СИГНАЛИЗАТОР КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ Советский патент 1969 года по МПК G01H11/06 F01D25/06 

Описание патента на изобретение SU236825A1

В известном электроннолучевом устройстве для измерения вибраций лопаток рабочего колеса турбомашины с номощью бесконтактных имиульсных датчиков, установленных на невращающихся частях мащины, значения ам- 5 плитуд колебания всех лопаток отображаются в виде полосок на экране электроннолучевой трубки. Это устройство не выдает и не может выдавать сигнала об опасности, возникшей прп чрезмерном возрастании амилитуды коле- 10 баний хотя бы одной лопатки. Предложенный сигнализатор снабжен схемой совпадения, которая включена между формирователями импульсов и сигнальным устройством. А центральный угол установки 15 имиульсиых бесконтрольных датчиков равен 2г. .п , АС + R где Z - число лопаток, п - любое целое чис- 20 ло, А -значение амплитуды, о достижении которого иодается сигнал, R - радиус рабочего колеса с применением схемы совпадения. С целью повышения надежности при быстром возрастании амплитуды колебания, а также- предотвращение ложных сигналов ог импульсных помех, между формирователем импульсов одного датчика и схемой совпадения включен ждущий мультивибратор, выходной сигнал которого имеет длительность на 30 25 порядок большую длительности сигналов формирователей импульсов, а с целью увеличения иродолжительности действия сигнала, между схемой совпадения и сигнальным устройством включен ждущчй мультивибратор с триггером заиуска. На фиг. 1 даиа блок-схема предлагаемого сигнализатора; на фиг. 2 - схема расстановки датчиков, соответствующая значению п о; на фиг. 3 - то же, при на фиг. 4 - то же, для сигнализации о достижении установленного значения амплитуды крутильиых колебаний; на фиг. 5 - то же, для сигналнзации о достижении нескольких зиачений амплитуды изгибных колебаний; на фиг. 6 - временные диаграммы. Датчик / установлен около меток 2, находящихся иротив корневых участков лопаток, в качестве которых применяются стальные штифты, а датчик 3 - против периферийного участка лопаток, с угловым смещением - ; Для сигнализации о различиых значениях датчик / амплитуды АС колебаний лопаток устанавливают против меток у корневых участков лопаток, а датчики 3, 4 и 5 - протпв периферийного участка.

(фиг. 1). При одновременном поетуплсиип снгналов они проходят схему совпадения л згшускают ждуш,нй мультивнбратор 9, включающий сигнальное устройство JO. Назначение ждущего мультнвибратора состоит в том, чтобы превратить кратковременный импульс совпадения в импульс достаточной продолжительности для приведепия в действие сигиальиого устройства.

В тракте формирования одного из импульсов установлен ждущий мультивибратор И, увеличивающий продолжительность нмнульса в 10-15 раз для повышения надежностп.

Импульсы от датчика 3 поступают через равные питервалы времепи Т, так как оп установлен против корневых участков лопаток (фиг. 6,6). Импульсы от датчика / поступают через неравные интервалы Ti, Т2 н Т со средним отставанием от соответствующнх импульсов датчнка 3 на -(фиг. 6, а), где w - угR W

ловая скорость вращения колеса. Третий слева импульс от датчика 1 опережает соответствующий импульс датчика 3. Хотя это означает, что амплитуда колебаний иревысила значение АС, но при отсутстопн в схеме ждущего мультивибратора )/, данное прохождение лопатки .мимо датчика не вызовет подачи сигнала, так как не сработает схема совпаденпя. И.мпульсы датчиков / и 3 усилнтелямп-ограничителями преобразовываются в прямоугольные 1мпульсы (фиг. 6, в и г), которые дпфференцирующнми цепочками преобразуются в отрицательные ннкн (фнг. 6,д п е). Ппки датчика / (фиг. 6, д) преобразуются ждущим мультивибратором // в растянутые пмиульсы (фиг. 6, ж), а пики датчика 3 (фиг. 6, е) преобразуются блокинг-генератором в короткие

цря.моугольпые и.мпульсы (фиг. 6,п). Таким образом, третий ид1пульс датчика 1 привел к совиадению и подаче сигнала.

Ппедмет нзобретения

1.Сигиализатор колебаний лопаток колеса турбомащины, содержащий сигнальное устройство и импульсные бесконтактные датчпKii, устапавливаемые на неподвижных частях Л1ашипы, соединенные с формирователями импульсов, отличающийся тем, что, с целью сигнализапип о том, что хотя бы одна лопатка колеблется с амплитудой, достнгщей установленного значення, сигнализатор снабжен схемой совпадения, которая включена между формирователями и.мпульсов и сигнальным устройством, а центральный угол установки импульсных бесконтактных датчиков равеп

2тЕП , АСп 1 л

---:г -, где п-0,1, 2,... л к

Z - число лопаток, А -сигнализируемое значение амплитуды, R - радиус рабочего колеса турбомашины.

2.Сигнализатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности при быстром возрастании амплптуды колебания, а также - предотвращения ложных сигналов

от импульсных помех, между формирователем имиульсов одного датчп1ка и схемой совпадеиия включен ждущий мультивибратор, выходной сигнал которого имеет длительность на порядоК больщую длительности сигналов формирователей импульсов.

3.Сигнализатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью увеличения продолжительности действия сигнала, между схемой совпадения и сигнальным устройством включен ждущий

мультивибратор с триггеро.л запуска.

го

а б

Похожие патенты SU236825A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО для БЕСКОНТАКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК 1970
SU288365A1
Система для бесконтактного определения амплитуды колебаний лопаток турбомашины 1971
  • Паллей Зиновий Соломонович
  • Тойбер Михаил Лейбович
  • Москвин Валерий Вениаминович
SU457000A2
СИГНАЛИЗАТОР ПРЕДАВАРИЙНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН 2000
  • Данилин А.И.
  • Чернявский А.Ж.
RU2177145C1
ЭЛЕКТРОННОЛУЧЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИЙ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ«ЭЛУРА» 1969
SU236827A1
Сигнализатор колебаний лопаток колеса турбомашины 1974
  • Коростелев Юрий Александрович
  • Кулагина Валентина Александровна
  • Крылова Эмилия Леонидовна
SU590469A2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК ВРАЩАЮЩЕГОСЯ КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Данилин Александр Иванович
  • Чернявский Аркадий Жоржевич
  • Данилин Сергей Александрович
  • Грецков Андрей Александрович
RU2584723C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ АМПЛИТУДЫ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Данилин Александр Иванович
  • Адамов Сергей Иванович
  • Чернявский Аркадий Жоржевич
  • Серпокрылов Михаил Иванович
  • Данилин Сергей Александрович
  • Арефьева Ольга Викторовна
RU2341781C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕСКОНТАКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛОПАТОК КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 1967
  • Брюзгина П.Я.
  • Заблоцкий И.Е.
SU224865A2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ЛОПАТОК ВРАЩАЮЩЕГОСЯ КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Данилин А.И.
  • Сурков В.В.
  • Чернявский А.Ж.
RU2152590C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК ВРАЩАЮЩЕГОСЯ КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Данилин А.И.
  • Чернявский А.Ж.
RU2207523C1

Иллюстрации к изобретению SU 236 825 A1

Реферат патента 1969 года СИГНАЛИЗАТОР КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ

Формула изобретения SU 236 825 A1

1-1 00

5 6

--fhд e

л77;

SU 236 825 A1

Даты

1969-01-01Публикация