Известен способ контроля смещения осей отверстий или выступов, находящихся в одной или параллельных плоскостях от их взаимного номинального расположения, заключающийся в том, что сравнивают действительное расположение с номинальным.
Предлагаемый способ отличается от известного тем, что для использования универсальных измерительных средств и возможности контроля крупногабаритных деталей размечают две диаграммы, одну из которых на прозрачном материале, на которые выносят номинальное положение осей в увеличенном масштабе, а на диаграмме из прозрачного материала вокруг каждой из осей проводят окружности радиусом, равным предельному отклонению смещения оси в масштабе, большем, чем масштаб номинального полол :ения осей, изме.ряют с помощью универсальных средств, на1пример координатной измерительной машины, отклонения положения осей на детали, наносят эги отклонения на непрозрачную диагграмму в том же масштабе, что и для радиусов, накладывают прозрачную диаграмму на непрозрачную и взаимным перемещением определяют, располагаются ли действительные оси в пределах окрул ностей.
штабе на величину, равную половине отклонения действительного размера отверстия или выступа от соответственно наименьшего диаметра отверстия или наибольшего диаметра вала.
На фиг. 1 изображена схема измерения координат осей детали на координатной измерительной машине; на фиг. 2 - контролируемая деталь; на фиг. 3 - непрозрачная диаграмма,
на фиг. 4-прозрачная диаграмма; на фиг. 5- совмещенные диаграммы.
Контроль смещения осей отверстий в детали производят следующим образом.
Деталь / выставляют на предметном столе 2
координатной машины с помощью визирного устройства 3 так, чтобы центры наиболее разнесенных отверстий, лежащих в одном ряду, т. е. О и Оа (см. фиг. 2) находились на одной линии, параллельной направлению отсчета по
координате /Y. После этого, принимая координаты оси О за нуль, определяют координаты А и У всех остальных центров отверстий.
Отклонения этих координат от номинальных значений в увеличенном масштабе (на одинаковом по осям X и Y} откладывают на непрозрачной диаграмме 4 от соответствующих номинальных положений центров (точки ). Номинальное расположение центров на диаграмме вычерчивается в другом масштабе,
сенным отклонениям координат определяют действительные положения центров отверстий на диаграмме (тачки Oi-O.i).
После этого на диаграмму 4 накладывают прозрачную диграмму 5, на которой в том же масштабе, что и на диаграмме 4, нанесено номинальное расположение осей (гочки .i), и вокруг каждого центра проведена окружность с радиусом R, равным предельному смещению оси от номинального расположения в масштабе, ко.торый принят для отклонения координат на диаграмме 4.
Положение, когда диаграмма 5 наложена на диаграмму 4 так, что все действительные центры отверстий на диаграмме вписываются в поля допусков на смещение осей, показано на фиг. 5. В противном случае, т. е. когда хотя бы одна ось не располагается в пределах окружности, деталь I бракуют. При контроле размеров с зависимьши допусками радиусы окружностей увеличивают в масштабе на величину, равную половине отклонения действительного размера отверстия.
Предмет изобретения
1. Способ контроля смещения осей отверстий или выступов, находящихся в одной или параллельных плоскостях, от их взаимного номинального расположения, заключающийся в том, что сравнивают действительное расположение с номинальным, отличающийся тем, что, с целью использования универсальных измерительных средств и возможности контроля крупногабаритных деталей, размечают две диаграммы, одну из них на прозрачном материале, на которые наносят номинальное положение осей в увеличенном масштабе, а на диаграмме из прозрачного материала вокруг каждой из осей проводят окружности радиусом,
равным предельному отклонению смещения оси в масштабе, большем, чем масштаб номинального положения осей, измеряют с помощью универсальных средств, например координатной измерительной машины, отклонения
-положения осей на детали, наносят эти отклонения на непрозрачную диаграмму в том же масштабе, что и для радиусов, накладывают прозрачную диаграмму на непрозрачную и взаимным перемещением определяют, раснолагаются ли действительные оси в пределах окружностей.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью возможности расширения поля допуска при контроле размеров с зависимыми допусками, радиусы окружностей увеличивают в масштабе на величину, равную половине отклонения действительного размера отверстия или выступа от соответственно наименьшего диаметра отверстия или наибольшего диаметра вала.
Фиг. 1
УЗ)
Авторы
Даты
1970-01-01—Публикация