Изобретение относится к области обучения и может быть использовано для оптимнзании процесса обучения носле автоматического определения качества дидактической системы в школах, институтах, производственном и других видах обучения, а также для научноисследовательских целей в недагогическом процессе.
Известные устройства для обучения и контроля группы учащихся в процессе обучения и контроля не осуществляют автоматического регулирования дидактической системой и не позволяют ироводить научные исследования по определению количества выдаваемой информации.
Предложенное устройство обеспечивает автоматическое управление дидактической системой после анализа совокупности критериев
(К, Н, Т),
где К-средняя оценка группы; Н - количество ипформации; Т - время обучения.
Кроме того, оно позволяет проводить научные исследования для оптимизации и отработки изучаемого материала по функциональной зависимости K f{H, Т) и определять условное количество информации для интенсификации познавательного процесса.
ки соединен с блоком коррекции учебного п)оцесса, иодключенны.м к пульту преподавателя и к входам блоков технических средетв обучения, соединенных с задатчиком времени.
Выход задатчика связан с одним из входов блока деления, второй вход которого нодключен к блоку определения средней оценки, а выход - с блоком перемножения, подключенным к блокам отсчета времени индикации.
Па чертеже показаиа функциональная блок-схема устройства для унравлення дидактической системой.
Уетройство включает в себя: пульт / преподавателя, предназначенный для включения
и управления устройством и выполненный из средств управления, логических и коммутационных блоков; технические средства 2 обучения для выдачи видео- и акустической информации (например, состоящие из трех носителей информации, отличающиеся между собой по Я и Г); объект 3 обучения-учащиеся; пульты 4 обучения, предназначенные для ввода кода ответов, каждый из которых содержит наборное поле ввода кода ответов
(число пультов обучаемых равно числу учащихся); блок 5 определения средней оценки группы; задатчик 6 времени (например, потенциометр, в одном плече которого установлены масштабные резисторы), служащий для
ния данной зоны (задатчик калибруется при настройке системы); счетчик 7 времени (например, электронные часы); блок 8 деления, определяющий
-/ССР
г
где Сср. - средняя арифметическая оценка
группы;
Пт - заданное время обучения, час; С-условная скорость переработки информации; блок 9 пере:множения, который служит для определения условного количества информации.
,
где Г - текущее время;
Я - условное количество информации; индикатор W для визуального отсчета количества информации; блок // коррекции учебного процесса, состоящий, например, из трехпозициоииого поляризованного реле 12 с контактами J3, коммутационного реле 14 с контактами 15, коммутационного реле 16 с контактами 17.
Управление дидактической системой осуществляется с |Пульта / преподавателя, откуда включается акустическая и видеоаппаратура технических средств 2 обучения для выдачи информации учащимся. После изучения дозы изучаемого материала учащиеся отвечают на иоставленные вопросы с помощью нульта 4.
Сигналы оценок с пультов обучения поступают на блок 5 определения средней оценки группы. С его выхода сигнал средней оценки проходит на иервый вход блока 8 деления, на второй вход этого блока подается сигнал заданного времени с выхода задатчика 6. Сигнал с выхода блока 8 деления И сигнал текущего времени с выхода счетчика 7 поступаю на вход блока 9 перемножения, выход последнего соединен с индикатором 10, отсчитывающим количество условной информации. Если оценка группы - отрицательная Лтек.Лср., то сигнал с выхода блока 5 выдает напряжение отрицательной полярности относительно средней точки источника питания пульта пренодавателя, включается реле 12 и замыкается одна пара контактов 13 (например, верхняя). Когда оценка группы «отличная (/Стек.Яср.), сигнал с выхода блока 5 выдает напряжения положительной полярности и реле 12 перекидывает свои контакты 13 (замыкается другая лара контактов). В случае если
y(.je,, /(cp, реле 12 не срабатывает и плавающнй контакт его находится в средней точке. Если носителей информации три (технические средства 2 обучения), каждый из которых имеет различное количество информации Я и время обучения Т, и, например, когда . Кср., снстема оптимальна. Когда /(тек.., включается коммутационное реле 14 и контактами 15 отключает один .средний
блок информации и контактами 13 реле 12 включается иижний блок на увеличение количества информации. Если /(тек./(ср., включается коммутационное реле 16 (реле 14 отключается), контакты 17 размыкаются, включается реле 12, контакты 13 неребрасываются (нижняя пара замыкается), включается третий блок технических средств обучения на уменьшение количества информации.
Масштаб задатчика 6 первоначально устаиавливает преподаватель, а в процессе обучения масштаб меняется автоматически в зависимости от ноложения контактов 13.
Предложенная система позволяет оптимнзировать построение учебного предмета и
определить его учебную трудоемкость, так как известно, что количество информации прямо пропорционально его учебной трудоемкости.
Предмет изобретения
Устройство для управления дидактической системой, содержащее пульт преподавателя,
соединенный соответственно с блоком отсчета времени, блоками технических средств обучения, выходы которых через объекты обучения соединены с входами пультов обучаемых, выходы которых соединены с блоком определения средией опенки, задатчик времени, блок деления, блок перемножения, индикатор, блок коррекции учебного ироцесса, отличающееся тем, что, с целью оптимизации отработки изучаемого материала, в нем один из выходов
блока определения средней оценки соединен с блоком коррекции учебного процесса, подключепным к пульту преподавателя и к входам блоков технических средств обучения, соединенных с задатчиком времени, выход
которого соединен с одним из входов блока деления, второй вход которого нодключен к блоку определения средней оценки, а выход - к блоку пере1множения, подключенному к блокам отсчета времени индикации.
ч
Даты
1972-01-01—Публикация