Изобретение относится к обучающим устройствам.
Известны автоматизированные классы программированного контроля, содержащие пульт преподавателя с программатором и регистрирующим блоком и пульты обучаемых с коммутаторами.
Предложенный автоматизированный класс отличается от известных тем, что программатор пульта преподавателя выполнен в виде диодно-резисторной матрицы, соединенной через блок автоматики с блоком сравнения и входом электрической мащиики, регистрирующей ответы обучаемых. Это позволяет упростить электрическую схему и повысить эффективность контроля в процессе обучения.
На чертеже показана принципиальная электрическая схема класса.
Класс состоит из пульта 1 преподавателя и пультов 2 обучаемых. Пульты обучаемых соединены с пультом преподавателя двумя проводами, одии из которых является общим для всех пультов.
Пульт обучаемого содержит коммутационные гнезда 8-7, пульт преподавателя - программатор, который служит для установки кодовых программ и управления процессом опроса, и регистрирующий блок (РУ) для фиксации правильных и неправильных ответов.
Кодировочная матрица программатора позволяет устанавливать индивидуальные и общие коды. Задание кода для всей группы производится установкой переключателя кода в соответствующее положение.
Основой схемы является мостовая схема. В первое плечо моста включен набор из пяти сопротивлений i (основная часть пульта студента). Сопротивления припаяны к кoм yтaторной рамке так, что студент, вставляя щтекер в одно из гнезд пульта, включает определенную часть сопротивлений. Так, еслп штекер вставлен в гнездо 5. то из пят) сопротивлений в плечо включаются только три (напри
мер, 300 ом).
Второе плечо моста - сопротивления RZ кодировочной матрицы, а третье и четвертое- сопротивления Кз н 4 по 100 ом каждое.
В диагональ моста включено реле PI, реагирующее на разбаланс моста.
Схема работает па принципе сравнения величины сопротивления, которую включает студент, с величиной сопротивления матрицы.
Если RI RZ (что соответствует правильному ответу), то мост сбалансирован, реле Р иесрабатывает, регистрирующий блок отпечатывает цифру «1. В случае неправильного ответа ( реле Р срабатывает, и ЯЛ огпеОпрос студентов производится автоматически с помощью шагового искателя, который поочередно подключает в схему моста пульты студентов и соответствующие им выходы кодирОБОчной матрицы. Для этой цели используются /// и IV поля щагового искателя ШИ.
Кодирование. Установка кода для всех рабочих мест производится переключателем Яь который включает в схему сравнения часть сопротивлений матрицы. Пять выходов матрицы соединяются с помощью группировочной колодки (ГК) с выходами / поля ШИ. Соединение в группировочной колодке произведено так, что каждый выход / поля ШИ подключен к одному из пяти выходов матрицы. Таким образом, из выходов ШИ получается пять групп, имеющих одинаковый код. Варианты группировки выполнены на основании плана расположения пультов обучаемых с таким расчетом, чтобы у близко сидящих студентов не оказалось одинакового кода.
Распайка сопротивлений Rz матрицы произведена на основании кодовых таблиц. Диоды Д2 в матрице поставлены для исключения паразитных цепей.
В случае необходимости перегруппировки пультов предусмотрены сменные вставки разъемовГ/й распаянные по другим вариантам: число вариантов кодов практически неограничено.
Для задания общего для всей группы кода переключатель ставится в одно из положений. Общие коды применяются на лекционных занятиях для проверки усвоения материала лекции.
Пуск. Рассмотрим процесс опроса группы из 25 человек по одному вопросу.
По указанию преподавателя «отвечайте на первый вопрос каждый обучаемый вставляет штекер в гнездо, номер которого соответствует кодовой цифре, стоящей против того ответа, который обучаемый считает правильным.
Преподаватель, пользуясь таблицами кодов, ставит переключатель Hi в положение, соответствующее коду первого вопроса, включает тумблеры TI (сеть). Га («печать) и кратковременно нажимает кнопку/Сн («пуск). При этом реле Ра срабатывает и самоблокируется через собственный контакт. Другим контактом PZ включается пульспара, которую составляют реле РЗ и Р4 и их повторители - реле PS и Рб. Реле РЗ и Р работают с замедлением на отпадание (соответственно 0,1 и 0,3 сек). При замыкании контакта реле PS якорь ШИ притягивается, при размыкании - отпадает, переключая щетки ШИ с нулевой на первую позицию. Одновременно замыкается контакт ШИ, подготавливая цепь для возбуждения реле Рб. Первые выходы /// и IV полей ШИ коммутируют схему сравнения для первого студента по первому вопросу.
Если студент ответил неправильно (), то мост не сбалансирован, и срабатывает реле PI. Через контакт реле PI срабатывает его повторитель - реле Ру и самоблокируется через
собственный контакт. Через замкнутый койтакт реле Pg и замкнувшийся контакт реле Рт напряжение подается на РУ, которое отпечатывает «О. В результате срабатывания реле Р-/ его контакт в цепи обмотки реле PI размыкается, и оно обесточивается.
Если студент ответил правильно (включенная щтекером величина сопротивления пульта студента равна сопротивлению матрицы, подключенному к первому выходу IV поля ШИ , то мост сбалансирован, реле PI в диагонали моста и его повторитель - реле Ру не срабатывают, н напряжение через замкнутые контакты реле Ре- PI, Ра подается на соленоид регистрирующего устройства РУ, которое отпечатывает «1.
Для того, чтобы при переходе щеток ШИ с нулевой на первую позицию РУ не отпечатало «1 в случае неправильного ответа, в цепь соленоида «1 кроме нормально замкнутого контакта реле Р введен нормально замкнутый контакт реле Ре. Это обеспечивает коммутацию этой цепи в конце интервала времени, создаваемого замедлением на отпадание реле Pi. На этом цикл работы схемы но опросу первого обучаемого на первый вопрос заканчивается.
В дальнейшем схема работает аналогично: срабатывают реле РЗ и PS, якорь ШИ притягивается, контакт ШИ обесточивает реле Р. Реле РЗ и PS обесточиваются, якорь ШИ отпадает, контакт ШИ замыкается, щетки ШИ переходят с первой позиции на вторую, подключая к схеме сравнения пульт другого обучаемого, и т. д.
Так как в шаговом искателе переход щеток с одной позиции на другую происходит за короткий интервал времени, то возникает необходимость в разграничении циклов, т. е. в обесточенном состоянии реле PI перед началом следующего цикла. Для этой цели в цепь реле PI введен нормально замкнутый контакт реле Pg, который отключает реле PI в то время, когда якорь ШИ притягивается. Реле Pg взято с замедлением на отпадание для исключения срабатывания реле PI от схемы сравнения предыдущего цикла. Чтобы реле PI работало как неполяризованное, оно включено по отдельной мостовой схеме.
После 25 циклов (что соответствует опросу 25 человек по первому вопросу) щетки ШИ занимают нулевую позицию, через контакт реле РЮ, сработавщего на 25-й позиции ШИ, срабатывает реле Рц. Контакт реле Рц выключает реле PI, а последнее обесточивает пульспару. Одновременно через контакт реле Рц напрял ение поступает на соленоид «обратный ход регистрирующего устройства, и каретка переводится в исходное, левое положение, подготовив РУ для печатания результатов ответов на второй вопрос.
ответы, а преподаватель нажимает кнопку/Сн («пуск), и цикл работы схемы повторяется. Для исключения фиксации регистрирующим устройством сигналов, поступающих со всех 25 позиций в случае, если число опрашиваемых не равно 25, в схеме предусмотрен переключатель HZ («количество), который перед опросом ставится в положение, соответствующее фактическому числу опрашиваемых. Выводы от контактов переключателя соединяются с выходами / поля ШИ, а ползунок соединяет реле P с отрицательным полюсом источника питания. При вступлении щетки ШИ на позицию, соединенную с установленным положением ползунка переключателя, реле P срабатывает и самоблокируется через собственный контакт. Своими контактами оно обрывает цепи питания соленоидов «1 и «О, и РУ
не печатает. ШИ заканчивает обход 25 позиций. После срабатывания реле Рц оно своим контактом обрывает цепь самоблокировки реле РТ, и последнее обесточивается.
Предмет изобретения
Автоматизированный класс программированного контроля, содержащий пульт преподавателя с программатором и регистрирующим блоком и пульты обучаемых с коммутаторами, отличающийся тем, что, с целью упрощения электрической схемы и повышения эффективности контроля в процессе обучения, программатор выполнен в виде диодно-резисторной матрицы, соединенной через блок автоматики с блоком сравнения и входом электрической машинки, регистрирующей ответы обучаемых.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВПТБ | 1973 |
|
SU390553A1 |
МАШИНА ЯЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 1973 |
|
SU389543A1 |
Обучающее устройство | 1980 |
|
SU1417021A1 |
АДАПТИВНОЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1970 |
|
SU276544A1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС | 1970 |
|
SU275554A1 |
ДЕШИФРАТОР ОТВЕТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХ УСТРОЙСТВ | 1970 |
|
SU281919A1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ОТСУТСТВИЯ | 1971 |
|
SU309320A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1986 |
|
SU1456986A1 |
УСТРОЙСТВО для ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ и КОНТРОЛЯ | 1969 |
|
SU249105A1 |
Обучающая машина | 1983 |
|
SU1169002A1 |
// /йИ П I г MR И г- i i -т
г с 3
fcfe I
555
- . тт -
гоЪЪУеМ
I
2 |у П||П| 1 тт Шш ШЙ Ш Фу
Даты
1971-01-01—Публикация