СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОСКОСТИ МЕРИДИАНА Советский патент 1972 года по МПК G01C19/38 

Описание патента на изобретение SU347573A1

Изобретение относится к области точного приборостроения. Известные способы онределения плоскости меридиана с помощью маятниковых гирокомпасов, как правило, заключаются в нахождении равновесного положения прецессионных колебаний в азимуте чувствительного элемента, ротор которого вращается с постоянной скоростью. При этом время измерения складывается из времени разгона ротора до номинальной скорости вращения и времени, необходимого для онределения положения равновесия азимутальных колебаний чувствительного элемента после разгона. Цель изобретения - сократить время определения плоскости меридиана. Это достигается тем, что поддерживают постоянство скорости прецессии чувствительного элемента в азимуте посредством изменения кинетического момента и определяют плоскость меридиана по положению чувствительного элемента при экстремуме кинетического момента. Сущность способа становится понятной из анализа уравнений маятникового гирокомпаса при неустановившемся кинетическом моменте. а и р - углы отклонения чувствительного элемента от плоскостей меридиана и горнзонта соответствен о; // --кинетнческцй момент; Л1 - статнческий молгент маятника;/1 - момент инерции чувствительного элемента вокруг вертикальной оси; 1--псозф - горизонтальная составляющая угловой скорости вращения Земли; U2 ii 81пф - вертикальная составляющая угловой скорости вращения Земли; и - угловая скорость вращения Земли; Ф - широта места. а -const . Тогда из (1) 2(i Ji)./y - kH. сь К - коэффициент нроиорциональноежду углом отклонения чувствительною нта в азимуте и производной кинетичесмомента. В реальных конструкциях обычеспечивается, что коэффициент Л не раулю. Отсюда видно, что при прохождении чувствительным элементом меридиана, т. е., когда , Н 0, Н - экстремум. Поэтому, фиксируя значение экстремудма кинетического момента или нулевое значение его нроизводной, можно определить тем самым положение плоскости меридиана. Изменение кинетического момента пропорционально изменению скорости гидродвнгателя, которую можно измерить любым известным способом. Возможно также измерение величины Я посредством измерения угла поворота Y чувствительного элемента вокруг оси кинетического момента, либо посредством измерения крутящего момента, действующего на ось статора гидродвигателя. На чертеже изображена функциональная схема, содержащая устройство измерения скорости прецессии чувствительного элемента в азимуте. На чертеже гирокомпас снабжен азимутальной следящей системой, состоящей из датчика угла /, усилителя 2, исполнительного двигателя 3 и редуктора 4. На оси исполнительного двигателя 3 установлен тахогенератор 5, сигнал которого пропорционален угловой скорости а чувствительного элмента в азимуте и подается на элемент сравнения 6. На элемент сравнения также подается сигнал, пропорциональный заданной угловой скорости аз ао - «2, где 0,0 - начальная угловая скорость чувствительного элемента. Сигнал, пропорциональный разности аз - а, подается на блок питания 7 и воздействует на параметры питания гидродвигателя 8. Благодаря изменению скорости вращения ротора, на вертикаль0 3ную ось гирокомпаса накладывается инерционный момент Мин Яр, который обеспечивает движение чувствительного элемента с требуемой постоянной скоростью прецессии. В момент прохождения чувствительным элементом плоскости меридиана, кинетический момент достигает экстремума, а его производная равна нулю. Если в этот момент отключить следящую систему, то корпус гирокомпаса будет установлен в плоскости меридиана. Предлагаемый способ наиболее целесообразно использовать в сочетании с апериодическим приведением в меридиан в период разгона ротора. При использовании такого режима приведения величина угловой скорости «о чувствительного элемента, которую он имеет в момент окончания режима приведения, запоминается с помощью специального устройства и подается на элемент сравнения. Таким образом, существенными преимуществами данного способа являются возможности определения плоскости меридиана при неустановившейся скорости гидродвигателя и простеищеи автоматизации процесса. Предмет и з о б р е т е н и я Способ определения плоскости меридиана маятниковым гирокомпасом, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени определения, поддерживают постоянство скорости прецессии чувствительного элемента в азимуте посредством изменения кинетического момента и определяют плоскость меридиана по положению чувствительного элемента при экстремуме кинетического момента.

Похожие патенты SU347573A1

название год авторы номер документа
Способ определения меридиана маятниковым гирокомпасом 1981
  • Одинцов Анатолий Алексеевич
  • Довгополый Анатолий Степанович
  • Федоров Владимир Николаевич
SU1035423A1
Наземный гирокомпас 1976
  • Глейзер В.И.
  • Кон М.С.
  • Луковатый Ю.С.
  • Фролова Т.П.
SU606414A1
СИСТЕМА КУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ 2000
  • Гужов В.Б.
  • Заморский А.В.
  • Кокошкин Н.Н.
  • Королев В.В.
  • Куклев В.Н.
RU2171450C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА ПЛАТФОРМЫ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА ПО УГЛУ ПОВОРОТА КОРПУСА ГИРОБЛОКА 2012
  • Макаров Дмитрий Владимирович
  • Камкин Евгений Фомич
  • Макаров Владимир Андреевич
  • Павлов Руслан Александрович
  • Карпов Владимир Владимирович
  • Касьянов Геннадий Викторович
RU2513631C1
ИЗМЕРИТЕЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО МЕРИДИАНА 1998
  • Нестеренко В.П.
  • Нестеренко Т.Г.
  • Плотникова И.В.
RU2150087C1
СИСТЕМА САМООРИЕНТИРУЮЩАЯСЯ ГИРОКУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ 1999
  • Верзунов Е.И.
  • Заморский А.В.
  • Королев В.В.
  • Матвеев В.Г.
  • Кокошкин Н.Н.
  • Андреев А.Г.
RU2165074C1
ГИРОКОМПАС 2007
  • Червяков Юрий Иванович
  • Ленский Юрий Владимирович
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Паркачев Сергей Дмитриевич
  • Царьков Валерий Петрович
RU2339910C1
САМООРИЕНТИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ГИРОКУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ 2001
  • Гужов В.Б.
  • Кокошкин Н.Н.
  • Куклев В.Н.
RU2192622C1
ВЙВЛЙОТЕГСА 1966
SU184465A1
СПОСОБ ГИРОКОМПАСИРОВАНИЯ ТРЕХОСНОГО ГИРОСТАБИЛИЗАТОРА 1996
  • Рыбаков В.И.
RU2131113C1

Иллюстрации к изобретению SU 347 573 A1

Реферат патента 1972 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОСКОСТИ МЕРИДИАНА

Формула изобретения SU 347 573 A1

SU 347 573 A1

Авторы

Ю. С. Луковатый, Г. М. Найшулер В. Н. Лавров

Даты

1972-01-01Публикация