Изобретение относится к области машиностроения.
Известны компенсирующие муфты, содержащие ведущую и ведомую полумуфту и соединительный элемент между ними. Однако эти муфты не позволяют полностью компенсировать угловые ощибки положения выходного вала за счет смещений валов. Кроме того, известные компенсирующие муфты, обычно применяемые для сочленения отсчетного вала механизма, например с валом ротора электрического датчика, не позволяют компенсировать угловые ощибки механизма, являющиеся следствием неточностей его изготовления и сборки, так что указанные угловые ощибки целиком передаются датчику.
Предлагаемая муфта отличается тем, что соединительный элемент выполнен в виде установленного в направляющих ведущей полумуфты подпружиненного ползуна, на котором закреплен ролик, обкатывающийся по наружной поверхности кулачка, смонтированного на ведущем валу, и перемещающий при этом в радиальном направлении ползун, снабженный клином, взаимодействующим с щариком, установленным в ведомой полумуфте. Это повыщает точность компенсации угловых смещений ведомого вала.
фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по Б- на фиг. 2.
Компенсирующая муфта содержит полумуфты / и 2, закрепленные на сочленяемых валах 3 и 4, н соединительный элемент, выполненный в виде ползуна 5, установленного на полумуфте 7 в диаметрально расположенных направляющих 6. На ползуне установлен с возможностью вращения валик 7, оканчивающийся цилиндрической частью в виде ролика 8. Пружины 9 одними концами связаны с осями 10, которые жестко закреплены в полумуфте /, а другими концами связаны с хомутом //, охватывающим выступ /2 ползуна. Пружины 9 прижимают ролик к кулачку 13, неподвижно закрепленному на корпусе 14. Ползун снабжен закрепленным на нем клином 15, к которому при помощи подвижного упора 16 и пружины /7 прижимается щарик 18, закрепленный в полумуфте 2. Подвижный упор и пружина 17 установлены в кронщтейне 19, жестко закрепленном на полумуфте /. Таким образом, щарик полумуфты 2, закрепленной на выходном валу 4, всегда зажат между клином и подвил 1п 1м упором, которые расположены на полумуфте 1, закрепленной на валу 3.
Вращение вала 3 через полумуфту 1, ползун, клин и упор передается щарику, полумуфте 2 и валу 4. При этом благодаря вращению полумуфты / происходит обкатывание ролика вокруг неподвижного кулачка и перемещение связанного с роликом ползуна в направляющих полумуфты /. Шарик, зажатый между клином ползуна и упором полумуфты 1, при движении клина в диаметральном направлении перемещается в перпендикулярном направлении, благодаря чему перемещение ползуна преобразуется в угол поворота полумуфты: 2. Профиль кулачка изготавливается по таблице замеров угловых ошибок положения выходного вала 4 при различных углах его поборота. Указанные ощибки имеют место вследствие неточностей сборки, т. е. имеющихся ::Поперечных, продольных и угловых относительных смещений валов 3 к. 4. Одновременно I при построении профиля кулачка учитывафтся закон изменения угловых ошибок положения вала 3, как выходного элемента предыдущего механизма. Масщтаб кулачка и обеспечиваемая муфтой точность компенсации ощибок зависят от величины радиуса поводка полумуфты 2, т. е. расстояния от ее оси вращения до щарика, а также углом клина. Например, при радиусе поводка 30 мм и угле клина 2° масштаб механизма таков, что угловая ошибка вала 4 в 1 мин, соответствует смещению ползуна (т. е. приращению радиуса кулачка) на 1/4 мм. В этом случае для компенсации угловых ощибок с точностью 1/5 мин достаточно изготавливать кулачок с ошибкой в пределах 0,05 мм, и ход ползуна при суммарной угловой ошибке 30-40 мин, составит 7,5- 10 мм. Увеличение радиуса поводка и уменьшение угла клина позволяют увеличить масштаб ошибки и повысить точность компенсации. В тех случаях, когда угловая ошибка положения вала 4 носит характер, близкий к синусоидальному, кулачок может иметь форму эксцентрика, что в сочетании с возможностью регулировки угла клина позволяет создать унифицированную компенсирующую муфту для точных приборов и механизмов, построенных на элементах средней степени точности. П р е д м е т и 3 о б р е т с н и я
Компенсирующая муфта, содержащая установленные на соответствующих валах ведущую и ведомую полумуфты, связанные соедипительпым элементом, отличающаяся тем, что,
с целью повыщения точности компенсации угловых смещений ведомого вала, соединительный элемент выполнен в виде установленного в направляющих ведущей полумуфты подпружиненного ползуна, на котором закреплен ролик, обкатывающийся по наружной поверхности кулачка, смонтированного на ведущем валу, и перемещающий при этом в радпально.м направлении ползун, снабженный клином, взаимодействующим с шариком, установленным в
ведомой полумуфте.
.8
Фиг. /
ВидА
12 f
ФiJг. 2
№2 7ff 77 Фи2 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Компенсирующая муфта | 1971 |
|
SU337047A1 |
КОРРЕКЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО | 1970 |
|
SU267278A1 |
ЗУБЧАТО-ПОВОДКОВАЯ МУФТА | 1968 |
|
SU211968A1 |
Муфта сцепления компенсирующая | 1976 |
|
SU609003A1 |
Муфта-тормоз | 1976 |
|
SU653452A1 |
Станок для доводки асферических повер-ХНОСТЕй ОпТичЕСКиХ дЕТАлЕй | 1979 |
|
SU804382A1 |
Корректирующее устройство червячных передач | 1973 |
|
SU516856A1 |
Упругоцентробежная муфта | 1989 |
|
SU1647173A1 |
Компенсационная безлюфтовая муфта | 1991 |
|
SU1795177A1 |
РЫЧАЖНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ | 1991 |
|
RU2011071C1 |
Авторы
Даты
1971-01-01—Публикация