Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники.
Известна система для определения меридиана [1] с использованием гироскопа, испытывающего влияние вращения Земли, которая производит вычисление отклонения эталонного направления от плоскости меридиана из соотношения сигналов, измеряемых в следящих системах гироскопа. Недостатком указанной системы является низкая точность определения азимута, т.к. на точность определения азимута существенно влияют характеристики датчиков угла следящих систем, линейность которых в широком диапазоне углов обеспечить практически невозможно.
Известна система самоориентирующаяся гироскопическая курсокреноуказания [2], которая представляет собой курсовую гироскопическую систему на базе гироскопических чувствительных элементов, работающая в режиме выработки сигналов об изменении (приращении) углов курса (режим удержания заданного азимутального направления или гироазимута), крена и тангажа объекта во время его движения и стоянки и в режиме определения азимута (режим самоориентирования или гирокомпаса) во время стоянки объекта. Недостаток курсовой гироскопической системы [2] заключается в сравнительно большом времени определения начального азимута заданного направления, особенно при больших (до 180 градусов) углах рассогласования вектора кинетического момента гироскопического чувствительного элемента с направлением на Север.
Известна также система самоориентирующаяся гирокурсокреноуказания [3], которая позволяет сократить время определения начального азимута заданного направления за счет ускоренного предварительного приведения вектора кинетического момента гироскопа в плоскость меридиана (режим ускоренного приведения).
В качестве прототипа принята система самоориентирующаяся гирокурсокреноуказания [3].
Система состоит из блока азимутального, блока горизонтального (конструктивно образуют гироблок) и управляющего устройства.
Блок азимутальный представляет собой внутреннюю раму карданова подвеса, на которой установлены датчик угла курса, датчик стабилизирующего момента и гироскопический чувствительный элемент, в котором две оси чувствительности образованы двумя ортогонально размещенными датчиками угла и датчиками момента, при этом одна ось гироскопического чувствительного элемента совпадает с осью внутренней рамы карданова подвеса.
Блок горизонтальный представляет собой среднюю и наружную рамы карданова подвеса. На средней раме установлены датчик угла тангажа, датчик стабилизирующего момента, датчики наклона и гироскопический чувствительный элемент. На наружной раме расположены датчик угла крена и датчик стабилизирующего момента. У гироскопического чувствительного элемента оси чувствительности образованы двумя ортогонально размещенными датчиками угла и датчиками момента и совпадают с осями средней и наружной рам карданова подвеса соответственно.
За счет работы блока горизонтального средняя рама карданова подвеса стабилизируется в плоскости горизонта, а ось внутренней рамы удерживается по направлению вертикали места. За счет работы управляющего устройства и блока азимутального вектор кинетического момента чувствительного элемента блока азимутального удерживается в плоскости горизонта в фиксированном направлении относительно инерциальной системы координат (в режиме гироазимута) или в направлении меридиана (в режиме гирокомпаса). При этом с датчиков угла курса, крена, тангажа снимается информация об изменениях курсового угла (или об азимуте в режиме гирокомпаса), углов поперечного и продольного наклона объекта соответственно.
Недостаток системы [3] заключается в том, что для осуществления режима ускоренного приведения ей необходимы дополнительно либо информация извне, при этом теряется автономность, либо время на измерение и формирование заданного угла приведения, либо заданный угол приведения может иметь достаточно большой диапазон, что может уменьшить в конечном итоге точность определения азимута.
Изобретение направлено на сокращение времени и повышение точности определения начального азимута заданного направления за счет практически мгновенного аналитического определения азимута заданного направления (аналитическое гирокомпасирование) и комбинирования различных режимов работы системы - аналитическое гирокомпасирование - предварительное ускоренное приведение - точное гирокомпасирование.
Это достигается тем, что в управляющее устройство системы самоориентирующейся гироскопической курсокреноуказания, содержащей блок азимутальный, состоящий из внутренней рамы карданова подвеса с датчиком угла курса, датчиком стабилизирующего момента, усилителя стабилизации и гироскопического чувствительного элемента, имеющего две измерительные оси, образованные двумя ортогонально размещенными датчиками угла и датчиками момента, причем первая измерительная ось гироскопического чувствительного элемента совпадает с осью внутренней рамы карданова подвеса, а выход датчика угла, установленного на первой измерительной оси гироскопического чувствительного элемента, связан с входом усилителя стабилизации, выход которого связан с датчиком стабилизирующего момента, блок горизонтальный, состоящий из карданова подвеса с датчиками угла тангажа и крена, датчиками стабилизирующего момента, датчиками наклона, усилителей стабилизации, усилителей коррекции и гироскопического чувствительного элемента, имеющего две измерительные оси, образованные двумя ортогонально размещенными датчиками угла и датчиками момента, причем измерительные оси гироскопического чувствительного элемента блока горизонтального совпадают с осями карданова подвеса, выходы датчиков наклона через усилители коррекции связаны с входами датчиков момента гироскопического чувствительного элемента блока горизонтального, а выходы датчиков угла гироскопического чувствительного элемента блока горизонтального через усилители стабилизации блока горизонтального связаны с входами датчиков стабилизирующего момента блока горизонтального, управляющее устройство, состоящее из усилителя привода в меридиан, ограничителей, коммутирующего устройства, устройства форсированного разворота, преобразователя угол-код и цифрового устройства, причем выход датчика угла курса через преобразователь угол-код связан с входом цифрового устройства, выход которого через устройство форсированного разворота связан с первым входом коммутирующего устройства, выход датчика угла, расположенного на второй измерительной оси гироскопического чувствительного элемента блока азимутального через усилитель привода в меридиан связан с входом ограничителей и со вторым входом коммутирующего устройства, выход ограничителей связан со входом датчика моментов, расположенного на первой измерительной оси гироскопического чувствительного элемента блока азимутального, а выход коммутирующего устройства связан со входом датчика моментов, расположенного на второй измерительной оси гироскопического чувствительного элемента блока азимутального, введен аналого- цифровой преобразователь, входы которого через датчики момента гироскопического чувствительного элемента блока горизонтального связаны с выходами усилителей коррекции блока горизонтального, а выход аналого-цифрового преобразователя связан с входом цифрового устройства.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется с помощью чертежа, на котором представлена схема предлагаемой системы самоориентирующейся гирокурсокреноуказания.
Система самоориентирующаяся гирокурсокреноуказания состоит из блока азимутального, блока горизонтального и управляющего устройства.
Блок азимутальный представляет собой внутреннюю раму 1 карданова подвеса, на которой установлены датчик угла курса 2, датчик стабилизирующего момента 8 и гироскопический чувствительный элемент 3, в котором две измерительные оси (X1-X1, Z1-Z1) образованы двумя ортогонально размещенными датчиками угла 5, 7 и датчиками момента 6, 4. Одна ось гироскопического чувствительного элемента Z1-Z1 совпадает с осью внутренней рамы карданова подвеса. Блок азимутальный включает в себя также усилитель стабилизации 9.
Блок горизонтальный представляет собой среднюю 24 и наружную 26 рамы карданова подвеса. На средней раме 24 установлен датчик угла тангажа 28, датчик стабилизирующего момента 11, датчики наклона 12, 25 и гироскопический чувствительный элемента 14. На наружной раме 26 установлены датчик угла крена 10 и датчик стабилизирующего момента 27. У гироскопического чувствительного элемента 14 измерительные оси X2-X2 и Z2-Z2 образованы датчиками угла 21, 16, датчиками момента 15, 22 и совпадают с осями наружной 26 (назовем ее условно продольной осью) и средней 24 (назовем ее условно поперечной осью) рам карданова подвеса соответственно.
В управляющее устройство, состоящее из усилителя привода в меридиан 29, ограничителей 30, коммутирующего устройства 31, преобразователя угол-код 32, цифрового устройства 33, устройства форсированного разворота 34 введен аналого-цифровой преобразователь 35.
Система самоориентирующаяся гирокурсокреноуказания работает следующим образом.
За счет работы блока горизонтального производится горизонтирование средней рамы 24 карданова подвеса, т.е. оси X2-X2 и Z2-Z2 гироскопического чувствительного элемента 14 блока горизонтального удерживаются в плоскости горизонта, а ось Z1-Z1 блока азимутального удерживается в направлении местной вертикали. Горизонтирование и создание местной вертикали обеспечивается следящими системами - системой коррекции и системой стабилизации. Система коррекции реализована каналами: датчики наклона 12,25 - усилители коррекции 13,23- датчики момента 15, 22. Система стабилизации реализована каналами: датчики угла 16,21 - усилители стабилизации 18,19- датчики стабилизирующего момента 11, 27. При этом сигналы об углах наклона объекта снимаются с датчика угла крена 10 и датчика угла тангажа 28.
В режиме удержания заданного азимутального направления (режим гироазимута при стоянке и при движении объекта) для удержания вектора кинетического момента H1 гироскопического чувствительного элемента 3 в плоскости горизонта используется горизонтальная коррекция - сигнал с датчика угла 5, пропорциональный углу отклонения вектора кинетического момента H1 от плоскости горизонта, через усилитель 29 и ограничитель 30 поступает на датчик момента 4, который устраняет указанное отклонение. Азимутальная коррекция используется для устранения отклонения рамы 1 карданова подвеса относительно оси Z1-Z1 в инерциальном пространстве - сигнал с датчика угла 7, пропорциональный углу отклонения, через усилитель стабилизации 9 поступает на датчик стабилизирующего момента 8, который устраняет указанное отклонение. Таким образом осуществляется стабилизация рамы 1 карданова подвеса в инерциальном пространстве относительно вертикальной оси Z1-Z1, совпадающей с направлением вертикали места. Сигнал о курсе объекта снимается с датчика угла курса 2.
В режиме самоориентирования (при стоянке объекта) с целью уменьшения времени и повышения точности определения азимута вводится комбинированный режим определения азимута - аналитическое гирокомпасирование - предварительное ускоренное приведение - точное гирокомпасирование.
Аналитическое гирокомпасирование осуществляется в режиме гироазимута при стоянке объекта следующим образом.
Во время стоянки объекта вектор кинетического момента H2 гироскопического чувствительного элемента блока горизонтального удерживается системой коррекции по направлению местной вертикали. Под воздействием горизонтальной составляющей угловой скорости суточного вращения Земли Ωг= Ωз·sinϕ (где Ωз - угловая скорость вращения Земли, ϕ - широта места), лежащей в плоскости меридиана и плоскости горизонта, вектор кинетического момента H2 отклоняется от направления вертикали и стремится совместиться с направлением вектора угловой скорости Ωг. При этом датчики угла наклона 12, 25 фиксируют это отклонение. Выберем направление продольной оси (совпадает с осью наружной рамы карданова подвеса) за направление, азимут которого измеряется. Тогда с датчиков угла 12, 25 через усилители коррекции 13, 23 на датчики моментов 15, 21 поступают электрические сигналы Ux2-x2 и Uz2-z2, которые пропорциональны и (где ААК - азимут продольной оси, угол между направлением угловой скорости Ωг и проекцией направления продольной оси на плоскость горизонта).
С датчиков моментов 15, 22 в аналого-цифровой преобразователь 35 поступают сигналы, пропорциональные электрическим сигналам Ux2-x2 и Uz2-z2 (на чертеже показан вариант съема сигналов с использованием эталонных сопротивлений 17, 20). Аналого-цифровой преобразователь 35 преобразовывает аналоговые сигналы Ux2-x2 и Uz2-z2 в цифровые и передает в цифровое устройство 33 для вычисления значения
ААК = arctg (Kx2-x2·Ux2-x2/Kz2-z2· Ux2-x2),
где Kx2-x2 и Kz2-z2 - постоянные коэффициенты системы коррекции.
Вычисление значения ААК может осуществляться либо в самом цифровом устройстве 33, либо во внешнем бортовом вычислителе.
Предварительное ускоренное приведение осуществляется в режиме гироазимута следующим образом.
В цифровое устройство 33 с преобразователя угол-код 32 передается значение текущего угла αтек (значение курсового угла в определенный момент времени). В цифровом устройстве 33 формируются коды управления устройством форсированного разворота 34 для ускоренного приведения вектора кинетического момента H1 к заданному курсовому углу αзад= AAK+Δα, где Δα - постоянная угловая поправка, зависящая от конструктивного расположения датчика угла курса в системе и системы на объекте. Электрический сигнал соответствующей величины и знака с устройства форсированного разворота 34 через коммутирующее устройство 31 передается на датчик момента 6 гироскопического чувствительного элемента 3 блока азимутального. Под действием этого момента вектор кинетического момента H1 отклоняется в плоскости горизонта от своего первоначального направления. Электрический сигнал, пропорциональный углу отклонения, с датчика угла 7 через усилитель стабилизации 9 подается на датчик стабилизирующего момента 8, обеспечивая ускоренный разворот внутренней рамы 1 карданова подвеса и соответствующее изменение угла αтек. При приближении угла αтек к заданному значению αзад ускоренный разворот прекращается. Включается режим гирокомпаса для точного определения азимута уже при малом угле отклонения вектора кинетического момента гироскопического чувствительного элемента 3 от направления меридиана.
Точное гирокомпасирование осуществляется в режиме гирокомпаса следующим образом.
В цепь горизонтальной коррекции датчик угла 5 - усилитель 29 - ограничители 30 - датчик момента 4 подключается дополнительный ограничитель (дополнительный ограничитель входит в ограничители 30, на рисунке отдельно не показан), при этом крутизна горизонтальной коррекции уменьшается и вектор кинетического момента H1 чувствительного элемента 3 отклоняется от плоскости горизонта под действием горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли на угол β (угол рассогласования), пропорциональный синусу угла α между плоскостью меридиана и плоскостью, содержащей вектор кинетического момента H1 и вектор угловой скорости вращения Земли. Сигнал с датчика угла 5, пропорциональный углу β, через усилитель привода в меридиан 29 и коммутирующее устройство 31 поступает на датчик момента 6 гироскопического чувствительного элемента 3. Под действием указанного момента вектор кинетического момента H1 стремится совместиться с плоскостью меридиана, и после окончания переходного процесса устанавливается в направлении на Север. При этом с датчика угла курса 2 снимается сигнал об истинном азимуте объекта.
В качестве гироскопических чувствительных элементов как блока азимутального, так и блока горизонтального, могут быть использованы динамически настраиваемые гироскопы, например типа ГВК (гироскоп с внутренним карданом), или модуляционные гироскопы, и другие. При этом допускается использование в одной системе гироскопических чувствительных элементов различного типа, например в блоке азимутальном модуляционного гироскопа, а в блоке горизонтальном динамически настраиваемого гироскопа, или наоборот. При этом на одной измерительной оси чувствительного элемента может быть более одного датчика момента, например в ГВК, - основной и компенсационный датчик момента. При этом выбор конкретного датчика для осуществления связей между элементами системы зависит от конкретного чувствительного элемента и его технических характеристик.
В качестве датчиков угла курса, крена, тангажа могут быть использованы датчики любого типа, преобразующие механический угол поворота в электрический сигнал.
Преобразователи угол-код могут быть любого типа - фазовые, амплитудные и т.д., преобразующие аналоговый электрический сигнал с датчиков угла в цифровой код.
В качестве датчиков угла наклона могут быть использованы датчики различного типа, например жидкостные маятниковые переключатели, акселерометры и т.д.
Коммутирующие устройства могут быть различного типа - электромеханические (реле), электронные (на микросхемах и других радиоэлементах).
В качестве ограничителей могут использоваться элементы электронного устройства или их набор (простейший пример - резисторы или их набор), позволяющие при изменении режима работы системы изменить (при переходе к режиму самоориентирования уменьшить) крутизну горизонтальной коррекции.
В качестве цифрового устройства могут быть использованы различные электронные устройства, способные самостоятельно вычислить значение ААК и сформировать управляющие коды для устройства форсированного разворота преобразователя (с использованием микропроцессоров или без них) или электронные устройства, способные осуществлять обмен с внешним бортовым вычислителем для передачи информации об αтек, Ux2-x2, Uz2-z2 и приема информации для формирования кодов управления режимами работы системы.
В качестве устройства форсированного разворота могут быть использованы различные электронные устройства, преобразующие входные цифровые коды в аналоговые сигналы (цифроаналоговые преобразователи) для управления переключателем форсированного разворота и датчиком момента гироскопического чувствительного элемента.
В качестве аналого-цифрового устройства могут быть использованы различные электронные устройства, преобразующие аналоговые сигналы в цифровые.
Предлагаемое изобретение может быть использовано при разработке автономных систем навигации, стабилизации и топопривязки и позволяет уменьшить время определения азимута при работе системы в режиме гирокомпаса.
В настоящее время разработаны опытные образцы системы самоориентирующейся гирокурсокреноуказания, которые проходят предварительные испытания, в том числе и на подвижных объектах. Результаты испытаний положительны.
Литература
1. "Прибор для определения меридиана". Патент ФРГ N 2545026 от 14.04.77 г., МКИ G 01 C 21/00.
2. "Система самоориентирующаяся гироскопическая курсокреноуказания". Патент на изобретение РФ N 2124184, приоритет от 15.12.96 г.
3. "Система самоориентирующаяся гирокурсокреноуказания". Свидетельство на полезную модель РФ N 9521, приоритет от 06.04.98 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА КУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ | 2000 |
|
RU2171450C1 |
САМООРИЕНТИРУЮЩАЯСЯ ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ | 1999 |
|
RU2166733C1 |
СИСТЕМА САМООРИЕНТИРУЮЩАЯСЯ ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ КУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ | 2001 |
|
RU2207506C1 |
САМООРИЕНТИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ГИРОКУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ | 2001 |
|
RU2192622C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА КУРСА ОБЪЕКТА И САМООРИЕНТИРУЮЩАЯСЯ ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КУРСОУКАЗАНИЯ | 2000 |
|
RU2186338C1 |
СИСТЕМА ГИРОКУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ | 2001 |
|
RU2186339C1 |
СИСТЕМА САМООРИЕНТИРУЮЩАЯСЯ ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ КУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ | 2004 |
|
RU2274832C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВ ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО НАКЛОНОВ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2237867C2 |
СИСТЕМА САМООРИЕНТИРУЮЩАЯСЯ ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ КУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ | 1996 |
|
RU2124184C1 |
САМООРИЕНТИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА ГИРОКУРСОКРЕНОУКАЗАНИЯ С УСТРОЙСТВОМ ВСТРОЕННОГО КОНТРОЛЯ | 2001 |
|
RU2207505C1 |
Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при разработке и изготовлении приборов и систем для стабилизации, навигации и топопривязки объектов наземной техники. Система состоит из азимутального и горизонтального блоков, содержащих карданов подвес, гироскопические чувствительные элементы, датчики угла, датчики момента, датчики наклона, усилители. Преобразователи угол-код и аналого-цифровой, ограничители, коммутирующие устройства, устройства цифровое и форсированного разворота составляют управляющее устройство. Входы аналого-цифрового преобразователя подключены к датчикам момента гироскопического чувствительного элемента горизонтального блока, а выход подключен к цифровому устройству. Система позволяет сократить время определения азимута заданного направления при работе в режиме гирокомпаса за счет комбинированного режима работы: аналитическое гирокомпасирование - ускоренное приведение оси гироскопа в плоскость меридиана - точное гирокомпасирование. 1 ил.
Система самоориентирующаяся гироскопическая курсокреноуказания, содержащая блок азимутальный, состоящий из внутренней рамы карданова подвеса с датчиком угла курса, датчиком стабилизирующего момента, усилителя стабилизации и гироскопического чувствительного элемента, имеющего две измерительные оси, образованные двумя ортогонально размещенными датчиками угла и датчиками момента, причем первая измерительная ось гироскопического чувствительного элемента совпадает с осью внутренней рамы карданова подвеса, а выход датчика угла, установленного на первой измерительной оси гироскопического чувствительного элемента, связан с входом усилителя стабилизации, выход которого связан с датчиком стабилизирующего момента, блок горизонтальный, состоящий из карданова подвеса с датчиками угла тангажа и крена, датчиками стабилизирующего момента, датчиками наклона, усилителей стабилизации, усилителей коррекции и гироскопического чувствительного элемента, имеющего две измерительные оси, образованные двумя ортогонально размещенными датчиками угла и датчиками момента, причем измерительные оси гироскопического чувствительного элемента блока горизонтального совпадают с осями карданова подвеса, выходы датчиков наклона через усилители коррекции связаны с входами датчиков момента гироскопического чувствительного элемента блока горизонтального, а выходы датчиков угла гироскопического чувствительного элемента блока горизонтального через усилители стабилизации блока горизонтального связаны с входами датчиков стабилизирующего момента блока горизонтального, управляющее устройство, состоящее из усилителя привода в меридиан, ограничителей, коммутирующего устройства, устройства форсированного разворота, преобразователя угол-код и цифрового устройства, причем выход датчика угла курса через преобразователь угол-код связан с входом цифрового устройства, выход которого через устройство форсированного разворота связан с первым входом коммутирующего устройства, выход датчика угла, расположенного на второй измерительной оси гироскопического чувствительного элемента блока азимутального через усилитель привода в меридиан связан с входом ограничителей и со вторым входом коммутирующего устройства, выход ограничителей связан со входом датчика моментов, расположенного на первой измерительной оси гироскопического чувствительного элемента блока азимутального, а выход коммутирующего устройства связан со входом датчика моментов, расположенного на второй измерительной оси гироскопического чувствительного элемента блока азимутального, отличающаяся тем, что в управляющее устройство введен аналого-цифровой преобразователь, входы которого через датчики моментов гироскопического чувствительного элемента блока горизонтального связаны с выходами усилителей коррекции блока горизонтального, а выход аналого-цифрового преобразователя связан с входом цифрового устройства.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СВАРКИ ЖЕЛЕЗНЫХ ТРУБ | 1927 |
|
SU9521A1 |
ГИРОГОРИЗОНТКОМПАС ДЛЯ ПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА | 1993 |
|
RU2062985C1 |
СПОСОБ АНАЛИТИЧЕСКОГО ГИРОКОМПАСИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ДАТЧИКА УГЛОВОЙ СКОРОСТИ | 1996 |
|
RU2110767C1 |
Система аналитической выставки платформы трехосного гиростабилизатора | 1991 |
|
SU1827544A1 |
DE 3033280 A, 22.01.1982. |
Авторы
Даты
2001-04-10—Публикация
1999-10-06—Подача