1
Изобретение относится к области защиты конструкций из металлов и сплавов от усталостного разрушения.
Известен способ торможения растущих трещин путем создания локальной деформированной зоны перед фронтом трещины, например, с помощью локального наклепа. Однако отмечается неудобство в эксплуатации, так как необходимы специальные устройства для проведения местной пластической деформации, и невозможность контролирования эффективности торможения.
Цель изобретения - повыщение долговечности за счет точного контролирования торможения. Это достигается тем, что деформированную зону создают статическим нагружением до величины вязкости разрущения, т. е. до момента срыва трещины. В результате наступает локализация пластической деформации в вершине трещины, блокирующая ее дальнейшее продвижение. В случае выхода трещины из блока в процессе службы детали операцию по торможению проводят многократно.
Для каждого материала нагрузку срыва определяют вязкостью разрушения (Kic)Наступление срыва трешины контролируется обшеизвестными методами: акустическим, методом смещения и разности потенциалов.
Зная вязкость разрушения, можно рассчитать допустимый размер трещины при заданном рабочем напряжении, на пути которой можно создавать блокировки, а зная эффект
каждого блока, можно при этом прогнозировать и долговечность конструкции с раступ;ей трещиной. Это позволит снять с детали тормозящие устройства, снизить трудоемкость операций по торможению трещин, а в случае
необходимости многократно тормозить (блокировать) растущую треонину и, самое главное, для каждого материала устанавливают вполне определенную нагрузку торможения, приводящую к эффективному торможению
трещины. Эксперименты проводили на образцах, вырезанных из прессованных полос щироко распространенного в авиационной технике сплава Д16Т.
На фиг. 1 представлены испытываемые образцы; на фиг. 2 - диаграмма «нагрузка- смещение ; на фиг. 3 (а, Ь. с - поверхность разрушенных образцов.
Испытания на усталость проводят на пульсаторе ЦДМ-ЮПУ при напряжении а,стто
5,3 кг/мм. Блокировку (торможение) трещин в образцах осуществляют на растяжной машине с заппсью диаграммы «нагрузка - смещение (фиг. 2). Серию образцов испытывают до полного разрущенпя без торможения трещины. По результатам определяют число циклов Мц до разрушения и критическую длину трещины акр, на которой можно производить торможение (фиг. За). На другой серии образп,ов создают одно торможение трещины на длине ai 23 мм (фиг. ЗЬ) и па третьей группе образцов трехкратное торможение (фиг. 3с). На длине а-,23 мм, а- 27 мм и аз 31 мм.
В таблице представлены результаты испытаний.
Из данных таблицы видно, что долговечность образцов увеличивается в два раза.
Предмет изобретения
1.Способ торможения растущих усталостных трещин в металлах и сплавах путем создания локальной деформированной зоны перед фронтом трещины, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности конструкции за счет контролирования торможения трещины, деформированную зону создают статическим нагружением до величины вязкости разрушения.
2.Способ по п. I, отличающийся тем, что деформированную зону создают многократно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ торможения растущих усталостных трещин в металлах и сплавах | 1973 |
|
SU445699A1 |
Способ торможения растущих трещин в металлических изделиях | 1986 |
|
SU1353833A1 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН | 1992 |
|
RU2047454C1 |
Способ исследования изменения вязкости разрушения в процессе упрочнения | 1972 |
|
SU515993A1 |
Способ торможения трещин в металлических изделиях | 1987 |
|
SU1475937A1 |
СПОСОБ ТОРМОЖЕНИЯ РОСТА НЕСКВОЗНЫХ УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В ИЗДЕЛИИ | 1985 |
|
SU1401894A1 |
Способ определения вязкости разрушения материала в условиях плоской деформации | 1976 |
|
SU575544A1 |
Способ определения порогового коэффициента интенсивности напряжений | 1990 |
|
SU1755121A1 |
Способ определения влияния предварительного пластического деформирования на сопротивление усталости материала детали | 2022 |
|
RU2792195C1 |
СПЛАВЫ СЕРИИ 2000 С УЛУЧШЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СТОЙКОСТИ К ПОВРЕЖДЕНИЯМ ДЛЯ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ | 2005 |
|
RU2379366C2 |
CMeij sHve, мм
Фиа 2
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация