается гидроакустический лаг, построенный следующим образом.

Блок-схема предлагаемого лага приведена на фиг.2.

Сигнал излучения с выхода генератора 1 через коммутационное устройство 2 поступает на акустическую антенну 3 и далее в воду.

Принятые антенной 3 эхо-сигналы поступают на четырехканальный усилитель-преобразователь 4 и далее на переключатели 8, позволяющие отключать неисправный канал приемного тракта и подавать на схему формирования выходного сигнала вместо сигнала с выхода неисправного канала соответствующим образом преобразованный сигнал с исправного канала.

Сущность преобразования заключается в том, что, т.к. в противоположных каналах приемного тракта лага (нос-корма или правый-левый борт) знак допплеровского сдвига противоположен, то вместо сигнала с частотой fпр±fдоп нужно иметь возможность подавать на схему формирования выходного сигнала "приведенный по частоте" к этому виду сигнал с частотой (или наоборот, вместо сигнала с частотой подавать преобразованный сигнал с частотой ).

Сигнал с частотой поступает на преобразователь частоты, на второй вход этого преобразователя поступает сигнал с опорной частотой

где Δf - вспомогательная частота, удобная для фильтрации.

На выходе преобразователя стоек фильтр (11 и 12), выделяющий разностную частоту преобразования

Сигнал с этой частотой поступает на преобразователь частоты, на второй вход которого подается сигнал с опорной частотой

Сигнал суммарной частоты fпр±fдоп поступает на схему формирования выходного сигнала приемного тракта 5 или 6, а далее на вход устройства индикации 7.

Например, применительно к схеме приемного тракта гидроакустического лага задача обеспечения работы лага при выходе из строя носового канала приемного тракта решается следующим образом.

Если сигнал с выхода носового канала приемника-преобразователя частоты отсутствует, вместо него на преобразователь 9 подается через переключатель 8 сигнал частоты fдоп с выхода усилителя-преобразователя кормового канала, и после смешения с гетеродинной частотой и фильтрации фильтром 6 сигнал разностной частоты +fдоп поступает на второй преобразователь 13. Выходной сигнал суммарной частоты [30], т.е. сигнал с "перевернутым знаком" допплеровского частотного сдвига поступает через переключатель 8 на схему формирования сигнала 5, где смешивается с сигналом кормового канала. Отфильтрованный сигнал разностной частоты ±2fдоп поступает на вход индикаторного устройства 7.

Положительный эффект

Использование лага с таким построением приемного тракта позволяет в условиях длительного подводного плавания ПЛ обеспечивать выдачу лагом необходимой навигационной информации при выходе из строя любого из пары симметричных диаметральной плоскости корабля вибраторов акустической антенны или при выходе из строя блоков соответствующих каналов приемного тракта и невозможности его ремонта в условиях плавания ПЛ.

Применение такого устройства существенно повышает эффективность использования лага на подводных лодках ВМФ.

Возможность использования такого устройства была проверена в период испытаний в реальных условиях опытного образца лага.

Похожие патенты SU1840684A1

название год авторы номер документа
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ 1970
  • Бородин Владимир Иванович
  • Каратецкий Сергей Сергеевич
  • Яковлев Геннадий Васильевич
SU1840717A1
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ДОППЛЕРОВСКИЙ ЛАГ 1974
  • Каратецкий Сергей Сергеевич
  • Пигин Владимир Сергеевич
  • Горбунов Николай Леонидович
  • Сальников Юрий Васильевич
SU1840682A1
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ МОРСКИХ ПОДВОДНЫХ КАБЕЛЕЙ 2010
  • Курсин Сергей Борисович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Воронин Василий Алексеевич
  • Тарасов Сергей Павлович
  • Аносов Виктор Сергеевич
RU2444827C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ КОРАБЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ГРУНТА 1969
  • Шифман Ф.Н.
  • Яковлев Г.В.
SU1840754A1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СОБСТВЕННОГО ПОДВОДНОГО ШУМОИЗЛУЧЕНИЯ И ШУМОИЗМЕРИТЕЛЬ 1989
  • Клюшин Виталий Викторович
  • Корякин Юрий Алексеевич
  • Шейнман Лев Евгеньевич
SU1840603A1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА МОРСКОГО ДНА ПРИ ДИСКРЕТНЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ ГЛУБИН ПОСРЕДСТВОМ ГИДРОАКУСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Авдонюшкин Виктор Алексеевич
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Денесюк Евгений Андреевич
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Ильющенко Григорий Иванович
  • Леньков Валерий Павлович
  • Ставров Константин Георгиевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2326408C1
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ДОППЛЕРОВСКИЙ ЛАГ 1972
  • Каратецкий С.С.
  • Пигин В.С.
SU1840761A1
ГИДРОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ С ЗОНДИРУЮЩИМИ ИМПУЛЬСАМИ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ 1969
  • Астров И.Г.
  • Стрелков И.М.
SU1840753A1
ПРИЕМНЫЙ ТРАКТ ИМПУЛЬСНОГО ВЫСОКОТОЧНОГО ДОПЛЕРОВСКОГО ЛАГА 1997
  • Матвиенко Ю.В.
  • Кулинченко С.И.
  • Макаров В.Н.
  • Кузьмин А.В.
RU2120131C1
СПОСОБ СЪЕМКИ РЕЛЬЕФА ДНА АКВАТОРИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Курсин Сергей Борисович
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Ставров Константин Георгиевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жуков Юрий Николаевич
  • Воронин Василий Алексеевич
  • Тарасов Сергей Павлович
RU2434246C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 840 684 A1

Реферат патента 2008 года ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ЛАГ

Гидроакустический лаг содержит четырехвибраторную гидроакустическую антенну, соединенную через коммутатор приема-передачи с генератором и четырехканальным усилителем-преобразователем, две схемы формирования выходного сигнала, переключатели и индикаторное устройство. Между выходами усилителя-преобразователя и двумя выходами каждой из схем формирования выходного сигнала введены два преобразователя частоты и фильтр разностной частоты. Причем при исправности всех каналов лага выходы усилителя-преобразователя соединены через переключатели со схемами формирования выходного сигнала. При выходе из строя любого из каналов соответствующий ему вход схемы формирования выходного сигнала через переключатель соединен с выходом оконечного преобразователя частоты, а вход первого преобразователя частоты подсоединен к выходу канала, подключенного к вибратору акустической антенны, ось которого лежит в одной плоскости с осью вибратора неисправного канала. Технический результат - повышение надежности лага. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 840 684 A1

Гидроакустический лаг, содержащий четырехвибраторную гидроакустическую антенну, соединенную через коммутатор приема-передачи с генератором и четырехканальным усилителем-преобразователем, две схемы формирования выходного сигнала, переключатели и индикаторное устройство, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности лага, в него между выходами усилителя-преобразователя и двумя входами каждой из схем формирования выходного сигнала, введены два преобразователя частоты и фильтр разностной частоты, причем при исправности всех каналов лага выходы усилителя-преобразователя соединены через переключатели со схемами формирования выходного сигнала, а при выходе из строя любого из каналов соответствующий ему вход схемы формирования выходного сигнала через переключатель соединен с выходом оконечного преобразователя частоты, а вход первого преобразователя частоты подсоединен к выходу канала, подключенного к вибратору акустической антенны, ось которого лежит в одной плоскости с осью вибратора неисправного канала.

SU 1 840 684 A1

Авторы

Васильев Анатолий Кириллович

Толканов Константин Иванович

Шифман Феликс Натанович

Даты

2008-06-20Публикация

1974-02-18Подача