В известном электроннолучевом устройстве для измерения вибраций лопаток рабочего колеса турбомашины с номощью бесконтактных имиульсных датчиков, установленных на невращающихся частях мащины, значения ам- 5 плитуд колебания всех лопаток отображаются в виде полосок на экране электроннолучевой трубки. Это устройство не выдает и не может выдавать сигнала об опасности, возникшей прп чрезмерном возрастании амилитуды коле- 10 баний хотя бы одной лопатки. Предложенный сигнализатор снабжен схемой совпадения, которая включена между формирователями импульсов и сигнальным устройством. А центральный угол установки 15 имиульсиых бесконтрольных датчиков равен 2г. .п , АС + R где Z - число лопаток, п - любое целое чис- 20 ло, А -значение амплитуды, о достижении которого иодается сигнал, R - радиус рабочего колеса с применением схемы совпадения. С целью повышения надежности при быстром возрастании амплитуды колебания, а также- предотвращение ложных сигналов ог импульсных помех, между формирователем импульсов одного датчика и схемой совпадения включен ждущий мультивибратор, выходной сигнал которого имеет длительность на 30 25 порядок большую длительности сигналов формирователей импульсов, а с целью увеличения иродолжительности действия сигнала, между схемой совпадения и сигнальным устройством включен ждущчй мультивибратор с триггером заиуска. На фиг. 1 даиа блок-схема предлагаемого сигнализатора; на фиг. 2 - схема расстановки датчиков, соответствующая значению п о; на фиг. 3 - то же, при на фиг. 4 - то же, для сигнализации о достижении установленного значения амплитуды крутильиых колебаний; на фиг. 5 - то же, для сигналнзации о достижении нескольких зиачений амплитуды изгибных колебаний; на фиг. 6 - временные диаграммы. Датчик / установлен около меток 2, находящихся иротив корневых участков лопаток, в качестве которых применяются стальные штифты, а датчик 3 - против периферийного участка лопаток, с угловым смещением - ; Для сигнализации о различиых значениях датчик / амплитуды АС колебаний лопаток устанавливают против меток у корневых участков лопаток, а датчики 3, 4 и 5 - протпв периферийного участка.
(фиг. 1). При одновременном поетуплсиип снгналов они проходят схему совпадения л згшускают ждуш,нй мультивнбратор 9, включающий сигнальное устройство JO. Назначение ждущего мультнвибратора состоит в том, чтобы превратить кратковременный импульс совпадения в импульс достаточной продолжительности для приведепия в действие сигиальиого устройства.
В тракте формирования одного из импульсов установлен ждущий мультивибратор И, увеличивающий продолжительность нмнульса в 10-15 раз для повышения надежностп.
Импульсы от датчика 3 поступают через равные питервалы времепи Т, так как оп установлен против корневых участков лопаток (фиг. 6,6). Импульсы от датчика / поступают через неравные интервалы Ti, Т2 н Т со средним отставанием от соответствующнх импульсов датчнка 3 на -(фиг. 6, а), где w - угR W
ловая скорость вращения колеса. Третий слева импульс от датчика 1 опережает соответствующий импульс датчика 3. Хотя это означает, что амплитуда колебаний иревысила значение АС, но при отсутстопн в схеме ждущего мультивибратора )/, данное прохождение лопатки .мимо датчика не вызовет подачи сигнала, так как не сработает схема совпаденпя. И.мпульсы датчиков / и 3 усилнтелямп-ограничителями преобразовываются в прямоугольные 1мпульсы (фиг. 6, в и г), которые дпфференцирующнми цепочками преобразуются в отрицательные ннкн (фнг. 6,д п е). Ппки датчика / (фиг. 6, д) преобразуются ждущим мультивибратором // в растянутые пмиульсы (фиг. 6, ж), а пики датчика 3 (фиг. 6, е) преобразуются блокинг-генератором в короткие
цря.моугольпые и.мпульсы (фиг. 6,п). Таким образом, третий ид1пульс датчика 1 привел к совиадению и подаче сигнала.
Ппедмет нзобретения
1.Сигиализатор колебаний лопаток колеса турбомащины, содержащий сигнальное устройство и импульсные бесконтактные датчпKii, устапавливаемые на неподвижных частях Л1ашипы, соединенные с формирователями импульсов, отличающийся тем, что, с целью сигнализапип о том, что хотя бы одна лопатка колеблется с амплитудой, достнгщей установленного значення, сигнализатор снабжен схемой совпадения, которая включена между формирователями и.мпульсов и сигнальным устройством, а центральный угол установки импульсных бесконтактных датчиков равеп
2тЕП , АСп 1 л
---:г -, где п-0,1, 2,... л к
Z - число лопаток, А -сигнализируемое значение амплитуды, R - радиус рабочего колеса турбомашины.
2.Сигнализатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности при быстром возрастании амплптуды колебания, а также - предотвращения ложных сигналов
от импульсных помех, между формирователем имиульсов одного датчп1ка и схемой совпадеиия включен ждущий мультивибратор, выходной сигнал которого имеет длительность на порядоК больщую длительности сигналов формирователей импульсов.
3.Сигнализатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью увеличения продолжительности действия сигнала, между схемой совпадения и сигнальным устройством включен ждущий
мультивибратор с триггеро.л запуска.
го
а б
1-1 00
5 6
--fhд e
л77;
Даты
1969-01-01—Публикация