Изобретение касается автомобильных сидений, у которых спинка выполнена регулируемой по углу наклона благодаря установке шарнира.
Известны шарниры сидений автомобиля, содержащие подвижный кронштейн спинки, шарнирно связанный осью с неподвижным кронштейно.м сиденья, стопор для закрепления кронштейна спинки относительно кронштейна сиденья в наклонном положении и рукоятку управления, смонтированную на хвостовике оси шарнира.
Однако в таких шарнирах сидений не исключена возможность откидывания назад спинки сиденья при случайном перемеш,ении рукоятки управления. При этом водитель может вместе со спинкой переместиться назад, что может привести к аварии. Для предотвращения этого в известных шарнирах, наряду со стопором, применяется механизм для перестановки спинки сиденья.
В предлагаемо.м шарнире в одном узле совмещены механизм перестановки спинки сиденья и стопор. Конструктивно он отличается от известных тем, что стопор выполнен в виде жестко закрепленной на одном из кронштейнов зубчатой шестерни с внутренним зацеплением, взаимодействующей с шестерней наружного зацепления, жестко связанной с Другим кронштейном и установленной на эксцентрике оси шарнира, имеющем эксцентриситет, равный по меньшей мере высоте зуба шестерен. Такое выполнение стопора шарнира позволяет предотвратить откидывание назад спинки сиденья при случайном перемещении рукоятки управления и одновременно упростить конструкцию шарнира.
Для обеспечения бесшумной работы стопора
подвижный кронштейн спинки снабжен жестко связанной с ним шайбой, перекрывающей поверхность шестерни с внутренним зацеплением, с которой жестко соединена шайба, опирающаяся через обоймы, образующие полость
для размещения упругого кольца, на хвостовик оси шарнира.
Эксцентрик оси шарнира установлен в отверстии втулки, охватываемой жестко связанной с ней шестерней с наружным зацеплением.
На фиг. 1 изображен описываемый шарнир сиденья, общий вид; на фиг. 2 - то же, вертикальный разрез; на фиг. 3 - стопор; на фиг. 4 и 5 показаны варианты выполнения шарнира, вертикальный разрез; на фиг. 6--8 - варианты установки упругого кольца; на фиг. 9- И-варианты установки рукоятки управления; на фиг. 12 и 13 - варианты установки эксцентрика оси шарнира.
Шарнир сиденья состоит из подвижного
штейна 2 сиденья, шарнирно соединенных между собой осью .J. Для фиксации недвижного кронштейна в одном из иромсжуточных ноложений нредусмотрен стопор. Он вынолнен в виде зубчатой шестерни 4 с зпутренн;1м зацеплением, жестко закренленной на Г1енодвиж-ио.м кроиштейне 2 и взанмодействуюи1,еГ1 с зубчатой шестерней 5 с наружным заценлен1 ем. Шестерня 5 жестко связана с нодвижн 1Л1 крошитейном 1 и установлена на эксцентрике 6 оси 3 шарнира. В зацеилеиии находится только часть зубьев тестере) (см. фиг. 3), нричем для иор.мальной работы стонора чнсло зубьев шестерен должно разннться но меньшей мере на один зуб. Другими словами, экс-Г1,ентриситет эксцентрика 6, на котором подвижно установлена шестерня 5, должс быть равным по меньшей мере высоте зуба шестерен. На хвостовике 7 осп 3 жестко закреплена рукоятка 8 управления, выполненная в данном варианте в виде ручки , фиксируемой на оси распорным кольцом 9.
Для синхронной работы двух расположенных но бокам спдепья шарниров, имеющих одну рукоятку управлеи(ия, иредусмотреп вал Ю, размещенный в глухих отверстиях а эксцепт риков концептрично относительн;) oceii 3 шарниров. На осп 3 со стороиы руко5ггки )ления устаиовлепа с возгаожпостыо noBojioia втулка //, взаимодсйствуюп,ая с опорным выступом (на чертежах пе ноказап) пеиодвижного кропштейна 2. Эксцентрик г Ы1 плнеп с кольцевым пояском 12, опирающимся на поднижный кронштейн /. Между ненодвиж}1ым кронштейном 2 н рзкояткой 8 расиоложеи ynpyrnii
которых закреплены соответственно на осн 3 и рукоятке. Выгнутая часть иласт;|| опирается на ненодвижпый крон1птейн 2, на тыльпоГ стороне которого установлена зашитная крьпика 14. Центральное отверстие б, выполненное с наружной стороны рукоятки закрыто колпачком /5.
