Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение при повышенных требованиях к точности кинематических цепей.
Известны безлюфтовые шпоночные (шлицевые) соединения с монтажной выборкой люфтов посредством клиновых или стопорных (упорных) элементов.
Однако во многих конструкциях необходимо обеснечить безлюфтовое, но периодически подвижное соединение, а также эксплуатационную регулировку натяга в соединении, что особенно сложно при закрытых (недоступных) соединениях.
Для упрощения экснлуатацин и повышения работоспособности соединение снабжено втулкой с торцовыми зубьями, соединенной с валом шпонкой или шл.ицами и поджатой резьбовым элементом, например гайкой, а с колесом - с иомошью торцовых зубьев, вхо дящих в зацепление с торцовыми зубьями, выполненными «а колесе, причем зубья втулки смещены относительно зубьев колеса на величину, меньшую лолювилы шага зубьев, обеспечивая ири затяжке гайки взаимный разворот соединяемых деталей и выборку зазора в шпоночном или шлицевом соединении.
При торцовом (осевом) сжатии такого зубчатого зацепления за счет клинового эффекта на взаимно смещенных и, следовательио, не полностью зацепленных зуоьях, происходит взаимный угловой разворот втулки п колеса и выборка зазора в щноиочном (шлнцевом) соеднненин.
Сжатие и разжатие торцового зубчатого зацепления и, следовательно, регулировка натяга или зазора в шионочиом (шлицевом) соединении осушествляются любым способом и, в первую очередь, с помощью тайки, расположенной в доступном месте на резьбовом хвостовике вала.
Иа чертеже изображено описываемое соедипение.
Вал / соединяется с зубчатым колесом 2 шпонкой 5. Па валу / и шпонке 3 установлена втулка 4. Па сонряженных торцах колеса и втулки выполнены остроконечные зубья 5, причем зубья на втулке смещены относительно зубьев на колесе на некоторую величину а, меньшую половины их шага.
Колесо и втулка стягиваются гайкой 6. При этом их торцовые зубья 5 зацепляются, и за счет взаимного смешения зубьев происходит взаимный разворот колеса и втулки на валу относительно шнонки (шлица) 3, что обеспечивает жесткий односторонний контакт колеса со шнонкой и надежное безлюфтовое соединение колеса и вала.
Для осевого перемещения колеса вдоль вала гайка 6 отворачивается, и при этом в
шпоночном (шлицевом) соединении образуется необходимый зазор.
Предмет изобретения
Безлюфтовое шпоночное .или шлицевое соединение деталей, например, вала и зубчатого колеса, отличающееся тем, что, с целью упрощения эксплуатации и повышения работоопособност.и, оно снабжено втулкой с торцовыми зубьями, соединенной с валом шпонкой .ил.и шлицами и поджатой резьбовым элементом, например, гайкой, а с колесом - с помошыо торцовых зубьев, входяших в зацепление с торцовыми зубьями, выполненными на колесе, причем зубья втулки смещены относительно зубьев колеса на величину, меньшую половины шага зубьев, обеспечивая при затяжке гайки взаимный разворот соединяемых деталей и выборку зазора в шпоночном или шлицевом соединении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шпоночное соединение | 1978 |
|
SU721568A1 |
Приспособление для устранения зазора между зубьями колес | 1976 |
|
SU591642A1 |
СПОСОБ СБОРКИ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ | 1993 |
|
RU2086832C1 |
Зубчатая передача | 1981 |
|
SU1002708A1 |
Гайковерт | 1987 |
|
SU1521574A1 |
МЕХАНИЗМ ЗАГРУЗКИ КРУТЯЩИМ МОМЕНТОМ | 2013 |
|
RU2548204C2 |
Устройство для соединения ступицы с концом вала | 1986 |
|
SU1368510A1 |
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2011 |
|
RU2475666C1 |
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1990 |
|
SU1761575A1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМНИК | 2005 |
|
RU2297382C2 |
Даты
1974-05-15—Публикация
1971-12-16—Подача