ПОРТАЛЬНЫЙ ТРАКТОР Советский патент 1970 года по МПК B62D55/30 

Описание патента на изобретение SU274521A1

Изобретение относится к портальным тракторам, предназначенным для обработки рядовых посадок с узкими интервалами между рядами, например виноградниковых кустов.

Портальные тракторы вследствие большого дорожного просвета портала могут охватывать один или более виноградниковых рядов и вести одновременную обработку нескольких междурядий.

Известен портальный трактор с изменяемой колеей, имеющий раму, состоящую из двух частей, соединенных телескопическими балками. Ведущие колеса установлены на обеих частях рамы.

Колея peгyлиpyёtcя взаимным смещением частей рамы относительно друг друга, что осуществляется механически, т. е. с использованием мощности установленного на тракторе двигателя. Для этого установлен специальный приводной механизм колеи, включающий кулачковую муфту, цепную передачу и винтовую передачу, элементы которой соединены с разными частями рамы. Труба с гайкой закреплена на одной части рамы, винт установлен на другой части рамы и зафиксирован от осевого смещения.

Перемещением кулачковой муфты приводной механизм изменения колеи соединяется с выходным валом трансмиссии. При этом начинает вращаться винт, осуществляющий взаимное с.мещение частей рамьц и, следовательно, происходит изменение колеи трактора.

Для обеспечения возможности взаимного смещения частей рамы все элементы, расположенные между, частями рамы, выполнены телескопическими. К этим элементам, кроме отмеченных валов рамы, относятся вал транс-, миссии и вал управления; все указанные валы расположены на высоте, обеспечивающей получение требуемого клиренса.

У известной конструкции изменение колеи осуществляется механически при движении трактора.

Это дает возможность одному водителю без посторонней помощи и при отсутствии подъемных средств осуществлять регулирование колеи.

Однако в известной конструкции для изменения колеи требуется специальный привод, соединяемый с трансмиссией трактора. Для тракторов больщой мощности он может быть довольно громоздким, будет значительно увеличивать стоимость трактора, а использоваться будет очень редко: при установке трактора на междурядья данного хозяйства.

Кроме того, усилие, обеспечивающее взаимное смещение частей рамы известной конструкции, прилагается на больщой высоте. Усилие сопротивления приложено на уровне грунта. Это.: создает в вертикальной плоскости

большой момент защемления в телескопических соединениях. .

Указанные недостатки усиливаются, когда движители являются гусеничными, так как сопротивление поперечному смещению гусеницы велико вследствие ее большой длины.

В предлагаемом устройстве изменения колеи отсутствует специальный соединенный с трансмиссией трактора привод изменения колеи.

Для создания усилия, осуществляющего взаимное смещение частей рамы, используется тяга трактора, т. е. существующий привод движителей, например гусениц.

С этой целью, на рамах полутракторов установлены шарнирно и симметрично относительно продольной оси рычаги и отверстиями на свободных концах для соединения их друг с другом и с внешней опорой. Кроме того, для расширения диапазона изменения колеи и уменьшения тягового усилия, необходимого для изменения колеи, рычаги имеют дополнительные отверстия.

На фиг. 1 изображен портальный трактор, имеющий устройство изменения колеи, вид спереди (рычаги соединены друг с другом); на фиг. 2 - то же, вид сверху (изображена установка двух пар рычагов для случая уменьшения колеи); на фиг. 3 - разрез по А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - схематически показано смещение частей рамы относительно друг друга в процессе изменения колеи при неподвижной опоре; на фиг. 5 и 6 - схема передачи усилий от рычагов на смещаемые относительно друг друга части рамы; на фиг. 7 и 8 показано шарнирное соединение рычагов друг с другом при различных размерах колеи. Трактор состоит из двух полутракторов Т и Т , каждый из которых имеет самостоятельную силовую установку и движитель (гусеницу). Рамы / движителей жестко соединены друг с другом порталом 2.

Портал состоит из двух стоек 3 и 3. Стойки 5 и своими фланцами 4 (фиг. 3) установлены на рамах движителей и закреплены болтами. Соединение стоек 5 и 5 друг с другом - телескопическое. Стойка 3 выполнена в виде угольника, поперечная портальная балка 5 которого обхватывается клеммой 6 стойки 3. Для предотвращения поворота стоек относительно друг друга установлена шпонка.

Фиксирование телескопического соединения в определенном положении осуществляется болтами 8, сжимающими клемму.

Силовая установка каждого из полутракторов Г и 7 имеет остов полурамного типа. Он состоит из блока трансмиссии 9, с которым соединена полурама 10. На полураме W установлен двигатель 11.

Трансмиссия включает муфту сцепления, ступенчатую коробку передач, задний мост и двухступенчатый бортовой редуктор.

Так как управляют поворотом двухмоторного трактора, уменьшая обороты двигателя отстающей гусеницы или отключая привод этой

гусеницы, муфта поворота в заднем мосту отсутствует. Ведущая звездочка бортового редуктора установлена на валу, который жестко соединен с ведомой шестерней главной передачи.

Полутрактора установлены на рамах движителей при помощи стоек 12 и задних стоек 13.

Передние стойки 12 установлены на рамах движителей фланцами 14 и закреплены на них болтами. Задние стойки соединены с рамами движителей при помощи шарниров 15. Каждая из внутренних задних стоек 13 вмешает цепную пе дедачу, являющуюся первой ступенью привода ведущих звездочек. Вторыми ступенями привода ведущих звездочек являются зубчатые редукторы 16. На полутракторе Г установлено сиденье водителя 17 и органы управления.

Валы управления силовой установкой полутрактора Т , расположенные на уровне балки 5 выполнены телескопическими (на чертежах не изображены).

В нижней части рам движителей закреплены планки 18. В паз, образующийся между рамой движителя и планкой, устанавливается проушина 19 рычага. В расположенные по одной оси отверстия рамы, проушины рычага и планки устанавливаются оси 20. Относительно этих осей вращаются рычаги.

На фиг. 2 изображена установка двух пар рычагов 21 и 22, как наиболее удобная для осуществления процесса изменения колеи, который может происходить также при помощи только одной пары рычагов, оси 20 которых установлены в поперечной плоскости центра давления трактора. На свободных концах рычагов имеются проушины с отверстиями, при помощи которых стержни посредством пальцев 23 и 24 соединяются шарнирно друг с другом. Пальцы соединены тягой 25. Тяга 25 посредством пальца 26 соединена с тросом 27, который закреплен на неподвижной внешней опоре 28. Такой внешней опорой может быть, например, столб (рельс), вкопанный в землю. Может применяться также подвижная опора, создающая большое сопротивление, например заглубленный плуг.

В зависимости от требуемого изменения колеи (у меньшения или увеличения) рычаги соединяют соответственно с наклоном назад или с наклоном вперед.

При движении трактора вперед реакция сопротивления троса передается на рычаги 21 и 22, которые растягиваются (при наклоне назад) или сжимаются (при наклоне вперед).

При отпущенных болтах 8 клеммы будет происходить соответственно уменьшение или увеличение колеи.

На балке 5 установлены регулировочные упоры 29 и 30, посредством которых в процессе регулирования колеи ограничивается ход клеммы 6 на балке 5 в одну или другую сторону.

После установки трактора на требуемую колею болтами 8 сжимают клемму 6, фиксируя эту колею.

Для подготовки трактора к эксплуатации снимаются тяга 25 и трос 27. Рычаги 21 -л 22 поворачивают относительно осей 19, устанавливают под рамами движителей и крепят их там болтами. В предлагаемом устройстве действуют две силы: усилие сопротивления опоры и усилия, осуществляющие поперечное смещение частей трактора.

На фиг. 5 и 6 видно, что при увеличении наклона стержней относительно их поперечного положения требуется увеличить тяговое усилие для обеспечения одних и тех же поперечных сил, осуществляющих взаимное смещение частей трактора.

Чтобы рычаги в процессе изменения колеи отклонялись на небольщой угол, на стержнях предусматриваются дополнительные отверстия а, б и 0. При изменении колеи на большую этот процесс можно осуществлять с постепенным пересоединением стержней при помощи дополнительных отверстий.

Из фиг. 7 и 8 видно, что при разных колеях можно получить один и тот же угол наклона стержней, соединяя рычаги при помощи различных отверстий.

В процессе эксплуатации трактора рычаги не должны создавать загромождения пространства между смещаемыми частями рамы, поэтому эти рычаги поворачивают относительно их щарниров и устанавливают продольно под рамами движителей так, чтобы они не выходили за наружный край этих рам, и фиксируют в таком положении предусмотренными для этого средствами, например болтами.

Для регулирования колеи освобождаются болты крепления клеммы телескопической балки рамы. Рычаги освобождаются от фиксаторов и устанавливаются поперечно относительно продольной оси трактора или с некоторым наклоном относительно поперечного положения. Па свободных концах рычагов имеются отверстия, при помощи которых эти стержни соединяются посредством пальца шарнирно друг с другом и с внешней опорой.

При передвижении трактора в сторону от опоры за счет реакции сопротивления, создаваемого опорой, осуществляется изменение колеи.

При этом, если рычаги наклонены вперед, колея будет увеличиваться. Если рычаги наклонены назад, колея будет уменьшаться.

Так как положение равнодействующей сил сопротивления поперечному смещению движителя изменяется в зависимости от условий работы и может не совпадать с плоскостью центра давления, возникает момент, создающий защемление телескопических соединений рамы в горизонтальной плоскости.

Это защемление значительно меньше защемления в вертикальной плоскости, которое возникает, когда усилия, смещающие части рамы, прилагаются на высоте портала.

Для устранения защемления телескопических соединений рамы в горизонтальной плоскости предлагается установка двух пар стержней, расположенных симметрично относительно вертикальной поперечной плоскости, проходящей через центр давления трактора.

Усилия, смещающие части трактора относительно друг друга, передаются вдоль стержней. Поэтому, чем больше угол между стержнями и плоскостью их поперечного положения, тем меньшая часть этих усилий используется для поперечного смещения гусениц. При этом поперечные смещения гусениц приближаются к их продольным смещениям, что приводит к затрате большей мощности для поперечного смещения движителя.

Для использования наиболее выгодного диапазона углов качания стержней на них предусматриваются дополнительные отверстия, при помощи которых рычаги могут соединяться друг с другом с малым отклонением от их поперечного положения.

При изменении колеи на больщую величину можно при необходимости (в случае большого поперечного сопротивления) отклонять рычаги только на небольшие углы, постепенно пересоединяя их друг с другом при помощи дополнительных отверстий.

Другим способом уменьшения тягового усилия, необходимого для осуществления процесса регулирования колеи, является установка подвижной опоры, например заглубленного плуга. При уменьшении заглубления плуга будет уменьшаться отношение поперечного смещения к продольному ходу трактора, за счет чего уменьшается тяговое усилие, необходимое для осушествления процесса изменения колеи.

Предмет изобретения

1.Портальный трактор с изменяемой колеей, содержащий два полутрактора с индивидуальным приводом, соединенных телескопической портальной балкой, отличающийся тем, что, с целью использования привода движите тей полутракторов для изменения колеи, на рамах полутракторов установлены щарнирно и симметрично относительно продольной оси рычаги с отверстиями на свободных концах для соединения их друг с другом и с внешней опорой.

2.Портальный трактор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона изменения колеи и уменьшения тягового усилия, необходимого для осуществления изменения колеи, рычаги имеют дополнительные отверстия.

Похожие патенты SU274521A1

название год авторы номер документа
Портальный трактор с изменяемой колеей 1972
  • Олексюк Анатолий Николаевич
  • Резник Александр Александрович
SU536992A2
ПОРТАЛЬНЫЙ ТРАКТОР С ИЗМЕНЯЕМОЙ КОЛЕЕЙ 1972
SU335144A1
Сельскохозяйственный агрегат с изменяемой колеей 1983
  • Джавадов Рашид Джавадович
  • Кабаков Николай Сергеевич
  • Баландин Михаил Павлович
SU1232153A1
Портальный трактор 1975
  • Рудой Валерий Александрович
  • Олексюк Анатолий Николаевич
  • Резник Александр Александрович
SU530813A1
Портальный трактор 1985
  • Спиров Владимир Николаевич
SU1643292A1
ПОРТАЛЬНЫЙ ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР 1973
  • Витель Н. А. Остапенко А. Н. Олексюк
SU373199A1
РАМА ГУСЕНИЧНОГО ПОРТАЛЬНОГО ТРАКТОРА 1970
SU271322A1
КОЛЕСНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА 2010
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2432293C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ГУСЕНИЧНОМ ХОДУ С ИЗМЕНЯЕМОЙ КОЛЕЕЙ 2004
  • Харингер Алоис Иоганн
RU2310574C2
Шасси с переменной колеей 1983
  • Лейзерман Моисей Львович
  • Мильгром Моисей Фридрихович
  • Голоколенов Геннадий Владимирович
  • Оборок Василий Михайлович
  • Савченко Александр Прокопьевич
  • Тепер Исаак Борисович
  • Гроховский Георгий Терентьевич
SU1119905A1

Иллюстрации к изобретению SU 274 521 A1

Реферат патента 1970 года ПОРТАЛЬНЫЙ ТРАКТОР

Формула изобретения SU 274 521 A1

t

11

.4

/

„,-(и

LJ

иг.6

SU 274 521 A1

Авторы

В. Г. Дочкин, Н. М. Чаплыгин, А. Н. Олексюк Н. А. Остапенко

Даты

1970-01-01Публикация