Для обеспечения бесшумной работы стопора на подвижном кронштейне / снинки, связанном с шестерней 4, жестко закреплена шайба 16. Неподвижный крошитейн 2 сиденья, соединенный с шестерней 5 п расположенный с внутренней стороны относительно иодвижного кронштейна / (см. фнг. 4), снабжен н|айбой /7. Шайба 16 выполняет роль упора, ог|)аппчиваюп;его осевое перемещение шестерен 4, 5. Шайба /7 и шестерня 5 жестко соединены с тулкой 18, установленной на эхсцентрике 6. Лайба 16 свободио устано15лена на оси 3 И жестко связана с двумя обоймами 19, 20, ко.орые образуют полость для размещения и)угого кольца 21, а па хвостовике оси нредусмотрена кольцевая проточка для закрепления пластины 22, соединенной с рукояткой управления. Обойма 19 и шайба 1б жестко соединены с диском 23. При отсутствпп нагрузки обе обоймы находятся на некотором расстоя1-1«и от оси 3, а при воздействии иагрузки они взаимодействуют с ее поверхпостыо, обеспечивая тем самым донол1гительное торможение деталей стопора в радиальпом направлен11);. На фиг. 6--8 1:оказан ряд вариантов установки нругого кольца с конструктнвпым видоизмснением деталей, входящих в узел, обеспечиваюпи бесн1умную работу стопора.
Так, обойл1а 20 люжет быть замене;1а втулкой 24 (см. фиг. 6), охватьи ающей ось 3 и liMecTc с пластинами 25 образующей полость
для размеп;епия упругого кольца 21.
Нрп выполненнн шарнира но фиг. 7 обойма 19 замепепа кольцом 26, а в варианте но фиг. 8 оиа выиолнена с хвостовнком 27. Вариант выиолпения шарнира сиденья но фиг. 5 } Дентичеп основному варианту, изображенному на фи|-, 1 и 2, с той лпипз разиицей, что изогнутые нластипы 13 заме11ены унруг)м кольцом 28, оинрающимся на диск 23.
Рукоятка 8 унра15ления может быть установ.1ена со с.мещенпем относительно оси 3 шарпира. Г5 этом случае вращение на ось шарнира передается посредством зубчатого зацепления шестерен 29, 30, первая из которых устаиовлепа па оси 31 рукоятки управления, а втооая--- а оси 3 Hjapjnipa. Шестерня 30 имеет ;-;енеи чаи1еоб)азпой формы, закрытый крышкой 32.
15ариа1Г1и в1)1иолиеп11я 1иарннра сиденья по cj).-ii О, 11 отлнчаются (гг Р.арпанта, ii3o6paжеппого на фиг. 9, лщпь тем, что в первом случае (см. фг:г. 10) 1пестерпя 4 расп()ложе1;а с )ennei i стороны относите;1ьно иод1 ижно;ч) KpOHiHTciiiia / снипки и 1)укояткп управлеиия, ее иархжг.ая иоверхноегь перекрыта коль1.1о.1 33, а 1пестерпя 30 выполнена плоско, а во втором случае (с.м. фиг. 11) шестер;П1 4, 5 расиоложены с внутренне стороны по отпоше1:ию к пенодвпж И) кронп тейп - 2 сиденья.
равлепия штифтом 34.
Для ус- рапеп1 я в конструкиш; Hiapiuipa детале тина болтов, заклепок и т. ., 1еобходимых для фпкеацпи деталей
одни отиоеительно другнх, эксцентрик 6 ос - Hiapnnpa стаиовлеп в отверстии 1иестиграппо1 ВГУЛКИ (см. фиг. 12), на которой жестко закреплс, шестерня 5 и И1а11ба 17. 1 тулку охватывает стакан 36 (см.
