1
Изобретение относится к транспортной технике, а .именно к устройствам управления трансмиссиями транспо-ртных машин.
Известны устройства для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транслортной машины, содержащие клапаны переключения фрикционных элементов, сообщающие их гидравлические цилиндры по задаиной программе с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналу давления от датчика скорости машины и датчика иагрузки двигателя, имеющего -подпружиненный золотник, перекрывающий канал подачи рабочей жидкости к клапану переключения передач по сигналу давлеН1ИЯ в этом канале, сообщающемся с полостью перед торцом золотника, обращенным в противоположную от пружины сторону, и упор пружины, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю.
Цель изобретения - изменение программы переключения передач при движении машины в различных дорожных условиях.
Это достигается тем, что предлагаемое устройство снабжено приспособлением, содержащим силовой элемент, взаимодействующий с золотником датчика нагрузки двитателя и управляемый посредством селектора. Причем силовой элемент молсет быть выполнен в виде плу1нл ера, имеющего иную площадь, чем золотник датчика нагрузки двигателя, и расположенного напротив обращенного в противоположную от пружины сторону торца золотника датчика нагрузки, а селектор может быть выполнен в виде нодвил но установленного золотиика, сообщающего поочередно полости перед плунжером и упомянутым торцом золотника с каналом подачи жидкости от датчика нагрузки двигателя к клапану переключения фрикционных элементов.
На чертеже изображена схелма .предлагаемого устройства.
С выходным элементом коробки передач связан датчик / скорости. С датчикОМ 2 нагрузки двигателя через подвижный упор 3 пружины 4 датчика нагрузки соединен толкатель 5, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю. Устройство содержит клапан 6 переключения лередач, управляющий фрикционным элементом 7, насос 8 питания и селектор 9. Выход насоса 8 соединен каналом 10 с клаланом 6 и каналом 11 с входной полостью 12 датчика нагрузки двигателя. Полость 13 выходного давления
датчика 2 соединена каналом 14 с полостью 15 воздействия упомянутого давления на порщень 16 или порщень 17 клапана 6, который имеет также противоположную полость 18 с порщнем 19, связанную каналом 20 с датчиком /. Клапан 6 соединен каналами 21 и 22 с
соответствующими полостями элемента 7.
Датчик 2 имеет золотник 23, перекрывающий канал при J4 подачи рабочей жидкости от датчика нагрузки к клапану 6 по оипналу давления в канале М. Канал 14 соединен с полостью 24 перед торцом 25 золотника 23, обращенным в противоположную от пружины 4 сторону.
Датчик 2 снабжен приспособлением 26, содержащим силовой элемент в виде плунжера 27, взаимодействующего с золотником 23 и управляемого с помощью селектора 9. Плунжер 27 имеет иную площадь, чем золотник 23 и расположен напротив торца 25 золотника.
Селектор выполнен в виде подвижно установлепного золотника 28, сообщающего поочередно полость 29 перед плунжером и полость 24 перед торцом 25 золотника 23 с каналом 14 от датчика 2 к клапану 6, чем и достигается изменение программы переключения передач в различных дорожных условиях.
Устройство работает следующим образом.
При правом крайнем положении золотника 28 селектора, 9, которое установливается водителем при длительном .движении по,, шоссе, полость 13 датчика 2 каналом 30 сообщается через полость 31 селектора 9 с полостью 24 перед торЦом 25 золотника 23. При этом выходное давление датчика 2 имеет такую характеристику, которая обеспечивает при воздействии упомянутого давления через канал 14 «а лоршень /5 или поршень 17 клапана б программу переключения, соответствующую получению оптимальных экономических показателей транспортной маш.ины.
Сдвигая золотник 28 селектора 9 в левое крайнее положение, что соответствует движению транспортной машины по бездорожью, полость /5 сообщается каналом 30 через полость 32 селектора 9 с полостью 29 перед плунжером 27, имеющим иную, в данном случае меньшую, площадь, чем золотник 23. При этом характеристика выходного давления датчика нагрузки двигателя становится иной и обеспечивает при воздействии упомянутого давления через канал 14 на поршень 16 или
поршень 17 клапана 6 изменение программы переключения, соответствующей получению оптимальных динамических показателей при движении машийы в этом режиме. Изменяя соотиощение площадей плунжера 27 и золотника 23 датчика .нагрузки, можно получить оптимальное сочетание динамических и экономических показателей машины.
Предмет изобретения
1.Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой
коробки передач транспортной машины, содержащее клапан переключения фрикционных элементов, сообщающий их гидравлические цилиндры по заданной программе с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналу
давления от датчика скорости машины и датчика нагрузки двигателя, имеющего подпружиненный золотник, перекрывающий канал подачи рабочей жидкости к клапану переключения передач но сигналу давления в этом канале, сообщающемся с полостью перед торцом золотника, обращенным в противоположную от пружины сторону,, и упор пружины, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю, отличающееся
тем, что,-с целью изменения программы переключения передач в различных дорожных условиях, оно снабжено приспособлением, содержащим силовой элемент, взаимодействующий с золотником датчика нагрузки двигателя
и управляемый посредством селектора.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что силовой элемент выполнен в виде плунжера, расположенного напротив торца золотника датчика натрузки двигателя и имеющего
иную площадь торца, а селектор выполнен в виде подвижно установленного золотника, сообш,ающего поочередно полости перед плунжером и торцом золотника датчика нагрузки двигателя с каналом подачи жидкости от этого датчика к клапану переключения фрикционных элементов.
6 W г
5(7
./. П
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация