Известны различные антифрикционные материалы на основе полимеров, содержащие различные сухие смазки. В качестве связующих полимеров чаще всего применяют фенольные смолы, фторопласт, полиамиды, а в качестве смазок -дисульфид молибдена, окись свинца, кадмия и т. д.
С целью повышения теплопроводности, уменьшения коэффициента трения, уменьщения износостойкости в качестве полимерного связующего используют иоливинилфурфураль.
Пример 1. Антифрикционный материал, содержащий (по весу сухого остатка), %:
Полнвинилфурфураль10-25
Окись кадмия (CdO)90-75
Такой материал (ПВФК-1) имеет высокие механические и аптифрикцнонные характеристики, твердость 25-30 кг/мм, предел прочности при растяжении 200-280 кг/см, предел прочности при сжатии 1000-1200 кг/см, коэффициент трения без смазки 0,09-0,11 (скольжение сферического стального ползуна с диаметром 5 мм при нормальной нагрузке 10 кг и скорости 100 мм/мин), теплопроводносгь 0,9 ккал/м-час 0°С.
циентом трения и линейного расширения, содержание наполнителя доводят до 90% за счет многофункциональности поливинилфурфураля.
Материал ПВФК-1 получают следующим образом.
Мелкодисперсный порошок окиси кадмия пропитывают водным раствором поливинилфурфураля с одновременной каогуляцией наполнителя, затем высушивают при 60-80° С и размалывают. После этого порошкообразный материал помещают в прессформу и прессуют при температуре 180-220° С, получая готовое изделие, наиример подшипник или полуфабрикат.
Материал можно иснользовать и как покрытие. В этом случае смесь водного раствора смолы и окиси кадмия наносят на покрываемую поверхность, просушивают и спекают. При этом покрытие имеет высокие адгезиоиные характеристики за счет большого количества функциональных групп в поливинилфурфурале.
Материал ПВФК-1 может быть применен для подшипниковых узлов, работающих в условиях высоких температур (до 250-300С), в глубоком вакууме, в химически активных средах и т. д.
Пример 2. Антифрикционный материал ПВФК-2, содержащий (по весу сухого остатка), %:
Поливинилфурфураль10-25
Окись кадмия (CdO)65-70
Дисульфид молибдена25-5
Такой материал имеет высокие мехаиические и антифрикционные характеристики: твердость 18-22 кг/мм, предел прочности при растяжении 200-230 кг/см, предел прочности при сжатии 800-1000 кг/сл, коэффициент трения без смазки 0,08-0,10 (скольжение сферического индентора с диаметром 5 мм при нормальной нагрузке 10 кг и скорости скольжения 100 мм/мин). Допустимая рабочая температура 300° С, теплопроводность 0,9 ккал/м час 0°С.
В ПВФК-2 вводимые ингредиенты предназначены для получения высоконаполненного полимера (поливинилфурфураля), в котором наполнитель - окись кадмия определяет основные структурные и физико-механические свойства, а дисульфид молибдена снижает ргзнос и обеспечивает стабильный коэффициент трения за счет переноса Мо на контртело.
Материал ПВФК-2. получают следующим образом.
Мелкодисперсные порощки окиси кадмия и дисульфида молибдена смещивают. Смесь пропитывают водным раствором поливинилфурфураля с одновременной коагуляцией, высушивают и размалывают. После этого порощкообразный материал помещают в пресс-форму и прессуют из него изделие или полуфабрикат.
Смешение порошков со связующим можно производить и раздельно.
Материал найдет широкое применение для подшипниковых узлов, работающих
в условиях высоких температур (до 300°С), в вакууме, в агрессивных средах и т. д. Материал можно использовать как антифрикционное покрытие. В этом случае смесь водного раствора смолы и окиси кадмия наносят на
покрываемую поверхность, просушивают и спекают. Такое покрытие имеет высокие адгезионные характеристики за счет большого количества функциональных групп в поливинилфурфурале.
Предмет изобретения
1. Антифрикционный материал, содержащий полимерное связующее и твердые смазки, отличающийся тем, что, с целью повыщения теплопроводности, уменьшения коэффициента трения, уменьшения износостойкости, в качестве полимерного связующего используют поливинилфурфураль.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что Поливинилфурфураль берут в количестве 10- 25% по весу сухого остатка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНТИФРИКЦИОННОЕ ТВЕРДОСМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ | 2023 |
|
RU2820998C1 |
Антифрикционная самосмазывающаяся композиция | 1982 |
|
SU1054381A1 |
Антифрикционная полимерная композиция | 1980 |
|
SU876681A1 |
Антифрикационная пресскомпозиция | 1975 |
|
SU539449A1 |
АНТИФРИКЦИОННОЕ КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ | 2001 |
|
RU2211260C1 |
АНТРИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 1972 |
|
SU328159A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛИИМИДНОГО АНТИФРИКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 1993 |
|
RU2072373C1 |
Антифрикционная пресс-композиция | 1982 |
|
SU1062232A1 |
МЕТАЛЛОКЕРАМИЧЕСКИЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 1971 |
|
SU316738A1 |
Антифрикционное самосмазывающееся покрытие | 1970 |
|
SU409537A1 |
Даты
1971-01-01—Публикация