Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства Советский патент 1976 года по МПК B60K41/00 

Описание патента на изобретение SU526536A1

к клапану 1 переключения фрнкционных элементов служит двухпозиционный селектор 11.

Клапан 1 переключения фрикционного элемента 2 содержит золотник 12 е разделительными поясками 13, 14 и 15, заключенный в корпусе 16, поршень 17, находяндийся во взаимодействии с плунжером 18, имеюидим меньшую рабочую новерхиость 19, чем рабочая новерхность 20 поршня 17, а также поршень 21, расположенный с противоположной по отношению к поршню 17 стороны золотника 12.

В liopnyce 16 выполнены входное отверстие 22, сообш,аюш,ееся 1ч.аналом 23 с нсточннком 5 подачи рабочей жидкости, выходные отверстия 24 и 25, сооб1даюш,неся е силовыми нилиндрамн фрнкцнонного элемента 2 в зависимости от положения разделительного пояска 13, выходные отверстня 26 и 27 со сливом 6, а также отверстие 28 в области плунжера 18 и отверстие 29 в области поршня 17, причем отверстня 28 н 29 взаимно сообщаются каналом 30. По торцам корпуса 16 имеются отверстие 31 подвода давления от датчика 10 нагрузки двигателя и отверстие 32 подвода сигнала давления датчика 7 или 9.

Датчик 10 пагрузки двигателя содержит золотник 33 с дросселирующей кромкой 34, поджимаемый пружиной 35, упирающейся в упор 36, связанный кинематической цепью 37 с педалью подачи топлива к двигателю, плунжер 38, примыкаюпи-1Й к торцу 39 золотника 33 и расноложенный на протнвоноложной по отношению к 1ружине 35 стороне золотннка 33, причем рабочие поверхности торца 39 золотника 33 н плунжера 38 неодинаковы (в данном случае рабочая нлощадь плунжера меньше, чем золотника). Указанные составные части датчика заключены в корпусе 40, содержащем полость 41 под торцом 39 золотпика, полость 42 плунжера 38, впускное отверстие 43, сообщающееся каналом 44 с источником 5 подачн рабочей жидкости, выпускное отверетие 45, отверстия 46 и 47 н окна 48.

Датчнк 7 состоит из желоба 49 и рабочего элемента 50 с выходным отверстием 51, а датчик 9 состоит из желоба 52 и рабочего элемента 53 е выходным отверетием 54. Желоба обоих датчиков через л нклеры 55 н 56 н общий канал 57 еообщаются с нсточником 5 подачи рабочей жидкости.

Селектор 11 снабжен золотником 58, корпусом 59 и элементом ручного управления 60. Золотник 58 имеет отсекающие -кромки 61, 62, 63 и 64 н лыски 65 и 66. В корпусе 59 выполнены впускное отверстие 67, сообщающееся каналами 68 и 69 е выпускным отверстнем 45 датчика 10 нагрузки двигателя и через канал 70 с нолостью 71 плунжера 18, н выходные отверстия 72 и 73, причем отверстие 72 каналом 74 сообщается е отверстием 46, а отверстие 73 каналом 75 - с отверетием 47.

Кроме этого, в корпусе селектора выполнены впускные отверстия 76 и 77, сообщаемые золотником 58 с выпускным отверстием 78. Отверстие 76 каналом 79 сообщается с выпускным отверстнем 51 рабочего элемента датчика 7, а отверстне 77 каналом 80 - с аналогнчпым отверстием 54 датчика 9. Выпускное отверстие 78 каналом 81 сообщается через отверстие 32 с нолостью 82 кланана 1 переключения передач. В корпусе 59 селектора 11 имеются также окна 83, связанные со сливом.

стройство работает следующим образом.

При движении транспортного средства в легких условиях золотник 58 селектора 11 ступеней находится в положении, показанном СИЛОП1НЫМН лнниями. В этом случае отверстие 45 выходного давления датчика 10 нагрузки двигателя каиалом 68 сообщается е внуочным отверстием 67 селектора и далее каналом 74 е полостью 41 перед рабочим торном 39 золотиика 33 датчика 10 нагрузки двигателя, причем упомянутое выходное давление датчика нагрузки двнгателя через канал 70 подается к отверстию 31 нолоети 71 неред н,:1унжером 18. Одновременно давление из выпускного отверстня 54 рабочего элемента датчика 9 каналом 80 сообщается с впускным отверстнем 77 селектора 11 н далее каналом 81 через отверстие 32 е нолоетью 82 кланана 1 переключения передач.

Работа кланана 1 переключения передач происходит следующим образом.

При превышении усилия со стороны одного ггз датчиков, например датчика скорости, золотник 12 клапана переключения передач нач1П ает перемещаться в сторону действия болыпей силы, при этом давлеиие от источника 5 подачи рабочей жидкости через клапан переключения передач попадает в рабочую полость соответствующего фрикциона, производя включение той или иной нередачи {на чертеже показано положение золотника 12 при включенной повышающей передаче).

При движении транспортного средства в тяжелых условиях золотник 58 селектора ступеней находится в положении, показанном на чертеже штрнхнунктирными линиями. При этом полость 41 выходного давления датчика 10 нагрузки двнгателя каналом 68 сообщается е впускным отверстием 67 селектора 11 н далее каиалом 75 через отверстие 47 с полостью 42 неред плунжером 38, имеющим мепьшую рабочую поверхность, чем золотник 33 датчика 10 нагрузки двигателя, причем упомянутое выходное давление датчика 10 нагрузки двигателя так же, как н в предыдущем случае, подводится через вышеуказанные каналы н отверстня к нлуижерно-порщневой группе клапана 1 нереключения передач. Одновременно давление из вынускного отверстия рабочего элемента 50 датчика 7, расцоложениого на меньшем радиусе, чем датчик 9, каналом 79 сообщается с впускным отверетием 76 селектора 11 и далее каналом 81 через отверстие 32 с полостью 82 воздействия сигнала лТавления датчнка скорости 7 на норщень 21 клапана переключения передач. Работа кланана 1 переключения нередач происходит в

Данном случае так же, как и в ранее рассмотренном случае.

Как видно нз описання работы золотник 58 селектора 11 одновременно выполняет роль н золотннкового селектора нопеременного нодключення датчнков 7 н 9 к кланану 1 нереключення нередач.

Такнм образом, в нредлагаемом устройстве нредставляется возможность путем соответствующего подбора рабочих площадей золотинка 33 и плунжера 38 датчика 10 нагрузки двигателя, а также соотнощения радиусов расположения обоих датчиков 7 и 9 получить оптимальную нрограмму переключения передач на экономическом режиме во всем рабочем диапазоне двигателя.

Формула изобретения

1. Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее клапан нереключения фрикционных элементов, сообщающий их гидравлические силовые цилиндры по нескольким программам с источником подачи рабочей жидкости и со сливом, датчик скорости движения транспортного средства и датчик нагрузки двигателя, подпружиненный золотник, перекрывающий канал подачн рабочей жидкости к кланану переключения нередач по сигналу давления в этом канале, сообщенном с полостью перед торцом упомянутого золотника, обращенным в противоположную от пружины сторону, н упор пружины, связанный кинематически с педалью подачи топлива к авигателю, а также золотниковой селектор, управляющий датчиком нагрузки двигателя, отличающееся тем, что, с целью получения оптимальной программы переключения нередач на экономическом режиме во всем рабочем диапазоне двигателя, оно снабжено донолнительным датчиком скорости с характеристикой, отличной от характеристики основного датчика, а также золотниковым селектором попеременного подключения обоих датчиков к клапану переключения передач, жестко связанного с золотником селектора, управляющим датчиком нагрузки двигателя. 2. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что, с целью упрощения получения разных характеристик датчиков скорости, они выполнены в виде трубок Пито, отстоящих на разных радиусах от вращения фрикционных элементов. 77 75 П 20 77 /if 72 /3 6 15 / / // 7 / I / ID751J2 I

Похожие патенты SU526536A1

название год авторы номер документа
Система управления полуавтоматической трансмиссией транспортного средства 1976
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU608674A1
Устройство для двухпрограммного управления фрикционными элементами транспортной машины 1976
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU616169A1
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 1973
  • Витель В. И. Соколовский Ю. С. Шурлапов
SU393135A1
Клапан автоматического переключения фрикционных элементов коробки передач 1973
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU515673A1
Система управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства 1984
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1191324A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU740547A1
Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортной машины 1975
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU544795A2
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU737259A1
Устройство для автоматического управления фрикционными элементами гидромеханической передачи 1976
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU680924A1
Устройство автоматического управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства 1984
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU1191325A1

Иллюстрации к изобретению SU 526 536 A1

Реферат патента 1976 года Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства

Формула изобретения SU 526 536 A1

SU 526 536 A1

Авторы

Шурлапов Юрий Серафимович

Даты

1976-08-30Публикация

1973-07-02Подача