Изобретение относится к областа машиностроения и может быть исиользовано в различных транспортных средствах.
Известен дисковый тормоз, содержащий пару башмаков, взаимодействующих при торможении с иротивоиоложными новерхиостями вращающегося диска, неподвижно укрепленное основание б-образного сечения, сйободно установленную в опорах основания скобу также б-образиой конфигурации с вырезоаМ для бащмаков и с закрепленным в скобе гидросиловым приводом.
В известном устройстве затруднительно обеспечить эффективное торможение днска при ручном приводе (на стоянке или при аварии гидропривода),- что ограничивает область его нрименения.
Цель изобретения - обеспечение эффективного торможения ручного нривода путем опрокидывания скобы.
Это достигается тем, что скоба выполнена с удлиненным рычагом, расположенпым в плоскости, проходящей через ось вращения диска, а каждый из бащмаков выполнен с расположенными в этой же плоскости выступами на стороне, противоположной поверхности трения башмака. Выступы взаимодействуют сопряженными поверхностями выреза скобы, причем минимальное расстояние между выступами противоположно установленных, прижатых
к диску оашмаков, меньше расстояния между поверхностями выреза скобы.
Каждый из башмаков выполнен с двумя выступами, расположенными с обеих сторон от центра приложения давления башмака.
На фиг. 1 изображен дисковый тормоз в сборе; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 2; на фиг. 3 - вид сбоку с радиальным разрезом и вырывом; на фиг. 4 - схематический
вид дискового тормоза.
Тормоз включает неподвижное корытообразное основание 1, обхватывающее диск 2 с выполненным в нем радиальным отверстием, в котором подвижно установлены два башмака
3 и 4. Башмаки сжимаются под воздействием скобы 5, которую пружины б обжимают в радиальном направлении наружу против направляющих щионок 7, взаимодействующих с краями, расположенными с противоположной
стороны по окружности.
Скоба включает приводной цилиндр 5 с днищем 9, соединенный со скобой шиповым замком. В приводном цилиндре тормоза находится поршень 10, на котором установлено уплотняющее кольцо 11. Рабочая жидкость для гидравлического торможения поступает через отверстие 12 в цилиндр 8 к поршню 10. Между поршнем и днищем приводного цилиндра 8 тормоза установлено устройство автоматичеды, которое содержит стержень 13, соединенный с днищем 9. На стержне выполнена двусторонняя нарезка с крупным шагом и установлена втулка 14. Втулка 14 может ограниченно перемещаться относительно порщня Ю. Для этого предусмотрена шайба 15, блокированная кольцом, установленным в предусмотренную для этого спецнальную проточку в стенке порщня. Ограничитель 16 с шариками установлен для облегчения вращения втулки между шайбами 15 и 17 втулкп 14. Спиральная пружина IS намотана с небольшим сжатием вокруг втулки 14. Один из концов пружины закреплен анкерным болтом в гнезде 19 порщня. Вращению поршня препятствует взаимодействие с выступом, предусмотренным на тормозном башмаке 4 с прорезью 20 на наружной поверхности поршня. Пружина 18 обеспечивает зацепление с одной степенью свободы, которое позволяет вращению в направлении перемещения блока винт-втулка и в противоположном направлении. Устройство достаточно эффективно препятствует какомулибо перемещению порщня в направлении днища цилиндра по мере износа тормозных башмаков.
На задних поверхностях тормозных башмаков предусмотрено по два выступа или ребра жесткости 21 и 22, параллельных один другому. С боковой стороны по отнощению к плоскости диска на скобе 5 установлен удлиненный рычаг 23, на конце которого имеется ручное управление тормозом обычного типа ,(не показанное на чертеже). Выступы скобы точно параллельны один другому и находятся в контакте в точках а и б и соответствен}ю с тормозными башмаками 3 и 4. Выступы расположены таким образом, что прямая, соединяющая точки а и б составляет с прямой в или б , которые перпендикулярны площади диска, угол наклона а, направленный в сторону поворота скобы. Тормоз подобной конструкции может обеспечить тормозное усилие при нажиме тормозных башмаков на тормозной диск 2 при повороте скобы под воздействием силы F. Если бы точки а II б находились на одной прямой, перпендикулярной плоскости диска, или если бы поворот скобы осуществлялся в противо1положном направлении, то необходимый ход до получения сжатия был бы очень больщим для того, чтобы обеспечить
возможность использования ручного управления.
Выступы можно аналогичным образом выполнять и на башмаках. Ручное управление воздействует в направлении стрелки /для того, чтобы повернуть скобу по часовой стрелке. При таком повороте плеча, реакция скобы 5 прикладывается к ребру 21 жесткости тормозного башмака 3, в то время, как поршень 10
прижимается к ребру 22 жесткости тормозного башмака 4, а обратному его перемещению препятствует устройство автоматического регулирования, с одной степенью свободы, в результате чего происходит сжатие тормозных
башмаков 3 и 4, между которыми зажимается диск 2.
Изобретение не ограничивается описанным вариантом его реализации и может быть осуществлено в рамках изобретения в ряде других модификаций.
Предмет изобретения
1. Дисковый тормоз, содержащий пару башмаков, взаимодействующих при торможении с
противоположными новерхностями вращающегося диска, неподвижно укрепленное основание /-образного сечения, свободно установленную в опорах основания скобу также U-образного сечения с вырезом для бащмаков и с
закрепленным в ней гидросиловым приводом, отличающийся тем, что, с целью обеспечения эффективного торможения от ручного привода путем опрокидывания скобы, последняя выполнена с удлиненным рычагом, расположенным в плоскости, проходящей через ось вращения диска, а каждый из бащмаков выполнен с расположенными в этой же плоскости выступами на стороне, противоположной поверхности трения башмака, взаимодействующими с сопряженными поверхностями выреза скобы, причем минимальное расстояние между выступами противоположно установленных башмаков меньше расстояния между поверхностями выреза скобы.
2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения прижатия башмаков к диску при перемещении удлиненного рычага скобы как в одну, так и в другую сторону, каждый из бащмаков выполнен с двумя выступами, расположенными с обеих сторон от центра прилол ения давления башмака.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С МЕХАНИЗМОМ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА | 2005 |
|
RU2288384C2 |
Дисковый колесный тормоз | 1973 |
|
SU646935A3 |
Тормоз башмачно-барабанный | 1972 |
|
SU437313A1 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ | 1968 |
|
SU207847A1 |
Дисковый тормоз | 1976 |
|
SU713541A3 |
УСТРОЙСТВО ГЕНЕРИРОВАНИЯ СИЛЫ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2625405C1 |
Дисковый тормоз транспортного средства | 1977 |
|
SU976861A3 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ | 1967 |
|
SU199785A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРА В ТОРМОЗНОМ ПРИВОДЕ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2444457C2 |
ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ С ЗАМКОМ, ФИКСИРУЮЩИМ ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ДВИЖЕНИЕ ПАТРОН | 2011 |
|
RU2539436C2 |
Фиг-5
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация