(54) МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВАЛ ОТБОРА мощности ДЛЯ ТРАКТОРОВ И АНАЛОГИЧНЫХ МАШИН | 1971 |
|
SU318353A1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2053141C1 |
Механизм отбора мощности транспорт-НОгО СРЕдСТВА | 1978 |
|
SU835845A1 |
Двухступенчатая коробка отбора мощности транспортного средства | 1978 |
|
SU694403A1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕДУКТОР ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2097217C1 |
МЕХАНИЗМ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1997 |
|
RU2132786C1 |
Механизм двухскоростного приводаВАлА ОТбОРА МОщНОСТи TPAKTOPA | 1979 |
|
SU844396A1 |
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора | 1990 |
|
SU1720904A1 |
Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора | 1988 |
|
SU1511160A1 |
Механизм отбора мощности | 1980 |
|
SU943021A2 |
1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности тракторов и аналогичных машин.
Известен механизм отбора мошности транспортного средства, содержащий двухступенчатый редуктор, полый ведущий вал с ведущей шестерней, имеющий шлицы на внутренней поверхности, соосно установленным указанному валу переставной ведомый вал со шлицами, выполненными в центральной его части и на одном из его концов, для связи упомянутого вала соответственно с ведомой шестерней упомянутого редуктора на первой передаче и ведущим валом на второй передаче 1.
Недостатком данной конструкции является необходимость расположения на переставном хвостовике дополн11тельного шлицевого участка, в результате чего значительно вырастают материалоемкость и габариты узла. При этом, учитывая, что положение торца хвостовика определяет расположение ряда узлов на транспортном средстве -(навесного, прицепного, буксирного и других устройств), увеличение габаритов механизма привода вала отбора мощности приводит к значительному повышению материалоемкости и увеличению габаритов, а также усложнению компоновки и конструкции транспортного средства.
Цель изобретения - уменьшение габаритов.
Поставленная цель достигается тем, что механизм отбора мощности снабжен втулкой, установленной внутри ведущего вала, и устройством ее фиксации относительно последнего, причем втулка выполнена со шлицами на внешней поверхности для связи с ведущим валом и на внутренней поверхности для связи с упомянутым концом ведомого вала, с упором на внутренней ее поверхности и с, по крайней мере, двумя радиальными отверстиями, при этом устройство фиксации втулки выполнено в виде шариков, распсложенных в упомянутых отверстиях втулки, и подпружиненного относительно ведущего вала поршня, установленного во втулке между упором и шариками для возможности взаимодействия его на второй передаче с последним.
На чертеже изображен предлагаемый механизм двухскоростного привода вала отбора мощности транспортного средства. Он содержит ведущую шестерню I с внутренними щлицами, связанную через механизм управления с приводным элементом, например двигателем (на чертеже механизм управления и приводной элемент не показаны), и ведомую шестерню 2 с внутренними шлицами, связанную с ведушей шестерней 1 через три блок-шестерни 3, установленными через 120° на осях 4 в корпусе 5. Хвостовик 6 содержит шлицевые концы 7 и 8, шлицевой участок 9 для зацепления с ведомой шестерней 2, а также полость 10, выполненную на конце 8. В ведушей шестерне 1 установлена пустотелая шлицевая втулка 11, содержашая шарики 12, установленные в радиальных отверстиях 13. Шестерня 1 содержит канавку 14, а во втулке 11 установлен с возможностью перемещения поршень 15 с пружиной 16, конической поверхностью 17 и удлинителем 18. Выход поршня из втулки ограничен стопорным кольцом 19. Фиксация хвостовика осуществляется стопорным кольцом 2Q и проставкой 21, уплотнение - резиновым кольцом 22. Механизм работает следующим образом.
Момент от приводного элемента через механизм управления передается на ведущую шестерню Г, получаюшую 1000 об/мин, и через блок-шестерни 3 - на ведомую шестерню 2, получаюшую 540 об/мин.
При вынутом хвостовике 6 под действием пружины 16 пустотелая шлицевая втулка 11 перемешается в заднее положение, при этом поршень 15, воздействуя конической поверхностью 17 на шарики 12,вводит их в канавку 14 ведушей шестерни 1 и фиксирует втулку 11 от перемещения.
При установке хвостовика 6 шлицевым концом 7 для привода сельскохозяйственных машин на 540 об/мин (верхняя часть чертежа) он шлицевым участком 9 связывается с ведомой шестерней 2, получая 540 об/мин, при этом торец шлицевого конца хвостовика 6, нажимая на удлинитель 18, перемещает поршень 15, который, упираясь в кольцо 19, снимая пружину 16 и освобождая шарики 12, перемешает втулку 11 в переднее положение, исключая связь хвостовика 6 с ведущей шестерней 1. При установке переставного хвостовика 6 шлицевым концом 8 для привода сельскохозяйственных машин на 1000 об/мин (нижняя часть чертежа) он не контактирует с ведомой шестерней 2 и, не воздействуя на удлинитель 18, утопающий в полости 10, входит в щлицевую втулку 11 и связывается с ведущей щестерней 1, получая 1000 об/мин.
Формула изобретения
Механизм отбора мощности транспортного средства, содержащий двухступенчатый редуктор, полый ведущий вал с ведущей шестерней, имеющей шлицы на внутренней поверхности, соосно установленный указанному валу ведомый вал со шлицами, выполненными в центральной его части и на одном из его концов, для связи упомянутого вала соответственно с ведомой шестерней
двухступенчатого редуктора на первой передаче и с ведущим валом на второй передаче, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов, он снабжен втулкой, установленной внутри ведущего вала, и устройством ее фиксации относительно последнего, причем втулка выполнена со щлицами на внещней поверхности для связи с ведущим валом и на внутренней поверхности для связи со шлицевым концом ведомого вала, с упором на внутренней ее поверхности и с, по крайней мере, двумя радиальными отверстиями, при этом устройство фиксации втулки выполнено в виде шариков, расположенных в упомянутых отверстиях втулки, и подпружиненного относительно ведущего вала поршня, установленного во втулке между упором и шариками для возможности взаимодействия его на второй передаче с последними.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
/ 19 13 12 11 ji, 10
8 I гг 5
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1979-04-03—Подача