(54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ностям которого постоянно поджаты пружннами 3 внешние фрикционные диски 4, соединенные с ведомой полумуфтой. При этом усилие сжатия фрикционных дисков 2 и 4 выбирается из условия предельно допустимого для исполнительного органа момента - момента настройки муфты, превышение величины которого приводит к пробуксовке дисков 2 и 4. Ведомая полумуфта выполнена в виде обода 5, свободно установленного на ведомом валу 6, и ступицы 7, жестко закрепленной на валу 6. Ступица 7 связана с ободом 5 с помощью центробежных фрикционных колодок 8, каждая из которых установлена на ступице 7 с возможностью радиального перемещения и снабжена узлом ее прижатия к ободу 5, представляющем собой, например, пружину 9, расположенную в регулировочном стакане 10, закрепленном на ступице 7. Причем усилие прижатия центробежных колодок 8 к ободу 5 пружинами 9 выбирается из условия обеспечения момента холостого запуска привода (ротора), составляющего 5-10% от момента настройки муфты. Кроме того, масса центробежных фрикционных колодок 8 подобрана так, что при скорости вращения ведомого вала 6, равнойг./ -i W СО о-f; (и - угловая скорость вращения ведомого вала 6; О) о - номинальная скорость вращения ведущей полумуфты 1 (двигателя); VCK -допустимая скорость относительного проскальзывания дисков 2 и 4; р - средний радиус трения фрикционных дисков 2 и 4, величина центробежных усилий прижатия фрикционных колодок 8 к ободу 5 становится такой, что их момент трения по ободу 5 равен моменту настройки муфты (момент относительного проскальзывания фрикционных дисков 2 и 4). Муфта работает следующим образом. При неработающем двигателе центробежные фрикционные колодки 8 посредством пружин 9 прижаты к ободу 5 с усилием. обеспечивающим холостой запуск ротора. Поэтому при включении двигателя благодаря такому предварительному прижатию фрикционных колодок 8 осуществляется холостой запуск привода ротора. После достижения ступицей 7 ведомой полумуфты номинальной угловой скорости вращения, равной скорости вращения двигателя, величина усилия прижатия колодок 8 к ободу 5 становится такой, что обеспечивает момент трения, больщий момента настройки муфты по дискам 2 и 4. После этого ротор вводится в забой, и на ведомом валу 6 возникает рабочий момент. При этом из-за пульсации внещней нагрузки на ведомом валу величина ее периодически превыщает величину момента настройки муфты, что вызывает относительное проскальзывание фрикционных дисков 2 и 4. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению скорости вращения ведомого вала 6 и ступицы 7 ведомой полумуфты. Однако, как правило, при нормальной работе длительность такого проскальзывания невелика и с падением внешней нагрузки оно прекращается. При возникновении на ведомом валу стопорной, аварийной нагрузки, когда величина момента внешней нагрузки превышает величину момента настройки муфты, происходит полная остановка ведомого вала 6. В процессе остановки вначале пробуксовывают фрикционные диски 2 и 4. Угловая скорость вращения ведомого вала б падает и при величине ш ш о-f момент относительного проскальзывания фрикционных колодок 8 и обода 5 становится меньше, чем момент проскальзывания между фрикционными дисками 2 и 4, и поэтому пробуксовка между дисками 2 и 4 прекращается. В дальнейшем при полной остановке ведомого вала 6 проскальзывание происходит только между фрикционными колодками 8 и ободом 5. Причем момент их относительного проскальзывания падает до минимального (5-10% от момента настройки муфты). После снятия стопорной нагрузки, когда ротор выводят из рабочей зоны, т. е. от препятствия, вызвавшего стопорение, ведомый вал б со ступицей 7 ведомой полумуфты, колодками 8 и ободом 5 разгоняется до номинального числа оборотов, и центробежными усилиями фрикционные колодки 8 вновь поджимаются к ободу 5 на необходимую величину. Таким образом, при стопорении ротора величина скорости относительного проскальзывания фрикционных дисков 2 и 4 также не превышает их относительной скорости в нормальном рабочем режиме, а превышение относительной скорости проскальзывания между колодками 8 и ободом 5 при стопорении ротора не приводит к их интенсивному износу, поскольку момент трения в этом случае существенно мал (5-10% от момента настройки муфты). формула изобретения Предохранительная фрикционная муфта, содержащая ведущую полумуфту, соединенную фрикционными элементами с ведомой полумуфтой, выполненной в виде стуйицы и свободно установленного на ней обода, связанных центробежными радиально подпружиненными элементами, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, повышения надежности и срока службы, центробежные элементы выполнены в виде фрикционных колодок-грузов, смонтированных на ступице с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью обода.
Источники информации принятые во внимание при экспертизе
1.Поляков В. С. и Барбаш И. Д. Муфты. М., «Машиностроение, 1973, с. 284, рис. 202.
2.Авторское свидетельство СССР
№ 265633, кл. F 16 D 43/14, 1965, прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1970 |
|
SU265633A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1434185A1 |
Фрикционная муфта | 1980 |
|
SU926403A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1976 |
|
SU735842A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1972 |
|
SU445775A1 |
Центробежная муфта | 1981 |
|
SU1303766A1 |
Силовая передача пускового двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1227826A1 |
Центробежная муфта | 1975 |
|
SU542044A1 |
Центробежная муфта | 1979 |
|
SU821812A1 |
Привод к центробежной машине | 1977 |
|
SU660719A1 |
10
I, 8 9
I /
Авторы
Даты
1980-03-15—Публикация
1976-02-06—Подача