В основном авт.св. № 225713 описано гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач самоходных машин преимущественно тракторов, содержащее селекторный механизм с ручным управлением, силовые цилиндры, включенное в соединяющий кх трубопровод переключающее устройство, и гидравлический аккумулятор. Последний включен селекторным механизмом и силовыми цилиндрами , а переключающее устройство вылолнено в виде клапана с плавающим поршнем и каналами в корпусе, один- из которых соединен с гидравлическим аккумулятором, другие соединены с силовыми цилиндрами фрикционных элементов смежных передач.
Цель изобретения - ускорить переключение передач без разрыва силового потока, что создаст возможность использования гидравлического устройства для механизмов поворота тракторов. Для этого гидравлический аккумулятор посредствс 4 обратного клапана соединен с нагнетательнрй магистралью селекторного механизма.
Оно содержит селекторный механизм 1, гидравлический аккумулятор 2 переключающее клапанное устройство 3 через которое гидравлический аккумулятор подключен к силовым гидравлическим цилиндрам 4-7 фрикционных элементов смежных передач.
Устройство 3 предназначено для автоматического сообщения рабочей полости гидравлического аккумулято-. ра с тем из силовых цилиндров, в котором давление масла в данный момент выше чем в других цилиндрах, и одновременно для отключения от гидравлического аккумулятора всех остальных цилиндров, В трех клапанах 8, 9 и 10 устройства помещены три плавающих поршня 11, 12 и 13. С торцов к клапанам 8 н 10 подключены силовые цилиндры, К-папаны 8 и 10 подключены к клапану 9, а последний - к рабочей полости «клроакк мулятора 2.
Золотник 14 селекторного механизма и.5еет кана1Л 15, постоянно соединенный с вагнетательной магистралью насоса, а также канал 16, постоянно соедиЕ1енный со сливом. реэ обратный клапан 18, пропускаю.ий масло только из гидроаккумулятора 2 в нагнетательную магистраль, но не пропускающий его в обратном направле нии . Поясним работу механизма при пе ключении, например, с третьей передачи (цилиндр б) на вторую (цилиндр 5) Перед переключением включена третья передача. При этом масло от насоса поступает в механизй 1 к силовому цилиндру 6, поршень которого сжимает фрикционные диски , Вследствие этого, фрикционный элемент третьей передачи передает крутящий момент с ведущих частей на ведомые. Остальные три гидравлических силовых цилиндра сообщены через канал 16 селекторного механизма со сливом, т.е. их фрикцион ные элементы выключены. Кроме того, масло под давлением подводится к нижнему ( на чертеже) торцу клапана 10 переключающего устройства, поршень 13 перемещен давлением масла до отказа вверх, масло заполняет клапан 9 и рабочую полость гидроаккумулятора, сжимая его упругий элемент. При этом доступ масла к остальньил трем силовым цилиндрам перек рыт поршнями 12 и 13. Для переключения на вторую передачу водитель при помощи механизма 1 перекрываат подачу масла в цилиндр 6 сообщая его со сливом, и открывает по дачу масла в цилиндр 5, отключая его от слива. Так как нагнетательная магистрал соединилась с незаполненным цилиндром 5, давление в этой магистрали сни жается. Одновременно снижается давление в цилиндре 6, сообщенном со сливом. После некоторого понижения давления начинается разрядка гидроаккумулятора 2. При этом масло из рабочей полости гидроаккумулятора поступает двум направлениям; 1)масло от гидроаккумулятора 2 подается че)ез клапаны 9 и 10 переклю чающего устройства 3 в магистраль ци линдра б, далее через канал 16 селек торного механизма на слив. Давление в гидроцилиндре 6 при этом меньше, чем максимальное, но достаточное для работы фрикционного элемента тр етьей передачи без пробуксовки; 2)масло от гидроаккумулятора 2 подается через обратный клапан 18 и трубопровод 17 0 нагнетательную магистраль и далее совместно с маслом, поступающим от насоса - в цилиндр 5 включаемой передачи. Благодаря этом цилиндр 5 заполняется быстрее, чем это позволяет производительность маслонасоса устройства. Как только цилиндр 5 заполнится и давление в нем станет выше, чем в цилиндре 6, поршень 12 переключающего устройства 3 под действием разности давлений переместится в крайнее правое положение и отключает цилиндр 6 от аккумулятора 2, т.е. выключит третью передачу. Цилиндр 5 при этом подключается к гидроаккумулятору 2. Одновременно под действием возросшего давления в нагнетательной магистрали закрывается клапан 18. Аналогично осуществляются и остальные переключения. Клапан 18 служит для того, чтобы исключить возможность длительной работы маслонасоса устройства одновременно на два цилиндра - включаемый и выключаемый в случае заедания автоматически действующего поршня 12. Для того, чтобы выключить одновременно все силовые цилиндры, т.е. установить коробку передач в неГ.тральное.положение, необходимо при помощи селекторного механизма перекрыть подачу масла ко всем цилиндрам и сообщить их со сливом. Однако аккумулятор 2, разряжаясь на включенный перад этим цилиндр, задержит его во включенном состоянии на некоторый отрезок времени (примерно 0,5-0,8 с). Это свойство может оказаться вредным в том случае, если.в трансмиссии машины отсутствует главная муфта сцепления. В этом случае в механизм должен быть введен кран-клапан 19, установленный между переключающим устройством и гидроаккумулятором. Этот кран-клапан связан с педалью экстренной остановки машины (педалью слива). При нажатии на педаль слива кран-клапан 19 отключает гидроаккумулятор от всех цилиндров, а механизм 1 отключает цилиндры от насоса и сообщает их со сливом. Формула изобретения Гидравлическое устройство для управления фрикционными элементами переключения передач ступенчатых коробок передач самоходных машин, преимущественно тракторов, по авт.св. 225713, отличающееся тем, что, с целью ускорения переключения передач без разрыва силового потока, гидравлический аккумулятор посредством обратного клапана соединен с нагнетательной магистралью селекторного механизма. От //У насоса
Авторы
Даты
1978-06-25—Публикация
1967-04-03—Подача