. 1,3), упираюп1ийся в ее кольцевой li. Стакап на ()ii повеохност-и имеет п|К)точку г, li кот();1ую упирается иеиодвижный кронштеЙ 2 сиденья. Втулка 35 имеет резьбовой 37. иггуцере ттаповлеиа
i-ain a 38. При помопдн этой гайки и регулироii04Hoii н;)окладк1 39 можно регулИровать lioнодвижный кронштейн 2 с-иденья.
BiiecTO и ести раиной втулки 35 может быть установ; е1 а 131)Лка с число.м граней
Для изме;1еиия гла наклона спинки еидепья необходимо 1оверп ть рукоятку управления. Нр это.м шестерня 5 с наружным зацеплеппед посредство.м эксцептрика 6 1 ач11нает пово 1ачиваться отпосительпо шестерпп 4 с внутремещение подвижного кронштейна 1 спинки относительно неподвижного кронштейна 2 сиденья.
В варианте выполнения шарнира сиденья, изображен}юм на фиг. 1-3, разность числа зубьев шестерен 4, 5 составляет два. При разности числа зубьев шестерен, равной единице, нижний предел числа зубьев одно1 из шестерен, должен быть норядка тридцати. Абсолютное число зубьев можно уменьшить при -словий увеличения разницы зубьев шестерен 4, 5.
Предмет изобретения
1. Шарнир сиденья автомобиля, содержащий подвижный кронштейн спинки, шарнирно связанный осью с неподвижным кронштейном сиденья, стопор для закрепления кронштейна спинки относительно кронштейна сиденья в наклонном положении и рукоятку управления, смонтированную на хвостовике оси шарнира, отличающийся тем, что, с целью предотвраш,ения откидывания ен-инки сиденья
назад при случайном перемещении рукоятки унравлення и упрощения конструкции, стоюр выполнен в виде л естко закрепленной на одном из кронштейнов зубчатой шестерни с вп зацеплением, взанмодействуЮ1н-:й с шестерне нар кного зацепления, жестко связаиноГ) с другим кронштейном и установленной на эксцентрике oc:.i шарнира, имеющем эксцентриситет, равный но меньшей мере высоте зуба HjecTepeii.
2. Шарнир но н. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения бесшумиой работы стопора, подвижный кронштейн снинк:и снабжен жестко связанной с ним шайбой, иерекрываюшей поверхность шестернн с внутренним зацеплением, с которой жестко соединена шайба, опирающаяся через обоймы, образуюшие полость для размещения упругого кольца, на хвостовик оси шарнира.
3. Шарнир по п. 1, отличаюпщйся тем, что эксцентр-ик оси шарнира установлеи в отверстии втулки, охватываемой жестко связан1 ой с ней шестерней с наружньп зацеилением.
Л2
р Л.
Ри.г 1
Фаг 3
228
Фиг 5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАРНИР ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ФИКСАЦИИ ДЛЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА | 2019 |
|
RU2735678C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ СПИНКИ И ПОДУШКИ СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2216460C2 |
МЕХАНИЗМ ОТПУСКАНИЯ ДЛЯ ОТКИДЫВАЮЩЕГОСЯ НАЗАД СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2715970C2 |
ШАРНИР СИДЕНЬЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 1968 |
|
SU220064A1 |
ШАРНИР СИДЕНЬЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 1971 |
|
SU307923A1 |
ШАРНИР СИДЕНЬЯ | 1967 |
|
SU195340A1 |
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ | 1991 |
|
RU2085166C1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДЕСЯТИЦИЛИНДРОВЫЙ РЕАКТИВНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2163679C2 |
БОЕВАЯ МАШИНА РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ НА БАЗОВОМ ШАССИ ТАНКА | 2000 |
|
RU2170906C1 |
Устройство для регулирования относительного положения спинки и подушки сиденья | 1979 |
|
SU1041026A3 |
Фиг 6
S
Фиг 9
Фи.г. W
Фиг. /f
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация