1
Известен способ изготовления обмоток электрических машин, заключающийся в нанесении на обмотки изоляционных леНт, преимущественно слюдосодержащих, укладке обмоток в пазы статора или закреплении обмоток На полюсах и пропитке обмоток вместе с сердечником термореактивным компаундом под вакуумом с применением давления с последующим отверждением связующего в изоляции путем нагревания. При этом в большинстве случаев используется изоляционная лента, содержащая ускоритель полимеризации пропиточного компаунда, чтобы достичь желирования или отверждения пропиточного состава в изоляции до извлечения изделий из автоклава, в котором проводится пронитка. Это позволяет избавиться от использования специальных заливочных форм. Для ускорения процесса желирования или отверждения пропиточного состава в изоляции в известном способе используется подогрев обмоток во время их выдержки в автоклаве путем пропускания через проводники обмоток электрического тока.
Недостаток известного способа заключается в несовершенном заполнении технологических зазоров между изоляцией обмоток и поверхностью сердечника, что приводит к ухудшению теплопередачи от обмотки к сердечнику во время эксплуатации, к ухудшению водои влагостойкости обмоток и снижению электрической нрочности обмоток относительно сердечннка.
Несовершенное заполнение зазоров между обмоткой и сердечником является следствием того, что при пропускании тока через проводники обмотки температура поверхности нзоляцин из-за ее низкой теплопроводности практически не отличается от температуры пропиточного компаунда и желирования прониточного состава поэтому не происходит. В результате вытекает прониточный компаунд из зазора после извлечения обмотки из пропиточного котла и при запечке обмотки вместе с сердечником.
Для улучшения заполнения зазора между обмоткой и сердечником эти зазоры нри нодготовке катушек к пропитке стремятся заполнить волокнистым наполнителем, однако в ряде случаев величина зазора настолько мала,
что заполнение его нанолнптелем практически не может быть выполнено. В то же время эти зазоры не настолько малы, чтобы удержать пропиточный компаунд только за счет действия капиллярных сил.
Указанный недостаток устраняется в предлагаемом изобретении путем использования приемов тепловой обработки об.моток, позволяющих достигнуть желирования или необходимого нарастания вязкости пропиточного
комнаунда в зазоре между обмоткой и сердечНИКОМ не позднее момента желирования или необходимого нарастания вязкости прониточного компаунда в основной изоляции, благодаря чему предотвращается вытекание пропиточного компаунда из зазора.
Указанные приемы тепловой обработки не могут заключаться, например, в следующем. Обмотка, уложенная в назы статора или. закрепленная на полюс мащнпы, подвергается до нропитки нагреву вместе с сердечником до темнературы, нревыщающей на 100-160°С температуру пропиточного состава, находящегося при температуре 20-40°С. После вакуумной сушки, когда происходит некоторое снижение температуры (на 10-20°С), производят пропитку обмоток под вакуумом с применением давления термореактивным комнаундом, преимущественно эпоксидным. Благодаря этому происходит заполнение пор и пустот между обмоткой и изоляцией, изоляцией и сердечником. При дальнейшей выдержке нропитываемого изделия в автоклаве благодаря аккумулированному сердечником теплу скорость полимеризации пропиточного состава в зазоре между обмоткой и сердечником становится равной или даже превыщает скорость полимеризации в изоляции обмотки. Вследствие этого желирование пропиточного состава в зазоре между обмоткой и сердечником происходит не позднее желирования пропиточного состава в основной изоляции, благодаря чему предотвращается вытекание состава из зазора после извлечения пропитываемого изделия из авток.чава.
Более конкретным примером использования предлагаемого способа может служить изготовление обмоток тяговых электродвигателей. Обмотки указанных двигателей изолируют ненропитанной стеклослюдинитовой лентой, содержащей триэтаиоламин, монтируют на сердечнике, нагревают до 140-180°С и нронитывают под вакуумом и давлепием компаундом, имеющим температуру 20-40°С и содерл ащим 100 вес. ч. эпоксидной смолы и 80 вес. ч. отвердителя ангидридного типа. Благодаря указанному режиму тенловой обработки достигается желирование пропиточного состава в зазоре между обмоткой и сердечником до извлечения изделий из автоклава и, таким образом, достигается более совершенное заполнение зазора.
Исиользование предлагаемого способа позволяет повысить теплопроводность между обмоткой и сердечником, повысить водо- и влагостойкость обмоток, повысить электрическую прочность изоляции обмотки относительно сердечннка и механическую прочность соединения обмотки с сердечником электрической машины.
Предмет изобретения
1.Снособ изготовления обмотки электрической машины включающий нанесение на обмотку изоляционного материала, преимущественно слюдяного, содержащего ускоритель полимеризации нропиточпого компаунда, монтаж обмотки на сердечнике и выдерживание в пропиточном компаунде, отличающийся тем, что, с целью улучшения тенлопроводности от обмотки к сердечнику н повышения ее экснлуатационной надежностн, компаупд в зазоре
между обмоткой и сердечником нагревают во время нахождения обмоток в нропиточном автоклаве до темнературы, обеспечивающей желирование его не позднее желирования компаунда в материале изоляции обмотки, например, путем предварительного нагрева обмотки вместе с сердечником.
2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что обмотку вместе с сердечником нагревают перед пропиткой до температуры 140-180°С и
пропитывают в компаунде, состоящем из 100 вес. ч. эпоксидной смолы и 80 вес. ч. отвердителя ангидридного типа н имеющем темнературу 20-40°С.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин | 1972 |
|
SU474078A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 1971 |
|
SU319960A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2012 |
|
RU2504069C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2010 |
|
RU2510119C2 |
Способ пропитки обмоток, преимущественно электрических машин | 1972 |
|
SU526987A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСНОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН | 2007 |
|
RU2333586C1 |
Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин | 1978 |
|
SU748680A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОТВЕРЖДЕНИЯ ПРОПИТАННОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2013 |
|
RU2516276C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ | 1968 |
|
SU208099A1 |
ТРАНСФОРМАТОР СТРОЧНОЙ РАЗВЕРТКИ | 1993 |
|
RU2054721C1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация