Транспортное средство Советский патент 1980 года по МПК B60K41/28 B60T8/18 B60T8/26 

Описание патента на изобретение SU770867A1

1

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности, к управлению транспортным средством в ведущем и тормозном режимах.

Наиболее близким техническим реше- . кием к изобретению является транспортное средство, содержащее управляемый передний и згщний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего 10 моста, силовые цилиндры которой гидравлически связаны с источником давления посредством клапанов управления, один из которых выполнен в виде следящего механизма, кинематически tS связанного с тормозной педалью, вариатор с органом управления, установленный между фрикционной муфтой и упправляемым передним ведущим мостом, золотниковый распределитель рулевого 20 механизма, гидравлически соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом, гидравлический цилиндр, разделенным ступенчатым поршнем на штоковую, рабочую и бес- 25 штоковую полости, при этом шток поршня соединен с органом управления вариатора, а рабочая полость сообщена С золотниковым распределителем, и подвески переднего и заднего мостов lJr30

Однако при торьюженин и в тяговом режиме (например, при работе с груженым и порожним полуприцепом) наблюдается перераспределение веса по осям,

5 из-за чего изменяются радиусы качения колес, а значит, появляется кинематическое несоответствие между их окружными скоростями. Следовательно, в этом случае необходимо изменять соотношение между угловыми скоростями колес Переднего и заднего мостов. Этого эффекта в известной конструкции достигнуть невозможно, так как упомянутое соотношение устанавливается независимо от перераспределения нагрузки. В результате в трансмиссии появляются значительные по величине динамические нагрузки (между ведущими мостами) и увеличивается износ шин. X

Цель изобретения - уменьшение износа шин и снижение динамических нагрузок в трансмиссии путем автоматического регулирования окружных скоростей передних и задних колес в зависимости от распределения на них веса транспортного средства.

Для этого предлагаемое транспортное средство снабжено дополнительным трехпозиционным следящим золотниковым распределителем, причем в золотнике последнего выполнены каналы для соединения в первой бесштоковой полости с источником давления, при этом торцовые полости, образованны корпусом дополнительного распределителя и торцами золотника, подключены соответственно к подвескам переднего и заднего мостов.

На чертеже представлена кинематическая схема предлагаемого транспортного средства.

Транспортное средство содержит управляемые передний и задний ведущие мосты 1 и 2, которые связаны между собой фрикционной муфтой 3 и вариатором 4.

Задний мост имеет тормозные механизмы. 5, а передний содержит рулевой механизм, состоящий из золотникового распределителя 6, гидравлически связанного с источником 7 давления и исполнительным механизмом 8, соединеным с рулевой трапецией 9.

Гидравлическая система управления тормозными Механизмами 5 заднего моста содержит главный тормозной цилинд 10, источник 11 давления. Управление цилиндром 10 осуществлено с места водителя тормозной педалью 12, которая кинематически связана с клапаном 13 управления, который выполнен следящим и в.ключенным в нагнетательную магистраль силового цилиндра 14 управления фрикционной муфтой 3. Последняя может быть включена и силовым цилиндром 15, управляемым клапаном 16, имеющим связь с источником 7 давления и сливом. Клапан 16 может управляться вручную водителем или датчиком, фиксирующим буксование задних колес.

Вариатор 4 состоит из ведущего и ведомого элементов 17 и 18, а также органа 19 управления, соединенного со штоком гидравлического цилиндра 20, последний рабочей полостью 21 соединен с золотниковым распределителем 6, а бесштоковой полостью 22 и штоковой 23 - с дополнительным трехпозиционным следящим золотниковым распределителем 24.

В золотнике последнего выполнены каналы для соединения в первой позиции бесштоковой полости 22 гидравлического цилиндра.со сливом и штоковой 23 с источником 7 давления. Во второй - полостей 22 и 23 со сливом, в третьей - штоковой полости 23 со сливом и бесштоковой 22 с источником 7 давления. При этом торцовые полост 25 и 26, образованные корпусом распределителя 24 и торцами золотника, подключены соответственно к трубопроводам 27 и 28, соединенными с рабочими полостями цилиндров передней и задней подвесок мостов 1 и 2.

Предлагаемое транспортное средств работает .следующим образом.

При движении транспортного средстйа на прямолинейном участке без буксования колес заднего моста 2 и отсутствии нажатия на тормозную педаль 12 силовые цилиндры 15 и 14 соединены со сливом и муфта 3 не подключает передний мост к заднему. Кроме того, распределитель 6 соединяет исполнительный механизм 8 и рабочую полость гидравлического цилиндра 20 со сливом, Трехпозиционный золотниковый распределитель 24 занимает вторую позицию, при которой полости 22 и 23 также сообщены со сливом, В случае превышения допустимого буксования задних колес водитель -или датчик, фиксирующий буксование колес, воздействует на клапан 16, который соединяет силовой цилиндр 15 с источником давления и таким образом включается фрикционная муфта 3, а значит подключается передний мост 1, тем самым .повысилась проходимость транспортного средства. Вариатор сохраняет требуемое соотношение в угловых скоростях колес переднего и заднего мостов,

В случае навески на транспортное средство навесных машин его развесовка изменяется, поэтому трехпозиционный распределитель, управляемый от подвески, своевременно подсоединяет требуемую полость гидравлического цилиндра 20 с источником 7 давлния. Это обусловливает перемещение органа 19 управления вариатором 4 и выравнивание окружных скоростей колес .

При прекращении буксования задних колес клайан 16 соединпет силовой цилиндр 15 со сливом и этим выключает фрикционную муфту 3, т.е. передний мост 1 отключается от заднего моста 2.

При нажатии на тормозную педаль 12 во время движения на прямолинейном участке пути рабочая жидкость от источника 11 давления поступает через клапан 13 управления -к силовому цилиндру 14 и к главному тормозному цилиндру 10, а оттуда к тормозным механизмам 5 заднего моста 2. Увеличение давления в рабочих полостях тормозных механизмов вызываетнарастание тормозных сил на колесах заднего моста и за счет включения фрикционной муфты на колесах переднего моста.

Устранение кинематического несоответствия, возникающего путем изменения радиусов колес при торможении, происходит вследствие изменения передаточного числа вариатора в зависимости от перераспределения веса по мостам транспортного средства. Это перераспределение приводит к увеличению давления в рабочих полостях цилиндров подвески переднего моста и уменьшению в упомянутых полостях подвески заднего моста. В результате по

действием разности давлений в трубопроводах 21 к 28, а значит и в торцовых полостях 26 и 25, трехпозиционного распределителя 24, его золотник занимает первую позицию. В этом случае от источника 7 давление поступает в штоковую полость 23 гидравлического цилиндра, вызывая перемещение органа 19 управления, что приводит в соответствие окружные скорости передних и задних колес.

Поскольку трехпозиционный золотниковый распределитель 24 выполнен следящим, то в зависимости от изменения давления в подвесках переднего и заднего мостов он занимает требуемую позицию и изменяет давление в полостях 22 и 23 гидравлического цилиндра 20 пропорционально перераспределению веса между мостами 1 и 2 и этим поддерживает оптимальный режим вращения колес.

При необходимости совершения в момент торможения или буксования задних колес .изменения направления движения воздействуют на рулевой механизм, результате распределитель 6 в соответствии с требуемым углом поворота трапеции 9 подает рабочую жидкость в соответствующие полости исполнительного механизма 8 и рабочую полость 21 гидравлического цилиндра 20. Орган 19 управления вариатором 4 благодаря связи со штоком гидравлического цилиндра перемещается, изменяя передаточное отношение вариатора 4. Это устраняет кинематическое несоответствие, возникающее вследствие движения передних и задних колес по различным радиусам кривизны. При возвращении на прямолинейный участок пути рабочая полость 21 гидравлического цилиндра 20 соединяется распределителем 6 со сливом и передаточное число вариатора зависит только от перераспределения веса по мостам транспортного средства.

При оттормаживании тормозная педаль 12 возвращается в исходное положение, а орган 19 управления вариатора 4 устанавливается в нейтральное положение. В результате цилиндр 14 фрикционной муфты 3 соединяется -со сливом, и давление в тормозныхмеханизмах 5 заднего моста 2 снижается.

Формула изобретения

Транспортное средство, содержащее управляемый передний и задний ведущие мосты, фрикционную муфту включения переднего моста, силовые цилиндры которой гидравлически связаны с источником давления, посредством клапанов управления, один из которых выполнен в виде следящего механизма, кинематически связанного с тормозной

0 педалью, вариатор с органом управления, установленный между фрикционной муфтог; и управляемым передним ведущим мостом, золотниковый распределитель рулевого механизма, грщравличес5ки соединенный с источником давления, исполнительным механизмом и сливом, гидравлический цилиндр, разделенный ступенчатым поршнем на штоковую, рабочую и бёсштоковуй полости, при этом

0 шток поршня соединен с органом управления вариатора, а рабочая полость сообщена с золотниковым распределителем, и подвески переднего и защнего мостов, отличающееся тем, что, с целью уменьшения износа шин

5 и снижения динамических нагрузок в трансмиссии путем автоматического регулирования окружных скоростей передних и задних колес в зависимости от распределения на них веса трансDпортного средства, оно снабжено дополнительным трехпозиционным следящим золотниковым распределителем, причем в золотнике последнего выполнены каналы для соединения в первой

5 позиции бесштоковой полости гидравлического цилиндра со сливом и штоковой с источником давления, во второй - для соединения обеих полостей со сливом, а в третьей - для соединения штоковой полости гидравличес0кого цилиндра со сливом и бесштоковой полости с источником давления, при этом торцовые полости, образованные корпусом дополнительного распределителя и торцами золотника,подклю5чены соответственно к подвескам переднего и заднего мостов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

0 по заявке 2617801/27-11, кл. В 60 К 41/28, 1978.

Похожие патенты SU770867A1

название год авторы номер документа
Транспортное средство 1979
  • Богдан Николай Владимирович
  • Молош Григорий Антонович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU887306A2
Транспортное средство 1988
  • Сергиенко Николай Егорович
  • Коденко Михаил Николаевич
  • Сергиенко Дмитрий Егорович
  • Майданюк Владимир Григорьевич
SU1555149A1
Транспортное средство 1978
  • Романчик Евгений Анатольевич
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Гуськов Валерий Владимирович
SU688353A1
Колесное транспортное средство 1981
  • Яцкевич Владимир Владимирович
  • Шавель Анатолий Андреевич
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Гуськов Валерий Владимирович
SU1009826A1
ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2002
  • Баторшин В.П.
  • Галемов Т.Т.
  • Голоскин Е.С.
RU2232685C1
Транспортное средство 1982
  • Расолько Александр Михайлович
  • Богдан Николай Владимирович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1049301A2
Транспортное средство 1980
  • Богдан Николай Владимирович
  • Ивандиков Михаил Петрович
  • Расолько Александр Михайлович
SU882797A1
Транспортное средство 1983
  • Богдан Николай Владимирович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Поварехо Александр Сергеевич
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1129087A1
Двухзвенное транспортное средство 1981
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1011398A1
Транспортное средство 1982
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Павлович Александр Эдуардович
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1087385A2

Иллюстрации к изобретению SU 770 867 A1

Реферат патента 1980 года Транспортное средство

Формула изобретения SU 770 867 A1

SU 770 867 A1

Авторы

Богдан Николай Владимирович

Бойков Владимир Петрович

Расолько Александр Михайлович

Романчик Евгений Анатольевич

Даты

1980-10-15Публикация

1979-01-17Подача