ФРИКЦИОННАЯ МУФТА Советский патент 1970 года по МПК F16D43/14 

Описание патента на изобретение SU265633A1

Изобретение относится к упругим центробежным муфтам и .может быт.ь нрименеыо в приводах различных машин и установок при соосном соединении валов, в частности при относительно небольших значениях передаваемого момента и высокой скорости вращения.

Известны фрикционные муфты для соедине ния соосных валов, состояшие из двух стаканообразных полумуфт и эластичной, например резиновой, ленты, свободно облегающей их внутреннюю поверхность. Эти муфты работают бесшумно, компенсируют погрешности монтажа соединяемых валов и обеспечивают разгон двигателя под малой нагрузкой.

Однако суш,ественным недостатком известных центробежных муфт является малый срок службы резиновой ленты, которая при длительной пробуксовке {нaпpи ep, в случае аварийного заклинивания ведомого вала) перегревается, начинает «гореть и выходит нз строя. Из-за того, что лента полностью скрыта внутри муфты, заменить ее чрезвычайно трудно.

Предлагаемая муфта отличается от известных тем, что с целью предохранения фрикционного элемента от проскальзывания при аварийном заклинивании ведомого вала ведомая :олумуфта выполнена в внде ступицы и свободно посаженного на нее обода, взаимодействующих между собой с помошью двух радиал,ъных подпрулчиненных фиксаторов центробежного действия в иротивополо/кных направлениях, один из которых расположен в стуиице, а другой - в ободе. При этом фиксатор, расположенный в ободе, выполнен шариковым.

На фиг. 1- схематично изображена фрикционная муфта в рабочем состоянии, общий вид; на фиг. 2, а и б - работа предохран ггельно10 устройства при са.мовыключении муфты и перед ее иуском.

Муфта содержит полумуфты - ведущую / и ведомую, образованную из ступицы 2 и свободно посаженного на нее обода ,, эластичную, например резиновую, ленту 4, свободно облегающую внутреннюю поверхность иолумуфт, и предохранительное ycTpoiicTBO, выполненное в виде плунжера 5 пальцевого тнца с пружиной 6, размещенного в ступице, и плунжера 7 с пружиной 8 и шариком 9, размещенного в ободе.

Пружины 6 и 8 регулируются пробками W и 11. Ступица в местах перекатыванпя шарика снабжена кольцевой канавкой в для уменьшения контактных напряжений.

Процесс замены эластичной ленты облегчен за счет разборного выполнения полумуфты: обод сдвигают в направлении ведомого вала и снимают со ступицы полумуфты. Осевая фиксация обода на ступице производится

кольцом 72, которое крепится к ступице болтами.

Подпружинеииый плунжер с шариком служит только для запуска (включепия) муфгы, а цодпружинениый плунжер пальцевого типа выполняет две функции: создает иадежпое соединение обода со ступицей при нормальной работе муфты и срабатывает, обеспечивая самовыключение муфты, при аварийной перегрузке, вызываЕОщей пробуксовку ленты. Для надежного запуска муфты плунжер 5 долже.1 включаться (входить в зенковку обода иод действием центробежны.х сил) нри оборотах значительно более низких чем те.м, ири которых срабатывает (выключается) шариковый фиксатор. Кроме того, во избежание пробуксовки ленты при запуске под перегрузкой, шариковый фиксатор должен быть рассчитан на передачу крутящего момента, несколько меньшего чем расчет.ный момент на ленте. Наоборот, фиксатор, расположенный в ступице, должен быть рассчитан на передачу значительно большего крутящего момента чем лента, иначе муфта будет все время работать в условиях самовыключения.

Это достигается подбором геометрических параметров фиксаторов.

Нормальная работа муфты происходят за счет центробежных сил, прижимающих ленту к обоим полумуфтам. Возникающая нри зтом сила трения обеспе1-яв ет лредачу расчетного крутящего момента. На фиг. 1 шариковый фиксатор иод деггствием центробежных сил выключен, а пальцев1з1Й включен и соединяет обод со ступицей в единое целое. Возможные при нор.мал.ъной работе небольшие (эпизодические) проскальзывания ленты не опасны, поскольку не вызывают значительного уменьшения усилия прижатия плунжера 5 к ободу. И только в случае значительной пробуксовки ленты в результате резкого замедления вращения или полной остановки ведомого вала, когда цружина 6 отожмет пальцевый плунжер 5 до упора внутрь расточки ступицы, произойдет самовыключение муфты. При этом обод вместе с лентой и ведущей полумуфтой будут вращаться относител.ьно ступицы при выключенных фиксаторных устройствах (фиг. 2,а). Таким образом, опасное скольжение ленты по ободу автоматически за..меняется безопасным вращение.м ленты вместе с ободом, чем и предотвращается перегрев ленты. Для беснрепятственного вращения обода по

ступице между ними и сопрягаемыми деталями фиксаторного устройства в выключенном состоянии предусмотрены гарантированные зазоры. В положении самовыключения муфтч передает практически нулевой крутящий момент. Холостое вращение муфты будет продолжаться вплоть до иринудительной остановки ее, после чего детали фиксаторного устройства займут положение, ноказанное на фиг. 2,6. В этом случае вращения нет, и центробежные силы отсутствуют, в результате чего пальцевый плунжер 5 выключен пружиной О, а щарнк 9 включен.пружиной 8. Муфта в таком положении автоматически готова к очередному запуску после ликвидации причин аварии.

Предмет изобретения

1.Фрикционная .муфта, например центробежная ленточная, состоящая из двух полумуфт и фрикционного элемента, нрилегающего к рабочим новерхностям полумуфт, отличающаяся тем, что, с целью предохранения фрикционного элемента от проскальзывания при аварийном заклинивании ведомого вала, ведом а я цолу муфта выполнена из ступицы и свободно посаженного на нее обода, взаимодействующих между собой с помощью двух радиал,ъных подпружиненных фиксаторов центробежного действия в противоположных направлениях, один из которых расположен в ступице, а другой - в ободе.

2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что фиксатор, помещенный в ободе, выполнен шариковым.

7 5 ю

Л, -; л/, Л Хлл

,SSSS2) с

/ / I /

3

А -А

Похожие патенты SU265633A1

название год авторы номер документа
Предохранительная фрикционная муфта 1976
  • Яремчук Леопольд Афанасьевич
  • Володарский Владимир Семенович
  • Михалев Юрий Николаевич
  • Шендеров Авраам Исаакович
SU721608A1
Фрикционно-обгонная муфта преимущественно инерционно-импульсных механизмов 1984
  • Иванов Константин Самсонович
  • Ишутин Анатолий Валентинович
SU1143906A1
Силовая передача пускового двигателя внутреннего сгорания 1984
  • Щегорцов Владимир Григорьевич
  • Козлов Виталий Иванович
  • Стельмах Николай Николаевич
  • Богдан Николай Владимирович
SU1227826A1
ШАРИКОВАЯ ГИДРОУПОРНАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА 2007
  • Лебедев Виктор Борисович
RU2374525C2
Упругая муфта 1978
  • Щербань Владимир Николаевич
  • Ульянина Мария Александровна
SU779674A1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА- ТОРМОЗ 1972
  • Изобретени В. П. Коваль, С. Н. Кожевников, В. С. Манзий В. И. Панчишин
SU420830A1
Центробежная муфта 1982
  • Мухин Александр Владимирович
  • Андреев Вадим Аполлинарьевич
  • Беднягин Лев Владимирович
SU1141251A1
Упруго-центробежная муфта 1978
  • Каволелис Антанас-Петрас Казимерович
  • Спруогис Бронисловас Пранович
  • Захаревич Здислав Викторович
SU781438A1
Центробежная упругая муфта 1984
  • Бекесевич Юрий Ярославович
  • Бекесевич Анна Степановна
  • Записоцкий Петр Иванович
  • Шпилька Николай Петрович
SU1191647A2
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ 2016
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2628349C1

Иллюстрации к изобретению SU 265 633 A1

Реферат патента 1970 года ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Формула изобретения SU 265 633 A1

.. :((( А /|S r -0 0-XWxW у/, «J , -Z - Г L/ X к::«: Г- .ч) ,.j.,. ..,,

SU 265 633 A1

Даты

1970-01-01Публикация