КЛИНОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА Советский патент 1972 года по МПК F16D41/07 

Описание патента на изобретение SU333327A1

Изобретение относится к области машиностроения.

Известны клиновые обгонные муфты, содержащие наружную и внутреннюю полумуфты и расположенные между ними заклинивающие элементы, каждый из которых состоит из двух клиньев, сопряженных между собой по цилиндрической поверхности, причем один из клиньев каждого заклинивающего элемента входит в клиновую кольцевую канавку, выполненную на внутренней поверхности наружной полумуфты, а также пружинное приЖИмное устройство. Однако эти муфты не допускают высоких скоростей обгона и больших нагрузок.

Цель изобретения - устранение указанных недостатков. Достигается это тем, что в предлагаемой муфте внутренняя полумуфта также выполнена с клиновой кольцевой канавкой на наружной цилиндрической поверхности, взаимодействующей своими наклонными стенками с соответствующими выступами, предусмотренными на клиньях; последние могут быть выполнены из пластмассы. Один из клиньев каждого заклинивающего элемента жестко соединен с контактирующей с ним полумуфтой, например, с помощью зубьев. Один из клиньев каждого заклинивающего элемента может быть выполнен заодно с нарул ной полумуфтой. Заклинивающие элементы размещены в сепараторе, выполненном в виде колец, соединенных щтифтами и установленных со стороны торцовых поверхностей клиньев. Между кольцами сепаратора установлены пружины, прижимающие их к стопорным шайбам, установленным в проточках внутренней полумуфты. Прижимное устройство выполнено в виде браслетных пружин, обхватывающих заклинивающие элементы.

Один конец пружины прижимного устройства упирается в клин, контактирующий с внутренней полумуфтой, а другой ее конец - в клин соседнего заклинивающего элемента, контактирующий с наружной полумуфтой.

На фиг. 1 показана описываемая муфта; фиг. 2 иллюстрирует некоторые из возможных способов жесткого соединения клина с полумуфтой; на фиг. 3 представлена муфта с сепаратором; на фиг. 4 - сепаратор с пружинами; на фиг. 5 - различные прижимные

устройства; на фиг. 6 - муфта, в которой

один из клиньев каждого элемента выполнен

заодно с парул ной полумуфтой.

Муфта содержит внутреннюю / и наружпую 2 полумуфты и заклинивающие элементы, каждый ИЗ которых состоит из двух клиньев 3 и 4, поджимаемых пружинным устройством 5. На полумуфтах предусмотрены кольцевые клиновые канавки, взаимодейОсновные детали муфты выполняют из пластиков. В зависимости от условий работы из пластмассы могут выполняться полумуфты и клинья или некоторые из них. Как показывают теоретические и экспериментальные пс-5 следования клиновых обгонных муфт, при исполнении их основных деталей из пластиков, не снижая нагрузочной способности, можно получить очень высокие допустимые скорости обгона, за счет того что коэффициентю трения скольжения пары сталь - пластик (некоторые виды) может быть значительно ниже, чем пары сталь - сталь и, что самое важное, здесь полностью исключается схватывание контактирующих поверхностей. Кромеis того, вследствие меньшей плотности пластиков по сравнению со сталью (примерно в три - четыре раза) значительно уменьшается величина центробежных сил, действующих на клинья из пластика, что также способствует20 повышению допустимых скоростей обгона. Клин 3 неподвижно соединен с наружной полумуфтой, например, зубьями. Поверхности наружных (или внутренних) клиньев в контакте с наружной (или внутренней) полумуф-25 тами выполняются такими, чтобы обеспечивать разъемное соединение клиньев с полумуфтой, неподвижное в тангенциальном направлении. Это может быть, например, прямая касательная, прямая наклонная, эксцен-зо тричная цилиндрическая яли иная поверхность, отвечающая указанному условию, или шпоночное, ригельное, шлицевое, «ласточкин хвост или любое профильное разъемное неподвижное соединение. В зависимости от условия работы муфты клинья могут неподвижно соединяться как с внутренней, так и с наружной обоймами или выполняться заодно с последней, как показано на фиг. 6. Клин 3 неподвижно соединен40 с наружной полумуфтой, например, зубьями. Клинья 3 н 4 размещаются между полумуфтами У и 2 в специальных сепараторах. В этом случае одна из полумуфт выполняется в виде звездочки или на ней укрепляются съемные45 клинья 5 в «ласточкин хвост или иным методом, исключающим их выпадение. Сенаратор состоит из двух колец 6 и 7, размещенных с обеих сторон клиньев. В пазы колец входят свободными концами штифты 8, запрессован-50 ные в клинья. При необходимости подтормаживания сепаратора между кольцами размещаются разжимные 9, прижимающие кольца к элементам обгоняемого звена. например к стопорным шайбам 10 и П. Воз- 55 можно применение штампованного сепаратора. Прижимное устройство может быть выполнено либо в виде браслетной пружины, либо в виде пружины типа «бельевой прищепки. 60 Во всех вариантах при вращении внутренней 35 ружной по часовой муфта заклинивается. Зйклинивание обеспечивается всегда, поскольку на призматических или рифленых поверхностях силы трения всегда больше, чем на цилиндрических. Расклинивание происходит так же, как в известных обгонных муфтах, Предмет изобретения 1. Клиновая обгонная муфта, содержащая наружную и внутреннюю полумуфты и расположенные между ними заклинивающие элементы, каждый из которых состоит из двух клиньев, сопряженных между собой по цилиндрической поверхности, причем один из клиньев каждого заклинивающего элемента входит в клиновую кольцевую канавку, выполненную на внутренней поверхности наружпой полумуфты, а также пружинное прижимное устройство, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и увеличения допустимых скоростей обгона, внутренняя полумуфта выполнена также с кольцевой клиновой канавкой на наружной цилиндрической поверхности, взаимодействующей своими наклонными стенками с соответствующими выступами, выполненными на клиньях. 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что клинья выполнены из пластмассы, 3. Муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что один из клиньев каждого заклинивающего элемента жестко соединен с контактирующей с ним полумуфтой, например, с помощью зубьев. 4. Муфта по пп. 1-3, отличающаяся тем, что один из клиньев каждого заклинивающего элемента выполнен заодно с наружной полумуфтой. 5. Муфта по пп. -4, отличающаяся тем, что заклинивающие элементы размещены в сепараторе, выполненном в виде колец, соединенных между собой штифтами и установленных со стороны торцовых поверхностей клиньев, 6. Муфта по п. 5, отличающаяся тем, что между кольцами сепаратора установлены пружины, прижимающие их к стопорным шайбам, установленным в проточках внутренней полумуфты. 7. Муфта по пп. 1-6, отличающаяся тем, что прижимное устройство выполнено в виде браслетных пружин, обхватывающих заклинивающие элементы. 8. Муфта по пп. 1-6, отличающаяся тем, что один конец пружины прижимного устройства упирается в клин, контактирующий с внутренней полумуфтой, а другой ее конец - в клин соседнего заклинивающего элемента. контактирующий с наружной полумуфтой. Приоритет по пп. 3-8 исчислять с 4 сен

Похожие патенты SU333327A1

название год авторы номер документа
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА 2005
  • Тарасюк Игнат Федорович
RU2304731C2
Муфта 1984
  • Коробкин Владимир Андреевич
  • Прийма Иван Ананьевич
  • Ивановский Александр Никифорович
  • Юруц Николай Игнатьевич
SU1268845A1
КЛИНОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА 2004
  • Карабань Василий Григорьевич
  • Скребцов Анатолий Иванович
RU2279001C1
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА 1992
  • Горин М.П.
RU2102639C1
Свободнопоршневой двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Краля Василий Иванович
SU1728515A1
РОЛИКОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА 2002
  • Мосур В.Г.
RU2224923C2
Муфта свободного хода 1988
  • Шипырев Эдуард Михайлович
  • Морозова Маргарита Васильевна
SU1590749A1
Уплотнительное устройство 1987
  • Мустафаев Станислав Ибрагимович
  • Овандер Валерий Борисович
  • Старичнев Владимир Викторович
  • Копылов Андрей Викторович
SU1414997A1
Муфта свободного хода 1975
  • Сметнев Николай Николаевич
  • Ермаков Валерий Иванович
SU634038A1
Муфта зуба н.в. 1974
  • Зуб Николай Васильевич
SU502143A2

Иллюстрации к изобретению SU 333 327 A1

Реферат патента 1972 года КЛИНОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА

Формула изобретения SU 333 327 A1

т.

т.

,8

SU 333 327 A1

Даты

1972-01-01Публикация