1
Изобретение относится к тягово-предохраиительиым лебедкам, применяемым для комбайнов, работающих на пластах наклонного и крутого падения.
Известны тормоза грузоуиорные, включаюпд,ие храповое колесо, диски трения, нажимиую гайку и шестерню, смонтированные на приводном валу редуктора барабана лебедки.
Предлагае 1ый тормоз отличается тем, что шестер ия установлена на приводном валу свободно, зафиксирована от осевого перемещения и снабжена на торцовой плоскости катками, взаимодействующими с пазами, выполненными на нажимной гайке.
Это уменьшает растормаживающий момент и повышает надежность тормоза в работе.
На фиг. 1 изображена лебедка с грузоупорным тормозом, общий вид; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - шестерня; на фиг. 4 -гайка.
Тягово-предохранительиая лебедка состоит из рабочего барабана 1 с редуктором 2, предохранительного барабана 3 с редуктором 4, электродвигателя 5, гидронасоса, гидромотора 6 и тормоза грузоупорного.
Тормоз (см. фиг. 2) состоит из иабора неподвижных дисков 7, связанных с храповым колесом 8, и набора подвижных тормозных дисков 9, размещенных на гайке 10. Храповое колесо 8 через втулку 11, а шестерня 12 через
втулку 13 свободно посажены на приводной вал 14, установленный в корпусе редуктора на подшипниках 15 и 16.
Вал 14 зафиксирован от осевых перемещеНИИ упорными подшипниками 17. Шестерня от осевых перемещений удерживается буртом вала 14 и кольцом 15. Гайка 10 тормоза соединена с приводным валом 14 через шариковинтовой ,ехапизм 18. Вал 14 приводится во
вращение от гидромотора 6 через муфту 19.
Направления винтовых канавок механизма 18 и зубьев храпового колеса 8 выбраны так, что при работе лебедки на подъем комбайна зубья колеса 8 свободно скользят по собачкам 20. закрепленным па корпусе 2 лебедки. Шестерпя (ем. фиг. 3) имеет на торцовой поверхности две диаметрально расположенные проуюииы 22. в которых размещены катки 23 на осях 24 и подшпппиках 25.
Катки 23 входят в пазы а гайки 10 (см. фиг. 4) с рабочилп поверхностями Б. Пазы а по ширине выполнены больию диаметра катков на величину, необходимую для компенсации иеточносгей изготовления и сборки.
Тормоз работает следующим образом. Подъем комбайна. При враи1еиии вала 14 в сторону подъема комбайна гайка 10 через меманиз ; 18 получает осевое перемещение в еторону прижатпя дисков 9 к дискам 7. Тормоз замыкается, и ириводиой вал 14, гайка
10, диски 9 и 7 и храповое колесо 8 вращаются с одинаковой угловой скоростью. Тормоз выполняет роль муфты 10, через катки 23 приводит во вращение шестерню 12 и далее через редуктор-барабан.
Спуск комбайна. Шестерня 12 и вал 14 не могут двигаться в осевом направлении, поэтому при вращении вала 14 в сторону опускания комбайна гайка 10 перемещается вдоль вала, размыкая тормозные поверхности дисков 7 и 9.
Связь гайки 10 с храповым колесом 8 нарушается, и она получает возможность проворачиваться. С другой стороны, под действием веса комбайна развивается грузовой момент, который приводит во вращение шестерню 12. До тех пор, пока скорость вращения шестерни меньше или равна скорости вращения вала (следовательно и гайки), происходит опускание комбайна. Но, как только скорость вращения шестерни становится больше скорости вала с гайкой, катки 23 шестерни 12 проворачивают гайку 10 относительно вала 14, гайка движется в осевом направлении в сторону сжатия дисков 7 и 9 и стопорится через храповое колесо 8 и собачку 20 на корпус 21 лебедки.
В паз гайки упирается каток 23 шестерни, которая также прекращает свое вращение. Спуск комбайна прекращается.
При уменьшении скорости гайки 10 до величины, меньшей скорости вала 8, тормоз размыкается и комбайн вновь получает возможность опуститься.
В результате этих взаимных перемещений гайки 10, переходящих в непрерывное скольжение дисков 7 и 9, комбайн будет опускаться со скоростью, не превышающей скорость вращения вала 14. Благодаря тому, что перемещается только гайка 10, а ее кинематические связи с приводным валом 14 и шестерней 12 выполнены через пары качения, ее осевые перемещения сопровождаются минимальными потерями на трение, что повышает плавность работы тормоза, снижает динамические нагрузки в упругом органе, повышает
надежность лебедки в целом, а также снижает растормаживающий момент.
Предмет изобретения
Тормоз грузоупорный преимущественно для тягозо-предохранительной лебедки угольного комбайна, включающий храповое колесо, диски трения, нажимную гайку и шестерню, смонтированные на приводном валу редуктора барабана лебедки, отличающийся тем, что, с целью уменьшения растормаживающего момента и повышения надежности в работе, шестерня установлена на приводном валу свободно, зафиксирована от осевого перемешения и снабжена на торцовой плоскости катками, взаимодействующими с пазами, выполпенными на нажимной гайке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормоз грузоупорный | 1975 |
|
SU596713A1 |
Грузоупорный тормоз | 1976 |
|
SU583089A1 |
Ручная лебедка | 1974 |
|
SU497213A2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТАЛЬ | 1973 |
|
SU391992A1 |
Грузовая лебедка | 1973 |
|
SU604810A1 |
Лебедка | 1985 |
|
SU1321668A1 |
ТЯГОВАЯ ЛЕБЕДКА | 1998 |
|
RU2153461C2 |
ГИДРОМОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2038226C1 |
ТАЛЬ ДЛЯ ПОДЪЕМА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ | 2009 |
|
RU2401243C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ФРИКЦИОННО-БАРАБАННАЯ .ПЕБЕДКА | 1971 |
|
SU310863A1 |
Фиа 3
Фиг А
Авторы
Даты
1974-03-25—Публикация
1971-06-22—Подача