Изобретение относится к судостроению и может применяться для уплотнения гребных валов, работающих в подшипниках, нрокачиваемых водой.
Известны торцовые дейдвудные сальники, содержащие корпус, в котором закреплен основной эластичный диск, охватывающий гребной вал и взаимодействующий с закрепленным на нем кольцом, причем корпус и эластичный диск образуют камеру, соединенную с источником прокачивающей жидкости под давлением.
Однако такие сальники невозможно осматривать и ремонтировать без докования.
Предлагаемый сальник отличается от известных тем, что в его корпусе установлен дополнительный эластичный диск с отверстием, меньщим диаметра гребного вала, посаженный на вал с натягом.
При таком выполнении сальника обеспечивается возможность его осмотра и ремонта без докования судна.
Для обеспечения надежной смазки трущихся элементов сальника в основном эластичном диске и в примыкающем к нему кольце выполнены радиальные канавки.
цом, на котором смонтирована нажимная втулка, воздействующая на это кольцо.
На чертеже изображен описываемый сальник с разрезами по Л - Л и - Б.
В корпусе 1 сальника, находящемся в носовой части дейдвудной трубы, неподвижно, перпендикулярно оси гребного вала 2 закреплен эластичный диск 3, внутреннее отверстие которого на 10-12 мм больше диаметра шейки вала. На гребном валу от диска 3 в сторону носа судна неподвижно закреплено металлическое кольцо 4.
Под давлением воды, предназначенной для прокачки насосом дейдвудных подшипников
через патрубок 5, эластичный диск своим торцом прижимается к торцу металлического кольца, образуя торцовое уплотнение, исключающее попадание воды внутрь судна.
С целью уменьшения коэффициента трения и повышения износостойкости торцового уплотнения на одной из трущихся поверхностей диска и кольца выполнены небольшие (диаметром 0,5-1,0 мм) радиальные канавки а,
через которые поступает вода для смазки этих поверхностей, а переход от трущейся торцовой поверхности металлического кольца к его образующей цилиндрической части выполнен плавным соответственно деформации эластичОт патрубка 5 в сторону кормы судна в корпусе сальника закреплен другой эластичный диск 6 с центральным отверстием, несколько меньшим диаметра вала и поэтому охватывающим вал с натягом. Корпус сальника и диски образуют камеру В, в которую под давлением подается прокачивающая жидкость. Деформированный от натяга участок эластичного диска 6 в виде «воротника отогнут в сторону кормы. Таким образом, благодаря давлению эластичного диска 6 на вал вследствие натяга и давлению забортной воды в полости дейдвудной трубы предотвращается попадание воды внутрь судна.
Под давлением прокачиваемой через патрубок 5 воды, превышающим давление забортной воды, эластичный диск в районе щейки вала раскрывается аналогично обратному клапану и не уплотняет вал при его вращении. Его назначение - обеспечивать на стоянке возможность безопасного осмотра, ремонта и регулирования торцового уплотнения без докования судна.
В крышке 7 корпуса сальника концентрично гребному валу установлено резиновое кольцо S с гарантированным зазором между ним и вращаюи имся валом 2-3 мм. Этот зазор может быть полностью выбран до создания натяга и уплотнения вала за счет деформации резинового кольца при поджатии нажимной втулкой 9. В обычных условиях, как при неподвижном вале, так и при его вращении,
А-А
НормаА Lp.
Нос
кольцо 8 в уплотнении дейдвудного сальника не участвует и используется только при выходе из строя эластичных дисков 3, 6.
Предложенный дейдвудный сальник пред5 ставляет собой торцовое уплотнение, обладающее повыщенной износостойкостью благодаря обильной смазке. Конструкция сальника допускает осмотр и ремонт отдельных его элементов на плаву судна без докования и име0 ет резервное устройство, предотвращающее попадание воды внутрь судна при аварийной ситуации.
Предмет изобретения
5 1. Торцовый дейдвудный сальник, включающий корпус, закрепленный в нем эластичный диск с отверстием для гребного вала, взаимодействующий при установке сальника на вал с закрепленным на валу кольцом, и
0 образующий с корпусом камеру, соединяемую с источником жидкости, прокачиваемой под давлением, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности осмотра и ремонта сальника без докования судна, в корпусе закреплен дополнительный эластичный диск с отверстием для гребного вала, меньщим диаметра последнего.
2.Сальник по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежной смазки трущихся элементов, в основном эластичном диске и в примыкающем к нему кольце выполнены радиальные канавки.
3.Сальник по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью дополнительного уплотнения гребного вала в случае выхода из строя обоих эластичных дисков, на корпусе установлена крыщка с уплотнительным кольцом, на которой смонтирована нажимная втулка, воздействующая на это кольцо.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ замены сальниковой набивки гребного вала и устройство для его осуществления | 1984 |
|
SU1182222A1 |
Устройство для соединения гребного винта с гребным валом | 1983 |
|
SU1164147A2 |
Дейдвудный сальник | 1990 |
|
SU1691225A1 |
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1983 |
|
SU1839924A2 |
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1982 |
|
SU1840297A1 |
ДЕЙДВУДНЫЙ САЛЬНИК | 1969 |
|
SU258050A1 |
Кормовое дейдвудное уплотнение | 1978 |
|
SU785116A2 |
УПЛОТНЕНИЕ ГРЕБНОГО ВАЛА | 2008 |
|
RU2368535C1 |
Кормовое дейдвудное уплотнение | 1983 |
|
SU1184742A1 |
УСТРОЙСТВО для ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОПАДАНИЯ | 1969 |
|
SU249229A1 |
Даты
1972-01-01—Публикация