1
Изобретение относится к автотракторостроению, в частности, к управлению транспортным средством в ведущем и тормозном режимах.
Наиболее близким техническим реше- . кием к изобретению является транспортное средство, содержащее управляемый передний и згщний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего 10 моста, силовые цилиндры которой гидравлически связаны с источником давления посредством клапанов управления, один из которых выполнен в виде следящего механизма, кинематически tS связанного с тормозной педалью, вариатор с органом управления, установленный между фрикционной муфтой и упправляемым передним ведущим мостом, золотниковый распределитель рулевого 20 механизма, гидравлически соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом, гидравлический цилиндр, разделенным ступенчатым поршнем на штоковую, рабочую и бес- 25 штоковую полости, при этом шток поршня соединен с органом управления вариатора, а рабочая полость сообщена С золотниковым распределителем, и подвески переднего и заднего мостов lJr30
Однако при торьюженин и в тяговом режиме (например, при работе с груженым и порожним полуприцепом) наблюдается перераспределение веса по осям,
5 из-за чего изменяются радиусы качения колес, а значит, появляется кинематическое несоответствие между их окружными скоростями. Следовательно, в этом случае необходимо изменять соотношение между угловыми скоростями колес Переднего и заднего мостов. Этого эффекта в известной конструкции достигнуть невозможно, так как упомянутое соотношение устанавливается независимо от перераспределения нагрузки. В результате в трансмиссии появляются значительные по величине динамические нагрузки (между ведущими мостами) и увеличивается износ шин. X
Цель изобретения - уменьшение износа шин и снижение динамических нагрузок в трансмиссии путем автоматического регулирования окружных скоростей передних и задних колес в зависимости от распределения на них веса транспортного средства.
Для этого предлагаемое транспортное средство снабжено дополнительным трехпозиционным следящим золотниковым распределителем, причем в золотнике последнего выполнены каналы для соединения в первой бесштоковой полости с источником давления, при этом торцовые полости, образованны корпусом дополнительного распределителя и торцами золотника, подключены соответственно к подвескам переднего и заднего мостов.
На чертеже представлена кинематическая схема предлагаемого транспортного средства.
Транспортное средство содержит управляемые передний и задний ведущие мосты 1 и 2, которые связаны между собой фрикционной муфтой 3 и вариатором 4.
Задний мост имеет тормозные механизмы. 5, а передний содержит рулевой механизм, состоящий из золотникового распределителя 6, гидравлически связанного с источником 7 давления и исполнительным механизмом 8, соединеным с рулевой трапецией 9.
Гидравлическая система управления тормозными Механизмами 5 заднего моста содержит главный тормозной цилинд 10, источник 11 давления. Управление цилиндром 10 осуществлено с места водителя тормозной педалью 12, которая кинематически связана с клапаном 13 управления, который выполнен следящим и в.ключенным в нагнетательную магистраль силового цилиндра 14 управления фрикционной муфтой 3. Последняя может быть включена и силовым цилиндром 15, управляемым клапаном 16, имеющим связь с источником 7 давления и сливом. Клапан 16 может управляться вручную водителем или датчиком, фиксирующим буксование задних колес.
Вариатор 4 состоит из ведущего и ведомого элементов 17 и 18, а также органа 19 управления, соединенного со штоком гидравлического цилиндра 20, последний рабочей полостью 21 соединен с золотниковым распределителем 6, а бесштоковой полостью 22 и штоковой 23 - с дополнительным трехпозиционным следящим золотниковым распределителем 24.
В золотнике последнего выполнены каналы для соединения в первой позиции бесштоковой полости 22 гидравлического цилиндра.со сливом и штоковой 23 с источником 7 давления. Во второй - полостей 22 и 23 со сливом, в третьей - штоковой полости 23 со сливом и бесштоковой 22 с источником 7 давления. При этом торцовые полост 25 и 26, образованные корпусом распределителя 24 и торцами золотника, подключены соответственно к трубопроводам 27 и 28, соединенными с рабочими полостями цилиндров передней и задней подвесок мостов 1 и 2.
Предлагаемое транспортное средств работает .следующим образом.
При движении транспортного средстйа на прямолинейном участке без буксования колес заднего моста 2 и отсутствии нажатия на тормозную педаль 12 силовые цилиндры 15 и 14 соединены со сливом и муфта 3 не подключает передний мост к заднему. Кроме того, распределитель 6 соединяет исполнительный механизм 8 и рабочую полость гидравлического цилиндра 20 со сливом, Трехпозиционный золотниковый распределитель 24 занимает вторую позицию, при которой полости 22 и 23 также сообщены со сливом, В случае превышения допустимого буксования задних колес водитель -или датчик, фиксирующий буксование колес, воздействует на клапан 16, который соединяет силовой цилиндр 15 с источником давления и таким образом включается фрикционная муфта 3, а значит подключается передний мост 1, тем самым .повысилась проходимость транспортного средства. Вариатор сохраняет требуемое соотношение в угловых скоростях колес переднего и заднего мостов,
В случае навески на транспортное средство навесных машин его развесовка изменяется, поэтому трехпозиционный распределитель, управляемый от подвески, своевременно подсоединяет требуемую полость гидравлического цилиндра 20 с источником 7 давлния. Это обусловливает перемещение органа 19 управления вариатором 4 и выравнивание окружных скоростей колес .
При прекращении буксования задних колес клайан 16 соединпет силовой цилиндр 15 со сливом и этим выключает фрикционную муфту 3, т.е. передний мост 1 отключается от заднего моста 2.
При нажатии на тормозную педаль 12 во время движения на прямолинейном участке пути рабочая жидкость от источника 11 давления поступает через клапан 13 управления -к силовому цилиндру 14 и к главному тормозному цилиндру 10, а оттуда к тормозным механизмам 5 заднего моста 2. Увеличение давления в рабочих полостях тормозных механизмов вызываетнарастание тормозных сил на колесах заднего моста и за счет включения фрикционной муфты на колесах переднего моста.
Устранение кинематического несоответствия, возникающего путем изменения радиусов колес при торможении, происходит вследствие изменения передаточного числа вариатора в зависимости от перераспределения веса по мостам транспортного средства. Это перераспределение приводит к увеличению давления в рабочих полостях цилиндров подвески переднего моста и уменьшению в упомянутых полостях подвески заднего моста. В результате по
действием разности давлений в трубопроводах 21 к 28, а значит и в торцовых полостях 26 и 25, трехпозиционного распределителя 24, его золотник занимает первую позицию. В этом случае от источника 7 давление поступает в штоковую полость 23 гидравлического цилиндра, вызывая перемещение органа 19 управления, что приводит в соответствие окружные скорости передних и задних колес.
Поскольку трехпозиционный золотниковый распределитель 24 выполнен следящим, то в зависимости от изменения давления в подвесках переднего и заднего мостов он занимает требуемую позицию и изменяет давление в полостях 22 и 23 гидравлического цилиндра 20 пропорционально перераспределению веса между мостами 1 и 2 и этим поддерживает оптимальный режим вращения колес.
При необходимости совершения в момент торможения или буксования задних колес .изменения направления движения воздействуют на рулевой механизм, результате распределитель 6 в соответствии с требуемым углом поворота трапеции 9 подает рабочую жидкость в соответствующие полости исполнительного механизма 8 и рабочую полость 21 гидравлического цилиндра 20. Орган 19 управления вариатором 4 благодаря связи со штоком гидравлического цилиндра перемещается, изменяя передаточное отношение вариатора 4. Это устраняет кинематическое несоответствие, возникающее вследствие движения передних и задних колес по различным радиусам кривизны. При возвращении на прямолинейный участок пути рабочая полость 21 гидравлического цилиндра 20 соединяется распределителем 6 со сливом и передаточное число вариатора зависит только от перераспределения веса по мостам транспортного средства.
При оттормаживании тормозная педаль 12 возвращается в исходное положение, а орган 19 управления вариатора 4 устанавливается в нейтральное положение. В результате цилиндр 14 фрикционной муфты 3 соединяется -со сливом, и давление в тормозныхмеханизмах 5 заднего моста 2 снижается.
Формула изобретения
Транспортное средство, содержащее управляемый передний и задний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего моста, силовые цилиндры которой гидравлически связаны с источником давления, посредством клапанов управления, один из которых выполнен в виде следящего механизма, кинематически связанного с тормозной
0 педалью, вариатор с органом управления, установленный между фрикционной муфтог; и управляемым передним ведущим мостом, золотниковый распределитель рулевого механизма, грщравличес5ки соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом, гидравлический цилиндр, разделенный ступенчатым поршнем на штоковую, рабочую и бёсштоковуй полости, при этом
0 шток поршня соединен с органом управления вариатора, а рабочая полость сообщена с золотниковым распределителем, и подвески переднего и защнего мостов, отличающееся тем, что, с целью уменьшения износа шин
5 и снижения динамических нагрузок в трансмиссии путем автоматического регулирования окружных скоростей передних и задних колес в зависимости от распределения на них веса трансDпортного средства, оно снабжено дополнительным трехпозиционным следящим золотниковым распределителем, причем в золотнике последнего выполнены каналы для соединения в первой
5 позиции бесштоковой полости гидравлического цилиндра со сливом и штоковой с источником давления, во второй - для соединения обеих полостей со сливом, а в третьей - для соединения штоковой полости гидравличес0кого цилиндра со сливом и бесштоковой полости с источником давления, при этом торцовые полости, образованные корпусом дополнительного распределителя и торцами золотника,подклю5чены соответственно к подвескам переднего и заднего мостов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
0 по заявке 2617801/27-11, кл. В 60 К 41/28, 1978.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство | 1979 |
|
SU887306A2 |
Транспортное средство | 1988 |
|
SU1555149A1 |
Транспортное средство | 1978 |
|
SU688353A1 |
Колесное транспортное средство | 1981 |
|
SU1009826A1 |
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2002 |
|
RU2232685C1 |
Транспортное средство | 1982 |
|
SU1049301A2 |
Транспортное средство | 1980 |
|
SU882797A1 |
Транспортное средство | 1983 |
|
SU1129087A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1981 |
|
SU1011398A1 |
Транспортное средство | 1982 |
|
SU1087385A2 |
Авторы
Даты
1980-10-15—Публикация
1979-01-17—Подача