1
Изобретение относится к судовым механизмам.
Известны соединительные устройства для привода гребных винтов, содержащие ведущий вал основного и ведомый вал вспомогательиых шариирно-поеоротных noiHTOiicB, соединенные посредством подвижной и неподвижной зубчатых полумуфт, одна из которых снабжена шлицевым валом с упорной шайбой, а другая - сферическим наконечником, и сферический и радиальный подщипникн и упругое основание.
Однако такие соединительные устройства не обеспечивают автоматического подключения упомянутых валов при передаче крутящего момента и, кроме того, они недостаточно надежны в работе.
С целью устранения указанных недостатков в предлагаемом устройстве шлип,евой вал подвижной зубчатой полумуфты смонтирован в сферическом и радиальном подшипниках, при этом радиальный подшипник прикреплен к упругому основанию, а ШоТицевой вал выпоЛНен с лоЕИтелсМ, О|бразо1ванным комической выточкой, взаи:модействующей со сфе,рическим наконечникоим Неподвижной Зибчатой полумуфты вспомогательного понтона. Причем иеподвиж;ная зубчатая полумуфта .выполнена супоРа:ми, а между торцом подвижной зубчатой полумуфты и упорной шайбой в присоединенном положении валов установлен зазор, равный величине перемещения понтонов вдоль соединительного устройства.
На фиг. 1 схематично изображено предлагаемое соединительное устройство для привода гребных винтов, вид сверху; на фиг. 2 - полумуфты с HiapiHnpOM понтона и запорным механизмом; на фиг. 3 -полумуфты в рабочем положении; на фиг. 4 - полумуфты в первоначальный момент самоцентрирования и включения.
Шлицевой вал 1 подвижной зубчатой полумуфты 2 предлагаемого соединительного устройства установлен в сферическом 3 и радиальном 4 подшипниках. Радиальный подшипник 4 прикреплен к упругому основанию 5, присоединенному винтами 6 к фланцу 7 основного понтона 8. Шлицевой вал выполнен с ловителем, образоваН|Ным конической выточкой 9.
На шлицевом валу / подвижно установлена зубчатая полумуфта 2 с упорной шайбой 10. На полумуфте 2 установлена пружнна //. Шлицевой вал / кинематически связан с ведун1им валом 12 нривода.
На вспомогательном понтоне 13, прикрепленном посредством шарнира М к осиовиому понтону 5, установлен ведомый вал 15 с неподвижной зубчатой полумуфтой 16, снабженной упорами 17 и сферическим наконечником 18.
Ведомый вал через передачу 19 и вал 20 соединен с гребным винтом 21. Поитоны снабжены запорным механиЗМом 22.
Предлагаемое соединительное устройство работает следующим образом.
При раскрытии вспомогательных понтонов 13 сферический наконечник 18 входит в коническую выточку Р ловителя, а полумуфта 16 соединяется с полумуфтой 2, при этом за счет имеющихся зазоров в щарнирах 14 и запорных меха шзмов 22 возникает несоосность и перекос осей валов 1 и 14 полумуфт, в результате чего понтоны перемещаются вдоль соединительного устройства.
При смыка«ии полумуфты наконечник 18, входя в ловитель, цеиТ|рирует валы за счет поворота вала 1 в сферическом подшипнике 3 и перемещения радиального подшипника 4, закрепленного на упругом основании 5.
Если при включении полумуфт их зубья встречаются, то пружина 10 сжимается и находится в сжатом положении до тех пор, пока ведущий вал ие провернется и зуб одной полумуфты не совместится с впадиной другой полумуфты. Пружина досылает подвижную полумуфту до упора 17 в полумуфте 16, при этом образуется зазор а между торцом подвижной полумуфты и упорной щайбой, который должен быть не меньше хода понтонов вдоль соединительного устройства, возникающего вследствие зазоров в шарнирах и запорных механизмах. Муфта включена.
Выключение полумуфт происходит в обратном порядке.
Предмет изобретения
1. Соединительное устройство для привода гребных винтов, содержащее ведущий вал основного и ведо.мый вал вспомогательных шарнирно-поворотных понтонов, соединенные посредством подвижной и неподвижной
зубчатых полу.муфт, одна из которых снабжена шлицевым валом с упорной щайбой, а другая - сферическим наконечником, и сферический и радиальный подшипники и упругое основание, отличающееся тем, что, с
целью обеспечения автоматического подключения ведущего и ведомого валов при передаче крутящего момента и повышения надежности в работе, шлидевой вал подвижной зубчатой полумуфты смонтирован в сферическом
и радиальном подшипниках, при этом радиальный подшипник прикреплен к упругому основанию, а шлицевой вал выполнен с ловителем, образованным конической выточкой, взаимодействующей со сферическим накоиечНИКОМ неподвижной зубчатой полумуфты вспомогательного понтона.
2. Соединительное устройство по п. 1, отличающееся тем, что неподвижная зубчатая полумуфта выполнвна с упорами, а между торцем -подвижной зубчатой 1полумуфты и упорной шайбой в присоединенном положении валов установлен зазор, равный величине пере.мещения понтонов вдоль соединительного устройства.
Фиг. /
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод рабочего вала двумя двигателями внутреннего сгорания | 1976 |
|
SU707533A3 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU386171A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ЛЕБЕДКА | 1966 |
|
SU178080A1 |
Привод центробежной машины | 1978 |
|
SU703141A1 |
МЕХАНИЗМ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОСТАНОВА СУППОРТА | 1971 |
|
SU290812A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ КОМПЕНСИРУЮЩАЯ МУФТА | 2015 |
|
RU2622675C2 |
Фрикционно-шариковая предохранительная муфта | 1978 |
|
SU767427A1 |
МУФТА | 2008 |
|
RU2357128C1 |
Рекуператор транспортного средства, оснащенный маховиком и упругими элементами | 2015 |
|
RU2616460C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
в
Фиг. 2
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация