УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ Советский патент 1973 года по МПК B60K41/06 F16H5/64 G05G13/04 

Описание патента на изобретение SU393135A1

1

Изобретение относится к транспортной технике, а .именно к устройствам управления трансмиссиями транспо-ртных машин.

Известны устройства для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транслортной машины, содержащие клапаны переключения фрикционных элементов, сообщающие их гидравлические цилиндры по задаиной программе с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналу давления от датчика скорости машины и датчика иагрузки двигателя, имеющего -подпружиненный золотник, перекрывающий канал подачи рабочей жидкости к клапану переключения передач по сигналу давлеН1ИЯ в этом канале, сообщающемся с полостью перед торцом золотника, обращенным в противоположную от пружины сторону, и упор пружины, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю.

Цель изобретения - изменение программы переключения передач при движении машины в различных дорожных условиях.

Это достигается тем, что предлагаемое устройство снабжено приспособлением, содержащим силовой элемент, взаимодействующий с золотником датчика нагрузки двитателя и управляемый посредством селектора. Причем силовой элемент молсет быть выполнен в виде плу1нл ера, имеющего иную площадь, чем золотник датчика нагрузки двигателя, и расположенного напротив обращенного в противоположную от пружины сторону торца золотника датчика нагрузки, а селектор может быть выполнен в виде нодвил но установленного золотиика, сообщающего поочередно полости перед плунжером и упомянутым торцом золотника с каналом подачи жидкости от датчика нагрузки двигателя к клапану переключения фрикционных элементов.

На чертеже изображена схелма .предлагаемого устройства.

С выходным элементом коробки передач связан датчик / скорости. С датчикОМ 2 нагрузки двигателя через подвижный упор 3 пружины 4 датчика нагрузки соединен толкатель 5, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю. Устройство содержит клапан 6 переключения лередач, управляющий фрикционным элементом 7, насос 8 питания и селектор 9. Выход насоса 8 соединен каналом 10 с клаланом 6 и каналом 11 с входной полостью 12 датчика нагрузки двигателя. Полость 13 выходного давления

датчика 2 соединена каналом 14 с полостью 15 воздействия упомянутого давления на порщень 16 или порщень 17 клапана 6, который имеет также противоположную полость 18 с порщнем 19, связанную каналом 20 с датчиком /. Клапан 6 соединен каналами 21 и 22 с

соответствующими полостями элемента 7.

Датчик 2 имеет золотник 23, перекрывающий канал при J4 подачи рабочей жидкости от датчика нагрузки к клапану 6 по оипналу давления в канале М. Канал 14 соединен с полостью 24 перед торцом 25 золотника 23, обращенным в противоположную от пружины 4 сторону.

Датчик 2 снабжен приспособлением 26, содержащим силовой элемент в виде плунжера 27, взаимодействующего с золотником 23 и управляемого с помощью селектора 9. Плунжер 27 имеет иную площадь, чем золотник 23 и расположен напротив торца 25 золотника.

Селектор выполнен в виде подвижно установлепного золотника 28, сообщающего поочередно полость 29 перед плунжером и полость 24 перед торцом 25 золотника 23 с каналом 14 от датчика 2 к клапану 6, чем и достигается изменение программы переключения передач в различных дорожных условиях.

Устройство работает следующим образом.

При правом крайнем положении золотника 28 селектора, 9, которое установливается водителем при длительном .движении по,, шоссе, полость 13 датчика 2 каналом 30 сообщается через полость 31 селектора 9 с полостью 24 перед торЦом 25 золотника 23. При этом выходное давление датчика 2 имеет такую характеристику, которая обеспечивает при воздействии упомянутого давления через канал 14 «а лоршень /5 или поршень 17 клапана б программу переключения, соответствующую получению оптимальных экономических показателей транспортной маш.ины.

Сдвигая золотник 28 селектора 9 в левое крайнее положение, что соответствует движению транспортной машины по бездорожью, полость /5 сообщается каналом 30 через полость 32 селектора 9 с полостью 29 перед плунжером 27, имеющим иную, в данном случае меньшую, площадь, чем золотник 23. При этом характеристика выходного давления датчика нагрузки двигателя становится иной и обеспечивает при воздействии упомянутого давления через канал 14 на поршень 16 или

поршень 17 клапана 6 изменение программы переключения, соответствующей получению оптимальных динамических показателей при движении машийы в этом режиме. Изменяя соотиощение площадей плунжера 27 и золотника 23 датчика .нагрузки, можно получить оптимальное сочетание динамических и экономических показателей машины.

Предмет изобретения

1.Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой

коробки передач транспортной машины, содержащее клапан переключения фрикционных элементов, сообщающий их гидравлические цилиндры по заданной программе с источником рабочей жидкости и со сливом по сигналу

давления от датчика скорости машины и датчика нагрузки двигателя, имеющего подпружиненный золотник, перекрывающий канал подачи рабочей жидкости к клапану переключения передач но сигналу давления в этом канале, сообщающемся с полостью перед торцом золотника, обращенным в противоположную от пружины сторону,, и упор пружины, связанный кинематической цепью с педалью подачи топлива к двигателю, отличающееся

тем, что,-с целью изменения программы переключения передач в различных дорожных условиях, оно снабжено приспособлением, содержащим силовой элемент, взаимодействующий с золотником датчика нагрузки двигателя

и управляемый посредством селектора.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что силовой элемент выполнен в виде плунжера, расположенного напротив торца золотника датчика натрузки двигателя и имеющего

иную площадь торца, а селектор выполнен в виде подвижно установленного золотника, сообш,ающего поочередно полости перед плунжером и торцом золотника датчика нагрузки двигателя с каналом подачи жидкости от этого датчика к клапану переключения фрикционных элементов.

6 W г

5(7

./. П

Похожие патенты SU393135A1

название год авторы номер документа
Система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства 1976
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU608674A1
Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства 1973
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU526536A1
Устройство для двухпрограммного управления фрикционными элементами транспортной машины 1976
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU616169A1
Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортной машины 1975
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU544795A2
Устройство для автоматического управления фрикционными элементами гидромеханической передачи 1976
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU680924A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU740547A1
Устройство автоматического управления фрикционным элементам многоступенчатой гидромеханической трансмиссии с трехступеннчатой коробкой передач и демультипликатором 1975
  • Лаврентьев Владимир Борисович
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Чередниченко Юрий Иванович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU551206A1
Система управления переключением ступеней трансмиссии транспортного средства 1982
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1046131A1
Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства 1984
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1191324A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU737259A1

Иллюстрации к изобретению SU 393 135 A1

Реферат патента 1973 года УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Формула изобретения SU 393 135 A1

SU 393 135 A1

Авторы

Витель В. И. Соколовский Ю. С. Шурлапов

Даты

1973-01-01Публикация