УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Советский патент 1967 года по МПК B61L23/14 

Описание патента на изобретение SU197671A1

Известны устройства для автоматического контроля и выявления запуска отцепов, применяемые на сортировочных горках совместно с устройствами программного управления и устройством горочной автоматической централизацни, содержащие блоки подсчета и сравнения числа осей в отцепах, проследовавших по стрелкам (в том числе и по головной стрелке), контрольную позицию на головной стрелке, в которой установлены педали, соединенные со счетчиком-накопителем, элемент сравнения, блок контроля нагона и табло сигнализации.. -i

Предложенное устройство отличается от известного тем, что для обеспечения автоматического контроля правильности разделения отцепов на горбе горки в соответствии с заданной программой роспуска и. выявления нагона отцепов на головной стрелке при надвиге, остановке, осаживании и повторном надвиге состава оно содержит контрольное реле расцепки, подключенное последовательно с источником литания к смежным рельсовым цепям; выход блока длины отцепа горочного программного устройства соединен со входами :двух счетчиков-накопителей, вторые входы которых соединены со счетчиками-фиксаторами условных вагонов; выходы счетчиков-накопителей подключены: для головной стрелки - к -блоку контроля нагона, для горба горки - к первому

элемента cpar/ieinm, второй вход которого соединен с контактами контрольного реле расценки; первые выходы блока контроля нагона н элемента сравнения соединены через блок выдачи данных с табло сигнализации. Устройство отличается также тем, что для обеспечения автоматического контроля фактической расцепки вагонов и соответствия ее заданной программе элемент сравнения содержит: реле-сигнализатор правильности расцепки, обмотка которого соединена с источниколг питания через -контакт реле пулевого положения .счетчика-накопителя, включенного последовательно с контактом контрольного реле и контактом включающего ре.ле; реле-снгнализатор следования неправнльно выделенного отцепа с чнслом условных вагонов, меньшим, чем задано программой, обмотка которого соединена с нсточником питания через контакт реле смены направления, включенного последовательно с контактом реле нулевого ноложення счетчика-накопителя, и контактами контрольного и включающего реле по цепи, аналогичной для реле правильности расцепки; реле-сигнализатор следования неправильно выделениого отцепа с числом условных вагонов, большим, чем задано нрограммой, обмотка которого соединена с источником питания через контакт реле смены направления, и контакты реле нулевого положения, контрольного и включающего реле по цепи, аналогичной для реле сигнализатора неправильного выделения отцепов с числом вагонов, меньшим, чем задано Программой. Устройство отличается от известного тем, что, с целью правильности передачи сведений об отцепе на вход устройства для контроля следования отцепов, на пути подгорочИОГО парка при остановках, осаживаниях, повторных надвигах и неправильных расценках состава, в блоке контроля нагона лервая обмотка фиксирующего реле, запоминающего факт отрыва отцепа ири занятой головной стрелке, соединена с источником питания через контакт стрелочного путевого реле и контакт реле-сигнализатора правильности расцепки, замкнутого при соответствии числа фактически отцепленных вагонов заданной программе, или через контакты того же стрелочного путевого реле, контакты реле-сигнализатора правильности расцепки, замкнутые при несоответствии расцепки отцепов заданной программе, и параллельно включенные контакты реле - сигнализаторов неправильной расценки; а также отличается от известного тем, что, с целью исключения передачи на вход устройства для контроля следования отцепов иа пути подгорочного парка ложного сигнала о нагоне при следовании неправильно выделенного отцепа с числом вагонов, большим, чем задано программой, в блоке контроля нагона первая обмотка реле нагона отключеиа от источника питания контактом реле-сигнализатора неправильности расценки, разомкнутым цри следовании по стрелке отцепа с числом вагогадв, большим, чем задано программой.

На фиг. 1 показана схема взаимосвязи основных узлов устройства со схемой размещения контрольных позиций и включения контрольного реле; на фиг. 2 - схема контроля правильности расцепки; на фиг. 3 - схема контроля нагона отцепов на головной стрелке.

Контроль правильности расцепки вагонов осуществляется путем сравнения числа фактически отцеплениых вагонов с числом вагонов, подлежащих отцепке в соответствии с заданной программой.

Контроль нагона отцепа на головной стрелке осуществляется аналогичным способом - путем сравнення числа проследовавщих через головиую стрелку вагонов с числом вагонов, заданных по программе. Для контроля расцепки на горбе горки вблизи изолирующего стыка / (см. фиг. 1), установленного в створе с горочным светофором, размещена контрольная позиция - две электромагнитных педали 2 w 3, обеспечивающие фиксацию прохода осей цодвижного состава во всем диапазоне скоростей движения.

Параллельно изолирующему стыку / подключено контрольное реле 4 с источником питания (трансформатором) 5. Реле 4 находится под током, если вагон или отцеп из нескольких вагонов перекрывает стык. Когда последняя ось оторвавшегося отцепа сходит со стыка, реле 4 обесточивается и фиксирует фактический отрыв отцепа от надвигаемого состава.

Для возможности контроля нагона на головной стрелке установлена аналогичная контрольная позиция из двух педалей и 7 за выходным изолирующим стыком стрелки. Нагон выявляется способом сравнения показаний реверсивного счетчика, управляемого контрольной позицией, с состоянием стрелочного иутевого реле 8 головной стрелки.

Устройство содержит две ступени идентичных по исиолнению схем. В каждую ступень входят счетчик-фиксатор условных вагонов, реверсивный счетчик-накопитель, элемент сравнения числа вагонов, заданных в счетчик-накопитель из программного устройства и проследовавщих через контрольную позицию, блок контроля нагона и табло сигнализации.

Носле отрыва от состава очередного отцепа

из горочного црограммного устройства 9 в реверсивный счетчик-накоиитель 10 вводится информация о числе вагонов (в условных единицах) в надвигаемом отцепе. По мере движения этого отцепа через контрольную позицию 2-3

посредством счетчика-фиксатора У/ осуществляется контроль направления движения и пересчет проследовавщих осей в условные вагоны. При этом счетчик-фиксатор обеспечивает пычитаиие числа вагоиов в сумматоре после

проследовання их через иозицию 2-3 в направлении роспуска или добавление вагонов в сумматор в случае осаживания нерасцепленных вагонов на путь надвига.

В нормальных условиях роспуска после проследования последней оси оторвавщегося от состава отцепа через позицию 2-3 обесточивается реле 4, и через элемент сравнения 12 на табло сигнализации 13 поступает сигнал о соответствии числа отцепленных вагонов числу

вагонов, подлежащих отцепке но нрограмме. Одновременно элемент 12 вырабаты.вает сигнал на смену индикации в устройствах выдачи команд на расценку вагонов, который иередается в программное устройство 9.

Если же последняя ось отцепа сходит с ледали 3 (счетчик-накопитель 10 приходит в нулевое состояние), а отрыв из-за нерасцепа вагонов или по другой причине еще не наступил (реле 4 остается возбужденным через массу

вагона и автосцепки), то элемент 12 выдает па табло J3 число ошибочно, отцепленных вагонов, проследовавших через позицию 2-3. При этом можио приостановить роспуск и, осадив вагоны на путь надзига, устранить допущенную ощибку.

В тех случаях, когда отцеп оторвался от состава и исправить допущенную ошибку («перерасцеп) невозможно, на табло 13 сохраняется ,индикация числа ошибочно отцепленных вагонов, направленных на неспециализированный пзть, а в устройство 9 передается сигнал, вырабатывающий команду на расцепку вагонов в очередном отцепе с учетом неправильности расцепки предыдущей группы ваговагонов или из-за случайной ошибки расцепщика имеет место «недорасцен, (т. е. число вагонов в отцепе меньше, чем задано программой) , то число неотцепленных вагонов также передается на табло 13, как только последняя ось головной части отцепа покинет счетную позицию 2-3.

Контроль нагона на головной стрелке осуществляется аналогичным образом, т. е. если реверсивный счетчик-накопитель 14, связанный через счетчик-фиксатор 15 с контрольной позицией 6-7, установленной на выходе с головной стрелки, приходит в нулевое положение, а стрелка оказывается занятой очередным отцепом (реле 8 обесточено), то на табло 13 через блок 16 контроля нагона оператору выдаются световой и акустические сигналы, свидетельствующие о сбое сортировочного процесса, и на вход устройства 17 для контроля следования отцепов на пути подгорочного парка передается соответствующая информация о сбое (нагоне).

Реверсивный счетчик 14 (как и счетчик 10 в устройстве контроля расцепки) обеспечивает накопление (суммирование) вагонов, осаживаемых на путь надвига, н последующее вычитание их иа обратном движении вагонов. Это позволяет приостановить роспуск при нерасцепах длинных отцепов и осадить состав на надвижной путь для устранения допущенной ошибки.

. Счетчики-фиксаторы // и 15 условных вагонов и реверсивные счетчики-накоиители 10 и 14 могут быть построены на основе известных схемных решений.

Схема контроля правильности расцепки (см. фиг. 2) производит опрос накопителя в момент отрыва отцеиа от состава и выдачу содержащейся в нем информации на цифровые индикаторные лампы.

Контрольное реле 4 в случае надвига отцепа на горку находится под током и своим контактом 18 образует цепь питания своего медленно действующего повторителя-реле 19. Замедление срабатывания этого реле предусмотрено на случай возможной кратковременной потери контакта в точках соединения автосцепных устройств соседних вагонов в момент прохода ими контрольного изолирующего стыка.

При надвигании очередного отцена, число вагонов которого запоминается в счетчике-накопителе 10, срабатывает включающее реле 20. Последнее самоблокируется и контактом 21 подготавливает рабочую цепь сравнивающих реле. Если отцепка вагонов произведена правильно (что фиксируется замкнутым 22 н разомкнутым 23 контактами, то в момент схода последней оси отцена со счетной позиции с некоторым замедлением отпускает якорь реле 20. его контакт 24 замыкается, и включается реле 25 соответствия. Это реле контактом 26 обрывает цепь самоблокировки реле 20 и приводит схему в состояние готовности приема информации об очередном отцепе.

чем задано по программе, то контакт 23 замкнут, а контакт 22 переключается. Тогда после обесточнвания реле 19 через контакты 24, 22 и 27 срабатывает реле 28, фиксируя факт дробления отцепа, т. е. недорасцепа некоторого числа вагонов. Реле 28, самоблокируясь контактом 29 через кнопку 30 сброса сигнализации, вторым своим контактом 31 выдает на цифровые ламиы 32 и 33 соответственно десятки и единицы числа недорасценленных вагонов. Выбор той или иной цифры осуществляется через контакты 34-57 н 38-45 соответственно селекторных и счетных реле счетчиканаконителя.

При нерасцепке вагонов, когда нерасцепленные вагоны еще следуют через контрольную позицию, через контакт 46 срабатывает реле 47, которое своим контактом 48 выдает на цифровые лампы 49 и 50 число нерасценленных вагонов, проследовавших через педали. В момент схода последней оси группы ошибочно отцепленных вагонов с контрольной позиции обесточивается реле 19, и через контакты 22 и 27 образуется цень возбуждения реле 51. Последнее самоблокируется через кнонку 30 и контактом 52 фиксирует на лампах 49 и 50 число оил1боП о отцепленных вагонов, направленных на «чужой путь. (Контакты 53, 54 и 55, 56 соответствуют контактам 34, 35 и 36, 57, а контакты 57-60 и 61-64 - коитактам 55-41 и 42-45, а контакт 65 относится к реле 19). Таким образом, в случае отцепа «лишних вагонов онератор нолучает информацию в двух видах: меняющуюся нарастающим итогом - при нроследовании «лишних вагонов через контрольную позицию и постоянную - при фактическом отрыве вагонов от состава. Это позволяет оператору принять оптимальное решение по ликвидации нерерасцепа в зависимости от длины отценов и реальной обстановки на горке.

Схема блока контроля нагона на головной стрелке (см. фиг. 3) осуществляет сравнение состояния стрелочного участка головной стрелки с состоянием реверсивного счетчика-накопителя /4 и в случае нагона выдает результаты сравнения в устройство 17. Факт нагона фиксируется в тот момент, когда счетчик-накопитель 14 приходит в нулевое положение, что отмечается замыканием контакта 66, а стрелка остается занятой подвижным составом (что отмечается замыканием контакта 67 (реле 8). При этом срабатывает реле нагона 68, которое самоблокируется через свой контакт 69, а другим своим контактом 70 подает световой (лампа 71} и звуковой (звонок 72) сигналы оператору на все время занятия стрелки нагнавшим отценом.

В момент отрыва нагнавшего отцепа от состава, когда срабатывает и замыкает свой контакт 75 реле соответствия 25, возбуждается фиксирующее реле 74, которое контактом 75 образует рабочую цепь возбуждения дополнительного реле 76. Последнее передает исходную информацию в устройство 17,

Таким образом, передача информации о нагнавшем отцепе в устройство для контроля следования отцепов на пути лодгорочного -парка осупдествляется лишь после фактичеокого отрыва этого отцепа от состава.

В случае отрыва от состава короткого отцепа (например, одного вагона), когда головная стрелка занята впереди идущим отцепом, срабатывает и самоблокируется реле 74, которое запоминает факт отрыва короткого отцепа до момента освобождения головной стрелки впереди идущим отцепом. При освобождении стрелки контактами 67 и 77 обрывается цепь через контакт 78 самоблокировки реле 74, и оно приходит в нормальное (пассивное) состояние. Если же головная стрелка перед вступлением на нее короткого отцепа не освобождалась, а счетчик-накопитель М находится в пулевом положении, то срабатывает реле 68 нагона, контактом 79 которого включается реле 76.

Кроме того, в схеме сравнения учитывается возможность передачи условного номера отцепа в случаях недорасцепа (контакт 80 реле 28) и перерасцепа (контакты 8} и 82 реле 51) вагонов лосле фактического отрыва ошибочно отцепленной группы вагоно-в. Схема блока допускает также приведение его в исходное состояние в том случае, когда нагнавший отцен еще не оторвался от состава и оператор принимает решение об осаживании нагнавшего отцена на горб горки для ликвидации нагона.

Схема блока контроля нагона обеспечивает автоматическое приведение блока в исходное состояние после проследования через стрелку нагнавшего отцепа.

Применение устройства для автоматического контроля правильности расформирования состава в зоне головы сортировочной горки на горках, оборудованных системами комплексной автоматизации процесса роспуска, позволяет:

обеспечить высокий тем-п роспуска и ликвидировать задержки в работе горок, вызываемые несвоевременным обнарул ением и лоследствиями неправильной расцепки, пагона на головной стрелке и т. п;;

исключить случаи запусков отцепов на головной Стрелке при нагоне впереди идущих отцепов на головной стрелке;

фиксировать и автоматически передавать в контрольно-регистрирующее устройство, а затем и в управляющую ЭЦВМ сортировочной горки информацию о фактически произведенной расцепке вагонов (для автоматической корректировки дополнительной маневровой работы) ;

уменьшить загрузку горочных операторов за счет возможпости полной автоматизации процесса контроля расцепки.

рельсовые цепи, разделенные изолирующими стыками, стрелочное путевое реле, две контрольные позиции на горбе горки и головной стрелке, в каждой из которых установлены: две недали, подключенные к счетчику-фиксатору условных вагонов с контролем направления, соединенному с реверсивным счетчиком-пакопителем, имеющим реле его нулевого положения и реле смены направления, элемент сравнения с включающим реле, соединенный с блоком длины отцепа горочного программного устройства, блок контроля нагона с реле нагона и фиксирующим реле, соединенный со стрелочным путевым реле ц входом устройства для контроля следования отцепов на пути подгорочного парка, и блок выдачи данных с табло сигнализации, отличающееся тем, что, с целью обеспечения автоматического контроля правильности разделения отценов на горбе горки в соответствии с заданной программой роспуска и выявления нагона отцепов на головной стрелке при надвиге, остановке, осаживании и повторном надвиге состава, оно содержит контрольное реле расцепки, подключенное последовательно с источником питания к смежным рельсовым цепям; .выходблока длины отцепа горочного программного устройства соединен со входами двух счетчиков-накопителей, 1 торые входы которых соединены со счетчн ками-фиксаторами условных вагонов; выходы счетчиков-накопителей подключены: для головной стрелки - к блоку контроля нагона, для горба горки - к первому входу элемента сравнепия, второй вход которого соединен с контактами контрольного реле расцепки; первые выходы блока контроля нагона и элемента сравнения соединены через блок выдачи данных о табло сигнализации.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеснечения автоматического контроля фактнческой расцепки вагонов и соответствия ее заданной программе, элемент сравнения содержит: реле-сигнализатор правильности расценки, обмотка -которого соединена с источником питания через контакт реле нулевого положения счетчика-накопителя, включенного последовательно с контактом контрольного реле и контактом включающего реле; -реле-сигнализатор следования неправильно выделенного отцена с числом условных вагонов, меньшим, чем задано программой, обмотка которого соединена с источником питания через контакт реле смены направления, включенного последовательно с контактом реле нулевого положения счетчика-на-копителя, и контактами контрольного и включающего реле по цени, аналогичной для реле правильности расцепки; реле-сигнализатор следования неправильно выделенного отцепа с числом условных вагонов, большим, чем задано нрограммой, обмотка которого соединена с источником питания через контакт реле смены направления и контакты реле нулевого положения, контрольного и включающего -реле по цепи, аналогичной для реле сигнализатора неправильного выделения отцепов с числом вагонов, меньшим, чем задано программой.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с .целью обеспечения правильно€ти передачи сведений об отцепе на вход устройства для контроля следования отцепов, на нути подгорочного парка при остановках, осаживаниях, повторных надвигах и неправильных расценках состава, в блоке контроля нагона первая обмотка фиксирующего реле, запоминающего факт отрыва отцепа при занятой головной стрелке, соединена с источником питания через контакт стрелочного путевого реле и контакт реле-сигнализатора правильности расцепки, замкнутого прн соответствии числа фактически отцепленных вагонов заданной программе; или через контакты того же стрелочного лутевого реле, контакты реле-сигнализатора правильности расцепки, замкнутые при несоответствии расценки отцепов заданной программе, и параллельно включенные контакты реле сигнализаторов неправильной расценки.

4. Устройство по н. 1, отличающееся тем, что, с целью исключения передачи на вход устройства для контроля следования отцецо)5 на нути подгорочного парка ложного сигнала о нагоне при следовании неправильно выделенного отцена с число вагонов, больщим, чем задано программой, в блоке контроля нагона первая обмотка реле нагона отключена от источника питания контактом реле-сигнализатора неправильности расценки, разомкнутым при следовании по стрелке отцена с числом вагонов, большим, чем задано программой.

Похожие патенты SU197671A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО для КОРРЕКТИРОВКИ ПРОЦЕССА 1968
  • А. К. Климов, Г. Красовский, П. Рудаков, А. Умецка
  • А. Лосев
SU218205A1
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ СЛЕДОВАНИЯ ОТЦЕПОВ НА ПУТИ ПОДГОРОЧНОГО ПАРКА 1965
  • Г. А. Красовский, Б. П. Рудаков, А. К. Климов Ю. В. Морозов
SU172352A1
ГОРОЧНОЕ ПРОГРАММНО-ЗАДАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Литвин А.Г.
  • Савицкий А.Г.
  • Бодров Б.Л.
  • Петров В.Д.
RU2157773C2
Тренажерный комплекс оперативного персонала сортировочной горки 2023
  • Хабаров Валерий Иванович
  • Пахомова Галина Федоровна
  • Уланов Алексей Александрович
  • Жуков Максим Витальевич
  • Спешилов Константин Владимирович
  • Тарасов Евгений Борисович
RU2810931C1
СИСТЕМА АВТОРАСЦЕПКИ ВАГОНОВ НА СОРТИРОВОЧНОЙ ГОРКЕ 2010
  • Свердлов Вадим Борисович
  • Акмалов Сабит Гайданиевич
  • Иргер Григорий Юльевич
RU2450946C1
Устройство для выбора маршрутов следования отцепов на сортировочной горке 1977
  • Красовский Герман Анатольевич
  • Аверьянов Лев Геннадьевич
  • Ципп Леонард Эдуардович
  • Бакин Юрий Владимирович
SU686924A1
УСТРОЙСТВО АВТОРАСЦЕПКИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ 2008
  • Иргер Григорий Юльевич
  • Костоусов Виктор Борисович
  • Перевалов Денис Сергеевич
  • Свердлов Вадим Борисович
RU2379206C1
Устройство для автоматического контроля расформирования составов на сортировочной горке 1982
  • Гоголев Александр Павлович
  • Белов Владимир Васильевич
  • Колчин Владимир Владимирович
SU1104043A1
Устройство для корректировки режима роспуска составов на сортировочной горке 1983
  • Дудниченко Александр Михайлович
  • Боровков Юрий Геннадьевич
  • Савицкий Александр Григорьевич
SU1281464A1
Горочная автоматическая централизация 1949
  • Брылеев А.М.
  • Фонарев Н.М.
SU84703A1

Иллюстрации к изобретению SU 197 671 A1

Реферат патента 1967 года УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Формула изобретения SU 197 671 A1

.

fui.S

SU 197 671 A1

Авторы

Б. П. Рудаков, Г. А. Красовский А. К. Климов Л. Дип

Даты

1967-01-01Публикация